Чужие внутри
Украинское государство крайне неэффективно. Начиная с 1991 года, когда Украина достаточно случайно появилась на карте мира, и до сегодняшнего дня, одним из главных вопросов этой страны остается обоснованность ее существования. При этом 22 года независимости «обосновывать» приходится как на внешней арене, так и собственным гражданам.
Внешние вызовы для Украины за два минувших десятилетия практически не изменились. Это территориальные (в историческом контексте) претензии практически от всех соседних государств, крайне инертная и неконкурентоспособная на мировых рынках экономика, а также чрезмерная энергозависимость от внешних источников.
Эти три фактора порождают ряд других внешних вызовов. Например, полностью неавторитетное на мировых политических рынках руководство страны. И отсутствие этого авторитета никак не привязывается к конкретным именам. В разное время в игнорирование и даже политическую изоляцию попадали Кучма, Ющенко, Янукович, Тимошенко…Украина на внешней арене воспринимается объектом, которым можно и должно манипулировать.
Однако внутренние вызовы Украины на порядок более серьезные. Неэффективность экономики усугубляется тотальной коррупцией и социальным расслоением в обществе, что поставило его на крайне деградационные рейки развития. Сегодня Украина лидирует в Европе:
- первое место по смертности;
- первое место по заболеванию ВИЧ, гепатитом и туберкулезом;
- лидирующие показатели (наравне с Россией) по употреблению алкоголя;
- самая не читающая страна континента.
Все это фон, на котором наблюдаются сепаратистские тенденции в регионах параллельно с крайне медленным образованием гражданского общества. Видео, на котором молодые украинцы публично вступают в половые сношения, является НОРМОЙ разлагающегося общества.
По данным ООН, население Украины сократится к 2050 году до 33 миллионов человек. Это означает, что огромная страна (по европейским меркам) будет иметь самую низкую заселенность территории в Европе. С учетом «качественного» состава этого 33-миллионного населения, значительная часть которого уже сейчас постоянно проживает за рубежом и только формально прописана в государстве, будущее Украины как субъекта международного права выглядит достаточно туманно.
В этих условиях для современной Украины первостепенной важностью остается развитие собственных вооруженных сил и правоохранительных органов.
Без армии
Все силовые структуры в государстве условно можно поделить на два типа – армию и полицию/милицию. Для авторитарных государств, вроде Белоруссии или Ирана, где смена режима может произойти при внешнем воздействии, важным остается поддержание боеспособной армии.
В этом контексте Украина на внешнем рынке чувствует себя на порядок более комфортно. Являясь страной легализованного олигархического капитала, вероятность прямого внешнего (силового) воздействия на украинскую власть сегодня крайне мала. В первую очередь потому, что Украина, как объект международной политики, расположена между сферами влияния двух мощных геополитических сил.
Соответственно и современная армия Украины носит сугубо атрибутивный характер. Финансирование происходит по остаточному принципу и ежегодно недополучается 60-70% средств для своего минимального развития. Для примера, украинский офицер в элитном подразделении космической разведки в месяц выстреливает на стрельбище 10 патронов. Нормативы в российской армии – 120 патронов в месяц.
Различие в денежном довольствии еще более разительно. Если перевести в долларовый эквивалент, российский лейтенант сухопутных (не элитных) родов войск начинает получать зарплату от 1000 долларов. В соседней Белоруссии этот показатель составляет около 600 долларов. В Украине лейтенант в сухопутных войсках получает 2500 – 3000 грн (300-350 долларов).
В данном случае специально не указываются денежные довольствия офицеров стран НАТО, чтобы показатели не выглядели совсем уж уничижительными.
Так же нет смысла приводить данные по закупке странами мира новых видов вооружений. В украинской армии этот процесс носит эпизодический характер.
По сути, украинская армия существует формально. Единственным путем ее «лечения» политическая элита избрала хирургический. При этом выбор был сделан не в президентство Януковича, а гораздо раньше. Все годы независимости украинская армия сокращается. Современная реформа предполагает довести численный состав вооруженных сил до 90 тыс. военнослужащих (с нынешних 177 тысяч).
Станет ли меньшее лучшим, вопрос в украинских реалиях открытый. Нет никаких гарантий, что сработает алгоритм – «маленькая армия будет требовать меньших расходов». И вполне возможно, что через 5 лет военный бюджет Украины сократится с нынешних полутора миллиардов до 800-900 млн. долл. Это Украина и здесь люди живут сегодняшним днем.
Полицейский режим
А вот если обратиться к другим цифрам – количеству сотрудников МВД в стране, то создается совершенно другая картина. По сути, Украина является полицейским государством, о чем свидетельствуют данные инфографики.
Как показывают цифры, по количеству полицейских/милиционеров на 100 тыс. человек, Украина в Европе уступает только России и Белоруссии. И это при том, что у нас нет, как в России, своего Кавказа, равно как и нет своего Лукашенко, потому что верховная власть хоть и с треском, но сменяется. Тем не менее, количество сотрудников МВД в Украине составляет колоссальные 358 тыс. чел. Для примера, во всей гигантской структуре МВД СССР в 1990 году числилось 628 тыс. работников.
