Вследствие военной агрессии РФ экономика Украины упала на треть, страна живет преимущественно за счет международной помощи, которой к тому же не хватает, а критические для экономики отрасли оказались на грани вымирания. В условиях мирного времени такая ситуация означала бы катастрофу. Но для воюющей страны, как говорят эксперты, эти результаты вызывают оптимизм. Чем жила экономика весь прошлый год и какие перспективы ждут нас в 2023 году, разбирался UBR.ua.
Итоги-2022
Прошедший год украинская экономика закончила с самым драматичным в своей истории падением. По предварительным данным Нацбанка, по итогам года ВВП сократится почти на 32%, а годовая инфляция ускорится до 30%. Большие проблемы наблюдаются и на рынке труда. По подсчетам НБУ, каждый третий украинец будет иметь статус безработного. Добавляет масла в огонь дефицит бюджета, который составляет $5 млрд в месяц. Детальнее ситуация выглядит следующим образом:
- ВВП: -30%;
- Инфляция: +30%;
- Долг к ВВП – 85-95%;
- Девальвация – 33%;
- Общие убытки – $545 млрд;
- Международная помощь – $31 млрд.
Источник: НБУ.
"Экономический спад в этом году был вызван снижением внутреннего спроса, нарушением логистики и большими потерями рабочей силы и производственного потенциала, вызванными войной", – говорится в последнем отчете НБУ.
Если предположить, что риски безопасности снизятся, а спрос возрастет, то украинская экономика будет расти примерно на 4-5% в год в 2023 и 2024 годах, говорится в квартальном отчете Нацбанка об инфляции.
Но это лишь вершина айсберга. А убытки, полученные за время войны, уже почти сравнялись с тремя довоенными ВВП Украины. Так, по оценкам проекта "Россия заплатит", общие убытки Украины уже составляют порядка $545 млрд. Среди них: прямые убытки (разрушения) – $136 млрд, непрямые – $165 млрд, а также потребность в восстановлении – еще более $242 млрд.
Более того, как отмечает старший экономист Центра экономичной стратегии (ЦЭС) Дмитрий Гуренцов эти цифры не окончательные.
"Некоторые цифры были рассчитаны оценочно, так как далеко не во все места есть доступ. Поэтому, к сожалению, то, что мы видим в плане убытков, – это минимальные оценки", – сказал Гуренцов в ходе презентации экономических итогов 2022 года, организованной командой ЦЭС.
Внешняя конъюнктура
Несладко пришлось и украинской промышленности. Массовые ракетные удары РФ по энергетической инфраструктуре не дают возможности нормально работать крупным предприятиям, которые вынуждены приостанавливать производство из-за нехватки электроэнергии. Одними из первых на перебои с электричеством отреагировали сталелитейные и горнорудные предприятия.
В конце ноября о приостановке выплавки стали и производства проката сообщили на предприятии "АрселорМиттал Кривой Рог". Там уточнили, что оставили в работе лишь ограниченное количество мощностей. Также из-за перебоев с электричеством заявили о постановке на паузу работы в железорудной компании Ferrexpo. Там сообщили, что вынуждены были полностью приостановить производство на своих предприятиях в Полтавской области. Напомним, что такие гиганты, как "Азовсталь" и ММК им. Ильича, были уничтожены еще в самые первые месяцы войны.
Стоит отметить, что до войны металлургия числилась среди трех ключевых экспортных направлений Украины – металл, руда и зерно, экспорт которых приносил внушительную прибыль. Причем экспорт осуществлялся преимущественно по морю. Сегодня же, по данным ОП "Металлургпром", производство в отрасли рухнуло почти на 70%, что сопоставимо с показателями 1995-1996 годов. К тому же из-за блокировки морских путей экспорт металлов упал на 62%, а железной руды – на 54%.
Еще одним ударом для отрасли стало ухудшение внешней конъюнктуры. По сравнению с 2021 годом металл на мировых рынках подешевел на 22%.
Немногим лучше ситуация в сельской промышленности. Реализация Черноморской зерновой инициативы ("зерновой коридор") позволила Украине выйти на довоенные объемы экспорта уже к октябрю месяца. Но для самих аграриев проблем все еще хватает.
"Прифронтовые районы юга страны усыпаны минами. А это миллиарды долларов и годы работы саперов", – отмечает Гуренцов. К тому же аграрии уже сегодня предупреждают, что получить доходы, сопоставимые хотя бы с 2022 годом, в 2023-м будет сложно. Причиной тому, как написал у себя на странице в Facebook гендиректор компании IMK, член президиума УКАБ Алекс Лисситса, станет снижение посевных площадей, падение урожайности, изменение структуры посевов, потеря рынков сбыта и высокая инфляция в стране.
