15 декабря, Еврокомиссия должна была опубликовать отчет о выполнении Украиной условий дляотмены виз с Евросоюзом. На днях президент Петр Порошенко и премьер-министр Арсений Яценюк уже похвастались: "Украина выполнила все требования ЕС из Плана действий визовой либерализации". Впрочем, президента и премьера стоит поправить: Украина выполнила почти все требования. Осталось запустить Единый государственный демографический реестр, полностью перевести украинцев на биометрические паспорта и побороть коррупцию. Если с выполнением первых двух критериев проблем не возникнет, то последний может стать главным камнем преткновения на пути к безвизовому режиму.
Годы тренировок
Официально Украина и Европейский союз утвердили и подписали План действий визовой либерализации (ПДВЛ) еще в 2008 году. А переговоры о том, чтобы приоткрыть "железный занавес" для украинцев на пути в ЕС начались еще раньше. За все эти долгие семь лет диалог то останавливался, то снова возобновлялся. И каждый новый президент и премьер не брезговали пиаром на этой теме, обещая, что вот-вот Украина получит безвизовый режим.
Петр Порошенко и Арсений Яценюк не стали исключением. Придя к власти, они регулярно обещали украинцам скорую отмену виз. Изначально президент обещал, что долгожданное решение по отмене виз для украинцев будет принято 21-22 мая 2015 года на саммите Восточного партнерства в Риге. Но ответ официального Брюсселя был однозначным: "Украина не выполнила все необходимые условия из ПДВЛ".
А председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер на полях саммита Восточного партнерства в Риге обозначил новые сроки: "Украина достигла огромного прогресса. Я передал украинским властям список элементов, по которым Украина должна сделать дополнительные усилия. Еврокомиссия представит свою следующую оценку прогресса к 15 декабря, и затем Совет ЕС должен решить (проголосовать за либерализацию визового режима, или нет, - ред.)".
Сразу после майского саммита скептики заговорили, что Украине не видать безвизового режима, пока на Донбассе идет война. Основные опасения заключались в том, что Украина не контролирует более 460 км своей восточной границы с РФ, и после отмены виз в ЕС может хлынуть поток беженцев. А что еще хуже - поток вооруженных террористов с Донбасса.
Но, как в мае, так и сейчас, официальный Брюссель продолжает опровергать подобные доводы. На одном из последних антикоррупционных форумов в Киеве посол ЕС в Украине Ян Томбинский заверил: "Переговоры о визовой либерализации стартовали задолго до начала конфликта на Донбассе. И это не станет поводом для отказа Украине".
А в перечне "дополнительных элементов", которые Юнкер еще в мае передал украинским властям для выполнения, были обязательное введение Демографического реестра, принятие антикоррупционных законов и антидискриминационной поправки в Трудовой кодекс.
Приняли со скрипом
В начале ноября украинские парламентарии с третьей попытки приняли пакет из 13 главных законов, без которых ЕС бы никогда не отменил визы. Среди них несколько антикоррупционных (о спецконфискации и аресте имущества коррупционеров), инашумевшая поправка в Трудовой кодекс о недопущении дискриминации секс-меньшинств при приеме на работу.
"Если бы год назад наша власть выполнила все эти технические условия, которые мы с боями так экзотично принимали, мы бы уже давно имели безвизовый режим. Безвизовый режим - это мечта каждого украинского политика. Его держат, как конфетку перед ребенком и говорят: "Сделаешь то-то, а в конце получишь..." Именно поэтому европейские политики сознательно используют тему безвизового режима, чтобы заставить делать украинских политиков то, что они делать не хотят", - считает экс-вице-премьер по вопросам евроинтеграции Олег Рыбачук.
Министр иностранных дел Павел Климкин последние пару месяцев повторяет, что украинцы смогут ездить в ЕС без виз со второй половины 2016 года. То есть, если даже 15 декабря Еврокомиссия дает Украине "зеленый свет", это вовсе не значит автоматическую либерализацию. Впереди еще голосование в Совете Европы.
"С этим также проблем быть не должно, - заверил РБК-Украина один из европарламентариев от Польши, пожелавший остаться неназванным. - Как всегда могут ставить палки в колеса Италия, Венгрия и Австрия, где действует мощное российское лобби. Вы же видели, на прошлой неделе они потребовали рассмотрения вопроса продления санкций против РФ на самом высоком уровне - на саммите ЕС 17-18 декабря".
Стоит уточнить, что визовая либерализация для украинцев означает лишь отмену виз и разрешение на пребывание на территории стран Евросоюза на срок не больше 90 дней в течение полугода. "Добро" на работу в ЕС украинцам пока никто не давал и давать не собирается.