Соотношение цифр в какой-то степени «сумасшедшее». В тоталитарном Советском Союзе проживало чуть менее 300 млн. человек, которых «охраняло» 628 тыс. милиционеров. В независимой Украине проживает 45 млн. человек и «работает» 358 тыс. чел. или 780 человек на каждые 100 тыс. населения. В то время как среднемировой показатель количества полицейских на 100 тыс. чел. – 298.
Но что характерно, эффективность украинской милиции крайне низка. При этом эффективность в данном случае измеряется не архаичным показателем – процентом раскрытых преступлений, - а в первую очередь, восприятием правоохранительных органов в общественной среде. И вопрос стоит даже не в серии резонансных скандалов с сотрудниками правоохранительных органов, вроде той же Врадиевки, Соломенки и пр. – это как раз естественное следствие разложение всей правоохранительной системы (вернее, ее неэффективности по отношению к низам).
Вопрос в том, что система МВД в современной Украине заложена приблизительно на той же основе, на которой когда-то строился Советский Союз – с неизменной функцией самораспада. Украинское МВД построено по принципу коррупционного самокормления. Украинская милиция «крышует», «решает», работает «по заказу» и это, в общем-то, общеизвестные факты.
Пациент мертв
И если мы говорили, что украинская армия существует формально, то об украинской милиции можно сказать еще более жестче – как ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО органа ее вообще не существует.
В силу своих институциональных обязанностей, украинская милиция выполняет важные социорегулирующие функции – ловит преступников, производит профилактику преступлений, обеспечивает общественный порядок… Однако эти функции регулируются в отрыве от общественных потребностей. Они производятся исключительно с целью самосохранения сложившейся системы.
Основные проблемы системы МВД:
- функционирование вне правового поля;
- тотальная коррупция;
- чрезмерно раздутый штат сотрудников;
- отсутствие системы пополнения кадрового резерва;
- крайне низкое «белое» материальное довольствие;
- тотальная закрытость системы;
- отсутствие подотчетности перед рядовым гражданином.
Это только основные проблемы, которые к саморазрушению тянут не только конкретный политический режим, находящийся при власти (Врадиевка могла возникнуть и при президентстве Ющенко и при премьерстве Тимошенко), но и всю страну в целом.
Как бы странно это не звучало, но милиция сегодня является краеугольным камнем, на котором основана украинская государственность. Являясь полицейским государством по своей сути (и другой формы взаимоотношения по линии «власть – общество» за 22 года в стране так и не выработано), Украина может тут же развалиться, как только будет ликвидирована правоохранительная система. И это парадокс и общая болезнь всего украинского общества. Крайне уродливая система МВД сегодня стоит в основе государственности Украины.
Интересно, что у этой болезненной системы впереди намечаются новые вызовы. В украинской армии объявлен последний призыв. А это значит, что система всего низового звена МВД в одночасье лишается своей кадровой базы. Вот пример стандартного объявления по поиску сотрудников в структуры МВД: «Грифон — специальное подразделение судебной милиции МВД Украины в задачу которого входит обеспечение безопасности работников суда, которые принимают участие в слушаниях по резонансным делам, членов их семей и близких родственников, а также участников процесса. На роботу требуются мужчины от 20 лет, наличие службы в армии обязательно!!»
Теперь кадровая ситуация в структуре МВД становится еще более критической. И вопрос даже не в физической подготовке, на которую в первую очередь опиралось руководство МВД, требуя для себя кадровый состав исключительно из «отслуживших». Украинская армия, при всем критическом к ней отношении, «вынужденно» (в силу своей идейной организованности) прививала сверхсрочникам нравственность и патриотизм. Коррупционная система МВД эти качества очень быстро ломала, но не сразу. Теперь же и ломать ничего не нужно будет. В МВД будут идти люди, которые уже сознательно готовы нарушать закон.
И снова цифры. Из того же объявления для сотрудника спецподразделения «Грифона»: «Работа сутки на двое, начальная зарплата от 2000 тыс. грн.». За 2000 гривен в месяц в Киеве с трудом проживет только пенсионер. Молодой человек – не сможет. И, тем не менее, в структуре МВД числится 358 тысяч человек. Это означает только одно – сотрудник МВД не живет на зарплату.
Что делать
В Украине, при всем ее патологически болезненном состоянии, люди живут не глупые. Это как минимум. И опыт функционирования МВД в разных странах мира изучается и украинскими политиками, и специалистами, и общественниками и самими сотрудниками милиции. Вот только опыт изучается, а работа не работается.
Украинское МВД, безусловно, реформировать необходимо. Хотя бы потому, что оно уже сейчас в стадии самораспада. Но вместе с тем, МВД тянет за собой и саму Украину, как полицейское государство.
Если даже Украина наследует американскую систему, где, по сути, нет централизованного управления правоохранительной системы, все равно ЗДЕСЬ это работать не будет. Хотя бы потому, что украинское общество не прошло нравственную и гражданскую трансформацию. Это все равно, как если бы крепостное право отменили не в ХIX веке, а на лет 150 раньше.
В стране, в которой публично занимаются сексом за 200 гривен, очень сложно требовать «порядочных» полицейских. 358 тысяч украинских милиционеров – это и есть представители украинского общества. И «реформировать» их в отрыве от среды, в которой они обитают – занятие пустое и безнадежное.
Игорь Лесев, специально для Новости Украины Вести UA
Популярное сейчас:
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News