Грянувший в 2008-ом на весь мир финансово-экономический кризис задел практически всех, в том числе и наших восточных соседей. Россия в унисон с Западом стала осваивать категории «сокращение», «урезание», «экономия», «оптимизация», что человеческим языком означало только одно – затягиваем пояса, потому что завтра будет хуже, чем вчера.
И только российскую «оборонку» волна кризиса не только не накрыла, но наоборот, со стороны казалось, что большего островка благополучия в необъятной северной федерации просто не существует. Судите сами, только на трехлетку с 2009 по текущий 2013 год было выделено около 220 миллиардов долларов на перевооружение российской армии. Сумма колоссальна не только по меркам несчастного годового бюджета Украины, но даже в объемах военных закупок НАТО такие деньги не выглядят рядовыми.
Причины столь масштабного перевооружения российской армии комплексные.
Первая причина самая очевидная – с конца 80-х прошло более 20 лет и за этот период процент новейшего вооружения в армии РФ сократился до катастрофических 12%. Понятно, что с американцами никто уже воевать не собирается, но есть еще китайцы с японцами.
Вторая причина – на протяжении нулевых годов нефтегазовая экономика России показывала огромные сверхприбыли, за этот период удалось сколотить третий в мире золотовалютный резерв, а потому для масштабного перевооружения армии казалось, наступил наиболее благоприятный период.
Третья причина – Пятидневная война 2008 года с Грузией. Нет, русские эту войну выиграли, а ряженные в натовскую форму грузинские военные проявили невиданные нормативы коллективного позора. Но даже в такой войне с невероятно трусливой грузинской армией, Россия умудрилась продемонстрировать всю свою структурную архаичность в участии в современном боевом конфликте. Рокское ущелье было заблокировано на полдня из-за поломки в боевой колонне, грузинское ПВО в первые три дня войны сбило 11(!) самолетов противника, армейские подразделения РФ в отсутствие боевых действий просто разбредались по округе… Если бы 58 армия так вступила в войну с турками или, скажем, китайцами, страшно представить, что бы с ней произошло при настоящем противнике.
Есть и другие причины столь бурного перевооружения российской армии, но сразу скажем, «распил» анализировать не собираемся. К тому же, с отсавкой Сердюкова/Табуреткина, даже в Кремле осознали, что ТАК воровать – это перебор. Да, в России воровали, воруют и будут воровать, особенно из госбюджета, и вдвойне особенно, из армейского бюджета. Вся история российских войн, начиная с Северной войны XVIII века, Крымской войны XIX века, или, скажем, русско-японской войны начала XX века – это история чудовищной коррупции в армии. Поэтому даже не нужно сомневаться, что часть огромного военного бюджета России уже освоена на каких-то средиземноморских коттеджах «стратегического назначения». Сейчас не об этом.
Все затеявшееся перевооружение армии РФ (а период 2009-2011 – это только начальный этап, и выделен он не случайно) – это гигантская политическая игра интересов. Более того, к 2020 году Россия планирует в рамках тотального перевооружения выделить еще полтриллиона долларов. При этом, сама программа перевооружения стала сегодня ведущим политическим месседжем как у Владимира Путина.
Хотя очевиден и другой факт – еще ни один оборонный госзаказ, начиная с 2008 года госзаказ на покупку для армии новых видов вооружений, не был выполнен. При этом речь идет не о проблемах в каких-то отдельных направлениях. Провалено абсолютно все. Закупка истребителей-бомбардировщиков СУ-34, транспортников Ил-476, замена устаревших межконтинентальных баллистических ракет на современные «Тополь-М» и тактические «Искандер-М», закладка многоцелевых подводных лодок класса «Лада», «Ясень», серийный выпуск ПРО С-500… да нет ни одного вида вооружения, в котором текущая программа была бы полностью выполнена.
Более того, сорвана (на данном этапе) даже элементарная покупка у французов вертолетоносцев класса «Мистраль», которые «плывут» к берегам России уже 5 лет. И это при том, что финансирование всех военных заказов продолжается практически в полном объеме.
Не забываем, также, что военное ведомство России все больше переориентируется с разработки и внедрения собственных образцов вооружения, на закупку боевой техники у «западного вероятного противника». Такого в массовом объеме не было со времен Петра І. Это говорит о косвенном признании того, что ВПК нашего восточного соседа в технологическом плане чудовищно устарело, а львиная доля его сегодняшних «новинок» базируется на советских разработках.
А потому все это «массовое» перевооружение российской армии сегодня приняло масштаб еще более чудовищной фикции. Тот же распиаренный ракетный комплекс морского базирования «Булава» не прошел и половины (и это только информация из открытых источников) успешных испытаний, но под него уже строятся семь АПЛ. И это при том, что по своей аналогии «Булава» сравнима с американским ракетным комплексом «Трайдент», который давно уже снят с вооружения.
Или, к примеру, не менее распиаренный проект с истребителем пятого поколения Т-50, на разработку которого потрачено уже 7 миллиардов долларов. ПАК ФА по-прежнему не имеет соответствующего заявленным характеристикам авиационного двигателя. А американцы в это же самое время ведут комплексную разработку истребителя уже шестого поколения… И все это усугубляется не только традиционным русским «распилом», но и начавшимся откровенным межведомственным саботажем. К слову, обычно в таких случаях под раздачу попадает третья сторона. В 2008-ом досталось грузинам…
Иван Летов, специально для Вести UA
Популярное сейчас:
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News