Кузьма Николаевич Деревянко родился 14 ноября 1904 г. в с. Косеновка Уманского уезда Киевской губернии Российской империи (ныне — Уманский район Черкасской обл., Украина) в многодетной (восемь детей) рабочей семье. С трёх до девяти лет жил на Вологодчине, куда (в Великий Устюг) сослали отца за участие в революционных событиях.
Окончил церковно-приходскую школу, а в судьбоносном 1917 г. родители на последние деньги отправили способного мальчика учиться в первую украинскую гимназию им. Б. Гринченка (г. Умань). Но из-за бедственного положения семьи Кузьме пришлось, проучившись неполных три года, бросить школу и пойти работать на гранитный карьер, помогать отцу.
В 1922 г. он уходит служить в Красную Армию, поступает сначала в Киевскую военную школу, а затем — в Харьковскую школу красных старшин (командиров). Именно в Харьковской школе сын камнетеса увлекся изучением... японского языка. По свидетельству сослуживцев, к выпуску из школы в 1924 г. он уже говорил и писал по-японски.
Знал бы тогда Деревянко, что это увлечение станет для него судьбоносным...
После окончания школы он последовательно командовал взводом (уже через год получил первую награду — именной серебряный портсигар), ротой, стал начштабом полка, помощником начальника разведотдела Украинского военного округа.
В 1933 году, поступая на спецфакультет военной разведки Военной академии им. М. В. Фрунзе, он выбрал для изучения английский и немецкий языки.
В 1937–1938 гг. капитан Кузьма Деревянко, выполняя правительственное задание, создал перевалочную базу на ст. Сары-Озек (Казахстан) для снабжения оружием через горы Тянь-Шань и пустыню Гоби (дорога длиной более 2 тыс. км) китайских войск, воевавших с японцами. За эту спецоперацию он получил высшую награду СССР — орден Ленина, вручённый ему в Кремле лично «всесоюзным старостой» Калининым.
Во время советско-финской войны доброволец майор Деревянко — начальник штаба Отдельной особой лыжной бригады — разведывательно-диверсионного подразделения, сформированного в основном из студентов Ленинградского института физкультуры им. Лесгафта. Во время войны «штабист» Деревянко принимал участие и в боевых действиях. Так, когда лыжный отряд В. Мягкова (посмертно — Героя Советского Союза) попал в засаду финнов и был разгромлен, Кузьма Николаевич во главе другого отряда вынес раненых и погибших. За финскую войну Деревянко награжден орденом Красной Звезды и досрочно стал полковником.
С августа 1940 г. Деревянко — заместитель начальника разведотдела Прибалтийского особого военного округа.
С начала Великой Отечественной войны он возглавляет разведотдел штаба Северо-Западного фронта. В этом качестве он в августе 1941 года возглавил рейд в тыл немецких войск, в ходе которого из концлагеря под Старой Руссой было освобождено около двух тысяч пленных красноармейцев.
4 мая 1942 г. Кузьма Николаевич назначен начальником штаба 53-й армии Северо-Западного фронта и награждён орденом Красной Звезды. Одновременно ему присвоен чин генерал-майора (по представлению начштаба фронта Н. Ф. Ватутина и замначгенштаба А. М. Василевского).
Летом 1943 г. в составе Степного фронта Кузьма Николаевич принимает участие в Курской битве, в освобождении Харькова. В качестве начальника штаба 57-й армии, а потом — 4-й гвардейской армии 3-го Украинского фронта, участвует в битве за Днепр. Он внес значимый вклад в успешное завершение Корсунь-Шевченковской операции — именно удар его гвардейцев в районе Шендеровки и Лисянки положил конец группировке Штеммермана. Его штаб также участвовал в разгроме противника в Ясско-Кишиневской операции, прорыве оборонительной линии «Маргарита» в районе озера Балатон, в освобождении Будапешта и Вены.
Закончил войну Кузьма Деревянко в звании генерал-лейтенанта (присвоено 19 апреля 1945 г.) и некоторое время был представителем СССР в Союзном Совете по Австрии.
Интересный факт. Кузьма Николаевич был заядлым меломаном, и в еще не полностью освобожденной Вене он поручил сыну найти кладбище, где похоронены великие композиторы Штраус и Шуберт и возложить большие букеты живых цветов на их могилы.
В связи с предстоящей войной с Японией Кузьма Деревянко был переведен на Дальний Восток на должность начальника штаба 35-й армии. Но не успел он толком вступить в должность, как ему было приказано прибыть в ставку Главкома Советскими войсками на Дальнем Востоке маршала Василевского, где ему была вручена телеграмма Сталина и начгенштаба Антонова... о назначении представителем Главного командования Советских войск на Дальнем Востоке при штабе генерала Макартура и о полномочиях на подписание Акта о безоговорочной капитуляции Японии от имени Советского Верховного Главнокомандования.
