Если российских ветеранов, которые возвращаются с оккупационной войны в Украине в России превозносят по телевидению и обещают привилегированные должности в местных и региональных органах власти, то судьба российских военнопленных совсем другая. После обмена их изолируют от семей, позволяя поодинокие звонки, и допрашивают Федеральная служба безопасности, военная прокуратура и Следственный комитет России, говорится в материале американской газеты The Wall Street Journal.
Издание пишет, что российские командиры еще до отправки солдат на фронт призывают их подорвать себя гранатой, прежде чем попасть в украинский плен.
И поскольку высокие зарплаты военных и единовременные выплаты часто являются главной мотивацией для мобилизации россиян в армию, большинство из пленных теряет на них право после подтверждения плена.
После обмена российских военных автоматически подозревают в государственной измене и коллаборационизме, а в некоторых случаях следователи расследуют наличие уголовных преступлений.
В частности, в этом году в России российского солдата Романа Иванишина приговорили к 15 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима после возвращения из украинского плена. Его обвиняли в добровольной сдаче войск, попытке добровольной сдачи военнослужащего и дезертирстве из воинской части.
После месячного допроса большинство бывших военнопленных отправляют обратно в свои части, еще часть сразу же обратно на фронт. По данным издания, там их ждут наказания или опасные задания. Некоторым больше никогда не дают оружие и заставляют выполнять черные работы.
"Условия после возвращения могут быть настолько ужасными, что некоторые семьи лоббировали, чтобы их сыновья не участвовали в обмене пленными. Условия в украинских лагерях для военнопленных гораздо гуманнее, чем в российских лагерях для военнопленных украинцев, где пытки систематические", - пишет WSJ.
Издание приводит историю 31-летнего Игоря Долгополова, который попал в плен возле Часового Яра. Его родственники говорят, что боятся, что его могут включить в любые будущие обмены, а затем отправить непосредственно обратно на фронт. Один из родственников Долгополова рассказал, что солдатам, которые вернулись из лагеря для военнопленных, больше не доверяют, командиры их унижают и презирают. Он заявил, что для них было бы лучше остаться жить в Украине и даже получить там гражданство.
Также в РФ продолжается суд над бывшим военнопленным, 45-летним Павлом Гугуевым по подозрению в сотрудничестве с иностранным правительством. Ему грозит наказание в виде лишения свободы на срок до восьми лет поскольку он дал интервью украинским журналистам о своем содержании под стражей, выразил свое неодобрение войны и рассказал об условиях, в которых он находился после возвращения. В одном видео примерно через месяц после того, как его обменяли и отправили обратно в Россию, он рассказал, что его допрашивала ФСБ и отправила в военный госпиталь в Подольске. Он сказал, что другие солдаты спрашивали его, почему он не подорвал себя, а позволил себя взять в плен.
Издание добавляет, что разговоры журналистов с несколькими другими военнопленными показали похожую модель недоверия. Один из них рассказал, что он сел на самолет, чтобы вернуться на передовую, но его сняли с борта непосредственно перед взлетом на глазах у сослуживцев, потому что начальство ему не доверяло.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