"2023 год будет полон значительных изменений в аграрном секторе Украины. По предварительным оценкам, в 2023 году в Украине будут на 45% сокращены посевные площади под зерновыми культурами и на 60% меньше получен урожай зерновых по сравнению с довоенным 2021 годом", – считает Лисситса.
Повлияет на урожай и значительное снижение внесения дефицитных и резко подорожавших удобрений, из-за чего урожайность упадет на 10-30% в зависимости от региона и культуры. В целом, по словам эксперта, в 2023 году урожай зерновых ожидается на уровне 34 млн тонн, что на 60% меньше 2021-го, и на 43% меньше текущего.
"На внутренние нужды Украины требуются не менее 15 млн тонн зерна, поэтому на продажу украинские аграрии смогут предложить около 35 млн тонн зерновых и масличных культур, в то время как из урожая-2021 на экспорт можно было отправить 85 млн тонн продукции", – говорит Лисситса.
Ограничения торговли
Еще одна проблема, с которой столкнулась Украина в этом году, – это ограничения в торговле.
"Мы хотели бы, чтобы торговля была свободной везде. Но реалии другие. У нас есть свобода торговли на западной границе, но с инфраструктурными ограничениями, есть договоренность по Черноморской зерновой инициативе, но только по зерну. Автомобильный и ж/д транзит к балтийским портам через Беларусь также сегодня нельзя воспринимать серьезно из-за безопасностного компонента", – отметил замминистра экономики Тарас Качка.
Поэтому Минэкономики в следующем году ставит себе целью разблокировать черноморские порты, в том числе Николаевский, а также существенно нарастить развитие инфраструктуры на западных границах от русла Дуная до Ягодина.
"И радует, что ЕБРР уже готов финансировать такие проекты. Для нас наиболее эффективной мерой было бы снятие ограничений. Свобода навигации, свобода транспорта – это то, к чему мы стремимся. Ситуация, когда мы вынуждены договариваться о безопасности при экспорте товаров, – это нонсенс", – сказал Качка.
Энергетика
Еще одна стратегическая отрасль, которая оказалась на грани коллапса, – энергетика. РФ не прекращает воевать с украинскими электростанциями. Председатель правления НЭК "Укрэнерго" Владимир Кудрицкий недавно заявил, что ситуация в энергетике сейчас самая серьезная за всю историю. Это так и есть – никаких преувеличений.
После серии массированных атак на энергосистему, результатом которых стали не только веерные отключения электроэнергии, но и прекращение ее экспорта в Евросоюз. А это в условиях портовой блокады Украины был еще один источник валютных доходов нашей экономики. Ракетный обстрел Украины 16 декабря и вовсе лишил половину населения страны электроэнергии, а Киев на несколько дней оказался в тотальном блэкауте.
К тому же все еще есть риск, что в разгар зимы энергетике придется столкнуться со своим традиционным соперником – зимними морозами, когда потребление электроэнергии и ее дефицит будут максимальными, а линиям электропередач будут угрожать не только российские ракеты и дроны, но и погода.
Но есть и хорошие новости. Украина полностью преодолела топливный кризис. Хотя и заплатила за это высокую цену. Розничная стоимость топлива по сравнению с прошлым годом выросла на 65%, что отразилось на стоимости абсолютно всех товаров и услуг внутри страны.
Инфляция и курс
Полномасштабная война также привела к существенному росту инфляции в Украине. В ноябре она составляла 26,5% в годовом исчислении. И по итогам года может составить более 30%. Но в условиях войны такой уровень является достаточно сдержанным. В то время как даже европейские страны ощущают на себе такие же пагубные процессы. Например, в Молдове инфляция по итогам года составила более 30%, Польше – 17,5%, Венгрии – более 23%, а в Турции – 84,4%.
"Инфляция не стала гиперинфляцией. Да, она неконтролируемая, но более-менее прогнозируемая", – отметил эксперт по банкам и банковскому надзору Case Украина Евгений Дубогрыз в ходе онлайн-дискуссии "Макроперспектива: что нас ждет в 2023-м году".
Но и снижаться быстрыми темпами она не будет. Согласно консенсус-прогнозу по инфляции от Focus Economics, она составит 21% к концу 2023 года и 10% – 2024-го. В целом инфляция будет оставаться выше целевого показателя НБУ в 5%, по крайней мере, до 2027 года.
Что касается курса валют, то, по прогнозам Focus Economics, курс гривны до конца 2023 года будет на уровне 41,2 грн/$, а в 2024 году – 40,4 грн/$.
В то же время негативный прогноз предусматривает, что отметка в 51 грн/$ может быть достигнута уже в новом, 2023 году, а 54 грн/$ – в 2024 году.
