Кредиты МВФ в обмен на реформы
С 2014 года Украина получила от МВФ больше 11 миллиардов долларов. Сначала 4,6 миллиарда долларов - по программе stand-by, которая была остановлена из-за длительного формирования правительства и досрочных парламентских выборов. Потом - еще 6,7 миллиарда долларов по программе расширенного финансирования EFF, общим объемом около 16,75 миллиарда долларов, говорится в материале DW.
Эта программа рассчитана на четыре года, но условия ее выполнения подлежат регулярному пересмотру. Так, по итогам просмотра в середине мая 2017 года, очередной транш кредита в 1,9 млрд долларов был отложен до осени. Причиной стала задержка принятия Верховной Радой согласованных с МВФ законов о пенсионной и земельной реформе. По данным МВФ, ключевые требования для предоставления осеннего транша - проведение пенсионной реформы, принятие законов о приватизации и антикоррупционный суд.
Вопреки обвинениям в адрес МВФ со стороны ряда украинских политиков в том, что там выдвигают слишком жесткие условия кредитования, Фонд достаточно гибко реагирует на проблемы Украины. Так, в июле официальный представитель МВФ Уильям Мюррей заявил, что Фонд отсрочил до конца 2017 года проведение Украины земельной реформы, как обязательное условие кредитования. Теперь Национальный банк Украины рассчитывает получить в этом году еще два транша, что позволит привлечь от МВФ более четырех с половиной миллиардов долларов.
Кредиты получены - проблемы не решены
Экс-заместитель главы Нацбанка Украины по валютно-курсовой политике Сергей Яременко в интервью DW объяснил уступчивость МВФ тем, что Вашингтон, по его мнению, стал понимать: выдвинутые им условия нереалистичны для Украины. А предлагаемые МВФ экономические модели, по мнению финансиста, рассчитаны на более сильные экономики, чем украинская, сталкиваются с сопротивлением и не приносят ожидаемых результатов.
"Миссии и руководители МВФ для того и приезжают, чтобы обсудить, что политически возможно принять, а что нельзя", - отметил эксперт.
В отличие от него, председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак считает виновным в торможении украинских реформ не политику МВФ, а нынешнее украинское руководство. Как напомнил экономист в беседе с DW, ни правительство, ни Нацбанк не решили с помощью кредитов МВФ ни одной системной проблемы.
"Вместо стабилизации курса гривны звучат прогнозы ее дальнейшей девальвации, хотя никаких причин для этого нет, продолжается накопление государственного долга как с внешних, так и внутренних источников", - отметил Новак.
Борьба с коррупцией - условие для выдачи кредитов
Но это лишь часть проблем сотрудничества Украины с МВФ, считает директор киевского Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский. Он отметил, что сейчас самым важным для Вашингтона является борьба Украины с коррупцией, без чего государство просто не сможет стать эффективным.
"Деньги МВФ - это помощь на лечение, а если лечение не проводится, значит деньги тратятся неэффективно. Мы слишком часто списывали свое неумение проводить реформы на неправильные советы МВФ", - уверен Бураковский.
По его словам, только после темы коррупции в дискуссиях МВФ с официальным Киевом затрагивается пенсионная реформа, ценообразование на энергоресурсы, земельная реформа и приватизация госимущества. Экономист отметил, что независимо от факта сотрудничества с МВФ, эти проблемы так или иначе все равно нужно решать.
Украина в долговой яме
Но отказаться от кредитов Фонда нельзя еще и потому, что от этого зависит получение Киевом финансовой помощи от Всемирного банка (ВБ), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Евросоюза и многих других.
"Предоставление программ кредитования МВФ является своего рода "зеленым светом" для других международных доноров", - напомнил Игорь Бураковский.
Кроме того, с учетом нынешней экономической ситуации зависимость от программы расширенного финансирования МВФ имеет решающее значение для Украины. Как пояснил исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко, это объясняется пиковыми выплатами по обслуживанию внешних долгов Украины в 2018-2019 годах.
"Если в нынешнем году эти выплаты составили около 2,6 миллиарда долларов, то в последующие два года нам нужно будет отдать больше 10 миллиардов долларов, тогда как "чистые" золотовалютные резервы Нацбанка составляют лишь два-три миллиарда долларов", - сказал Устенко.
Источник: dw.com
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News