Препятствия на пути
До сих пор не решена проблема о запуске Единого демографического реестра - сводной базы данных о каждом украинце. Казалось бы, задача сугубо техническая, и до недавнего времени ее не было в ПДВЛ. Накануне Рижского саммита она появилась, но не в Плане, а в рекомендациях ЕС.
Правда, вопрос оказался настолько серьезным, что из-за его невыполнения по возвращению из Риги Петр Порошенко отправил в отставку главу Государственной миграционной службы, повесив на него всех собак.
Речь идет, прежде всего, об объединении баз данных Минюста, МВД, Госмиграционной службы и других. Чтобы, к примеру, в случае утери гражданином Украины внешнего паспорта, ему смогли выдать новый документ (стандартный или биомерический). Но при этом станет возможным запретить выезд из страны, если у гражданина, например, есть непогашенная судимость. Также, при объединении всех баз данных в один реестр человек больше не сможет получить два загранпаспорта на разные фамилии. А сейчас такие случаи не редкость.
Впрочем, вопрос не решен до сих пор. Как не решен вопрос и с идентификацией граждан.
"Вы знаете, что в Европе внутренней идентификацией являются студенческая карточка, права. А у нас - паспорт, как внутренний, так и внешний. Но по международным правилам, паспорт - это документ, который дает право выезда за границу. Поэтому есть путаница. Но это не критическое требование", - объяснил РБК-Украина эксперт "Реанимационного пакета реформ" Ярослав Юрчишин.
По его словам, в Раде уже давно зарегистрированы два соответствующих проекта, но они никак не проходят. Также не решена проблема таможенных переходов: нужно поставить на всех КПП специальное оборудование под считывание "биометрики". В следующем году в планах власти оборудовать таким образом 89 пунктов пропусков.
Все на борьбу
Кажется, слово "коррупция" для украинской власти стало нарицательным в переговорах с европейцами. В неофициальных беседах, евродипломаты говорят: "Покажите нам реальный прогресс в вопросе борьбы с коррупцией, и мы с радостью пойдем на уступки в вопросе отмены виз".
Петр Порошенко торжественно отчитывается: парламент принял законы о создании и работе Национального антикоррупционного бюро (НАБУ), Нацагентства противодействия коррупции (НАПК) и Специальной антикоррупционной прокуратуры (САП). В последнейнедавно назначили руководителя, и директор НАБУ Артем Сытник может смело начинать "посадку" коррупционеров.
Но у всех, в том числе и у европейцев, возникает встречный и абсолютно логичный вопрос: "А что все это время мешало ГПУ сажать коррупционеров?" На это наши политики и чиновники разводят руками.
Да и в вопросе самого законодательного обеспечения работы САП и НАБУ есть проблемы. По закону, именно работники САП будут выдавать детективам НАБУ разрешения на расследование дел против коррупционеров и передачи их в суд. А на этапе рассмотрения закона о работе САП, в документе оставили норму о том, что руководителя САП назначает генпрокурор с подачи конкурсной комиссии по отбору, в которой также были представители ГПУ.
Послы США и ЕС в Украине прямо указывали на чрезмерную зависимость САП от ГПУ и генпрокурора Виктора Шокина, и рекомендовали изменить закон. Но после обещаний президента уменьшить влияние ГПУ на расследование дел против коррупционеров критика утихла. Петр Порошенко официально заявил, что вскоре все дела коррупционные дела перейдут на расследование в НАБУ.
К тому же, с марта 2016 года заработает Госбюро расследований, которое заберет у ГПУ функцию досудебного следствия. И тогда у прокуратуры останется лишь функция представления государственного обвинения в судах.
Впрочем, такое мнение президента не разделяет замгенпрокурора Виталий Касько. По его словам, по действующему УПК, кому бы ни передали следствие, руководителем этого следствия будет прокурор. У него самые широкие полномочия и ответственность.
"Изменить ситуацию можно, сделав САП действительно независимой от ГПУ", - подчеркнул Касько. Но об этом США и ЕС уже не говорят. По мнению Касько, они "просто устали биться головой об стену".
Европейские эксперты также советуют Украине ускорить ход антикоррупционных реформ.
"Украине нужно быстрее демонстрировать прогресс в выполнении реформ, особенно - в борьбе с коррупцией. Вы же видите, какие события происходят на международной арене. Россия будет пытаться отвлечь внимание международного сообщества от Украины вопросом по Сирии", - сказал РБК-Украина на одном из антикоррупционных форумов в Киеве директор по юридическим вопросам Организации экономического сотрудничества и развития Никола Бонуччи.
Неофициально в ЕС говорят, что вопрос расследования дел против коррупционеров и независимости работы САП с повестки дня не снимали. Официальный Брюссель просто решил дать Киеву еще немного времени для демонстрации результатов работы.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News