"Внешней помощи не хватает"
Безусловно, все вышеперечисленное не могло не сказаться на доходах страны. В таких условиях финансирование бюджета становится настоящим вызовом, с которым Украине не по силам справиться своими силами. По данным НБУ, в прошлом году мы уже получили $28 млрд помощи совокупно. Остальное – почти $12 млрд – было покрыто за счет эмиссии.
"Поэтому один из самых критических в плане фискальной стойкости моментов – это насколько постоянным будет финансирование со стороны международных партнеров", – сказал в ходе презентации экономических итогов 2022 года экономист Юрий Гайдай.
Но и внешней помощи, как отмечает присутствующий на презентации министр финансов Сергей Марченко, в 2022 году нам оказалось недостаточно.
"Цифра в $5 млрд дефицита бюджета в месяц остается. И тот объем средств, который был получен за счет грантов от наших международных партнеров, не покрывает нашей 10-месячной потребности, которая потенциально могла составлять $50 млрд", – сказал Марченко.
При этом он добавил, что в 2023 году Минфин будет делать все, чтобы свести монетарное финансирование бюджета к нулю.
"Я благодарен, что когда у нас не было других вариантов, мы воспользовались монетарным финансированием. Да, есть следствия этих шагов, есть инфляционные риски. Поэтому в следующем году мы будем очень аккуратны и будем как минимум стремиться свести его к нулю", – сказал Марченко.
Другими словами, если объемы международной помощи не вырастут, правительство будет более жестко "рубить" бюджетные программы, выделяя средства только на самое необходимое.
Человеческий капитал
Нападение РФ на Украину, помимо прочего, спровоцировало самый крупный за всю историю миграционный кризис в Европе. С начала войны из Украины выехало 4,8 млн человек. Причем 90% – это женщины и дети.
"Для сравнения, во время последнего миграционного кризиса в Европе, в 2015-2016 годах, в Европу прибыло 2,5 млн беженцев из Африки и Ближнего Востока. В то время как за три недели войны в Украине в Европу въехало более 3 млн украинцев", – сказала в ходе презентации итогов 2022 года член группы исследований в области политики развития человеческого капитала ЦЭС Анна Сахно.
И самое удручающее, что Украина теряет самое дорогое – подрастающее поколение. По словам Сахно, по состоянию на сентябрь 2022 года в образовательные учреждения ЕС было интегрировано 2,25 млн украинских детей. (Позже ЦЭС пересмотрел эти данные, уменьшив цифру до более чем 500 тыс. детей – ред.).
"Для понимания ситуации, по состоянию на сентябрь 2021 года в школах и детсадах Украины всего обучалось порядка 5,4 млн детей", – отмечает Сахно.
Еще 6,5 млн украинцев числятся внутренне перемещенными лицами. По оценкам МОМ, еще порядка 5,9 млн украинцев могли вернуться домой, в том числе из-за границы.
Все происходящее в экономике вмиг находит свое отражение и на рынке труда. Как рассказала Сахно, к декабрю около 2,6 млн украинцев официально имели статус безработного. Приблизительный уровень реальной безработицы – 30% населения трудоспособного возраста. Это означает, что не имеют работы 5 млн человек. А реальные доходы украинцев с февраля по декабрь 2022 года упали на 21%.
Что дальше?
"Нас ждет один из самых драматичных годов в украинской экономике, а также одна из самых сложных зим, которую только можно представить", – так описал свой прогноз на 2023 год присутствовавший в ходе презентации отчета ЦЭС глава НБУ Андрей Пышный.
По его словам, большинство экономических вызовов 2023 года будут тесно связаны с рекордной эмиссией – почти 400 млрд грн ($12 млрд).
"Эта неприятная ситуация была создана неритмичным поступлением внешней помощи. Поэтому на следующий год нам нужно будет объединиться вместе с Минфином, чтобы запустить внутренний долговой рынок и использовать максимальный потенциал украинской экономики для финансирования бюджетного дефицита, а также удачно пройти мониторинговую помощь от МВФ. Сотрудничество с Фондом является обязательным фактором объединения донорской коалиции вокруг Украины по поиску финансирования", – отметил Пышный.
Еще один острый вопрос – это возобновление кредитования.
"Одно из заданий – мы хотим в 2023 году заложить основу для нашего укрепления, а потом перейти к росту. С точки зрения кредитования – мы должны понимать, что 2022 год не способствовал кредитным аппетитам банков. Так же как и не способствовал стремлению украинских предприятий привлекать кредитные ресурсы. В основном это происходило за счет поддержки программы "5-7-9". Мы сейчас работает над тем, чтобы эта программа была откалибрована на те направления, которые требуют государственной поддержки", – заявил Пышный.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News