Верховная Рада, наконец-то, приняла новый закон о местных выборах, поддержав в целом «проект Денисенко – Попова». Консультации в коалиции велись до последнего, а профильный комитет, накопивший 1548 поправок, собирался три раза. Причем последний раз сегодня, прямо во время вечернего заседания Рады, аккурат перед финальным голосованием.
В итоге, глава комитета по правовой политики Руслан Князевич зачитал все правки, которые были учтены комитетом, и закон был проголосован практически без обсуждения. Новые правила местных выборов уже раскритиковали в ЦИК. Замглавы комиссии Андрей Магера назвал закон «секонд-хендом из России», который фактически применялся на выборах в законодательное собрание Санкт-Петербурга 2011-го года.
«Главком» уже неоднократно писал о ходе подготовки этого проекта, поэтому остановимся на итоговой выжимке – по каким правилам пройдут выборы 26 октября.
По новым правилам мажоритарка остается лишь на выборах в сельские и поселковые советы, все, что выше, – пропорционалка с так называемыми открытыми списками. Выглядят эти открытые списки так. Избирателю в бюллетене надо поставить галочку один раз – напротив фамилии кандидата, который представляет ту или иную партию в данном округе (самовыдвижение запрещено) либо напротив названия партии, если та не выдвигает конкретных кандидатов на этом округе. В первом случае голос засчитывается и за кандидата, и за партию.
При подсчете голосов первым делом определяется, сколько всего голосов отдано за партию и высчитывается, на какое количество мест она может рассчитывать в местном совете. Затем смотрят на результаты конкретных кандидатов от партии в округах – депутатами станут те из них, кто набрал лучший процент по сравнению со своими же однопартийцами с других округов.
При такой системе ни с чем может оказаться даже победитель выборов у себя на округе, если его конкуренты-однопартийцы на других округах показали лучшие результаты, пусть и заняли низшие места. Также победитель на округе не получает мандат, если партия, от которой он выдвигался, не преодолевает проходной барьер.
В городах с населением более 90 тысяч голосов вводится двухтуровая система выборов мэра, если в первом туре никто не набрал больше 50% голосов.
При этом ко второму чтению в закон были введены следующие поправки. По настоянию «Самопомичи» все-таки были убраны блоки – они находятся вне этого закона. К выборам допускаются только партии с проходным барьером в 5%. Название партии будет выделено в бюллетене более ярко, чем фамилия кандидата от нее.
Теперь партия на территориальном округе может выдвигать только одного кандидата. В изначальном варианте от определенной партии на округе могли баллотироваться от двух до нуля (в этом случае в бюллетене остается лишь название партии) кандидатов, теперь же два однопартийца не могут встретиться в пределах одного округа.
«Батькивщина» настаивала на том, чтобы зафиксировать конкретное число кандидатов, которые не рейтингуются и точно проходят, если партия преодолевает барьер. В итоге, такая поправка была введена в закон, но «железное место» закреплено только за первым номером партии в местном совете.
Центральный орган партии подтверждает все списки и представления в комиссии местных ячеек. Кроме печати местной организации, на подаваемых документах обязательно должна стоять печать центрального офиса.
От парламентских фракций в территориальные комиссии выдвигается по два человека, в участковые комиссии – по одному.
Если на мэрских выборах состоится второй тур, то комиссии переформатируются паритетно от вышедших в него кандидатов – 50 на 50, как на президентских выборах.
Чуть ли не в последний момент появилась гендерная квота – не менее 30% кандидатов от партии должны составлять лица одного пола.
«Батькивщина» настаивала на праве отзывать не просто депутатов, но и даже кандидатов до выборов. В итоге, выписан механизм, по которому высший орган партии сможет отзывать депутата «по народной инициативе». Для этого нужно будет собрать определенное количество подписей.
«Самопомич» настаивала на запрете политической рекламы и, в итоге, было обещано, что этот вопрос будет урегулирован отдельным законом.
Отдельно в переходных положениях будет записано, что выборы нет возможности провести в оккупированном Крыму. Переселенцы голосовать не смогут.
Еще один крайне важный момент – помимо Крыма, выборы не будут проведены на так называемой оккупированной территории на востоке страны. По закону о невозможности проведения выборов на тех территориях военно-гражданские администрации информируют ЦИК и комиссия принимает соответствующее решение. Также при принятии постановления о проведении местных выборов Рада может выделить список районов, где они не проводятся, в который войдут не только оккупированные территории, но и прифронтовые.
Эта норма является прямым нарушением Минских договоренностей, по которым Украина обязуется провести выборы на тех территориях до конца 2015-го года. Однако парламентарии признают, что в обозначенные сроки сделать это будет нереально, тем более что ватажки «ДНР» и «ЛНР» уже назначили свои даты проведения выборов. Но если Киеву удастся в сжатые сроки установить контроль над границей и хотя бы формально вернуть власть в Донецке и Луганске, в Раде и ЦИК могут принять экстренные решения и все-таки провести там выборы по украинскому законодательству. Хотя по Минску-2 Украина обязуется провести местные выборы ДО восстановления контроля над границей, судя по всему, этого сделано не будет.
Теперь, как в анекдоте, «со всем этим мы попытаемся взлететь». Простым избирателям нужно объяснить новые довольно мудреные правила, а будущих членов комиссий научить по ним работать. Времени осталось не так много.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News