То есть, на генерал-лейтенанта Кузьму Николаевича Деревянко было возложена историческая миссия — принять капитуляцию Японии и таким образом закончить Вторую мировую войну.
Выбор пал на Кузьму Николаевича не случайно — он был заслуженным боевым генералом, кавалером многих высших наград СССР, имел некоторый дипломатический опыт и знал иностранные языки. Лучшей кандидатуры было не найти.
30 августа вместе с Макартуром и представителями стран союзников Деревянко прибыл в Японию, а 2 сентября 1945 года принял участие в церемонии подписания Акта о капитуляции.
Церемония происходила в Токийском заливе, но на американской территории — на борту авианосца «Миссури» — в 10 часов по токийскому времени. Советской делегации, в которую кроме Кузьмы Деревянко входили также вице-адмирал Стаценко и генерал-майор авиации Воронов, матросы авианосца устроили овацию. Это была дань уважения союзнику по антигитлеровской коалиции.
Однако на этом миссия Деревянко не закончилась. К сожалению, уже тогда чувствовалось нарождение новой — «холодной» — войны, и генерал-лейтенант Деревянко первым из советских генералов ощутил ее смертоносное дыхание. По поручению руководства СССР он несколько раз посещает города Хиросима и Нагасаки, подвергнутые американской атомной бомбардировке и составляет об увиденном детальный отчёт, который вместе с альбомом фотографий передал в Генштаб, а затем лично Сталину при докладе 5 октября 1945 г.
Сам Деревянко вспоминал: «...Сталин поинтересовался последствиями взрывов атомных бомб... К ответу я был готов, поскольку успел посетить пострадавшие города и видел всё своими глазами. Передал я Сталину и альбом своих фотографий, на которых были запечатлены разрушения... На следующий день мне сообщили, что доклад в Политбюро одобрен и что моя работа в Японии получила положительную оценку».
В дальнейшем Кузьма Деревянко был назначен представителем СССР в созданном в декабре 1945 года Союзном Совете для Японии, председателем которого был назначен главнокомандующий оккупационными силами союзников генерал Макартур. На этой должности Кузьма Николаевич также не сидел сложа руки — за время существования Совета им было подготовлено 33 заявления и меморандума, касающихся различных дипломатических и политических аспектов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ОСУЖДЕННЫЕ ПОЖИЗНЕННО: ПРАВО НА ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ
В 1951 г. К. Н. Деревянко перевели в Москву, где он работал в военной академии начальником кафедры вооруженных сил иностранных государств, а затем начальником управления информации Главного разведуправления (ГРУ) Генштаба.
Вследствие радиоактивного облучения, имевшего место во время посещения Хиросимы и Нагасаки, здоровье генерала серьезно ухудшилось и, после продолжительной и тяжелой болезни, 30 декабря 1954 г. он скончался от рака.
Похоронен Кузьма Николаевич Деревянко 3 января 1955 г. на Новодевичьем кладбище в Москве (участок № 4, ряд 25).
В одном письме родным Кузьма Николаевич написал: «Настоящим солдатом может быть и является только тот, кто всегда находится на службе, кто не умеет заниматься частными делами за счет служебных».
За свою не очень долгую, но яркую жизнь, Кузьма Николаевич был удостоен многих наград: двух орденов Ленина, двух орденов Красного знамени, ордена Суворова І степени, ордена Кутузова І степени, ордена Богдана Хмельницкого І степени, ордена Красной Звезды, медалями «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За Победу над Японией», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «ХХ лет РККА», «30 лет Советской армии и флоту».
Однако главного звания — звания Героя — ему при жизни присвоено не было.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: КАК НЕ ЗАБОЛЕТЬ В СЕЗОН ПРОСТУД?
Но лучше поздно, чем никогда. Несправедливость была исправлена 7 мая 2007 г., когда Указом Президента Украины № 387/2007 Кузьме Николаевичу Деревянко было посмертно присвоено звание Герой Украины «за мужество и самоотверженность, проявленные в годы Второй мировой войны 1939–1945 годов, выдающиеся дипломатические заслуги в послевоенном урегулировании межгосударственных отношений».
В родном селе Косеновка открыт музей-усадьба Деревянко; в Киеве на фасаде дома, где в свое время жил Герой Украины (ул.Пушкинская, 23), ему открыта мемориальная доска.
Андрей Подволоцкий, Фраза
Популярное сейчас:
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News