Франция и Германия усиливают давление на своих промышленных гигантов, чтобы спасти европейский истребитель следующего поколения. Это проект стоимостью 100 миллиардов евро ($115 млрд), который балансирует на грани краха. Система боевой авиации будущего (FCAS), предложенная более восьми лет назад, погрязла в спорах между французской Dassault Aviation и Airbus относительно распределения работ и ключевых технологий, сообщили Reuters источники, близкие к делу.
"Мы не можем позволить ему провалиться", — сказал французский правительственный чиновник.
Правительство Германии, которое давит на Airbus, дало промышленности дедлайн до середины декабря, чтобы согласовать "дорожную карту" для выхода из промышленного тупика, сообщили два источника. На кону — следующий этап планов поставки истребителя с сопутствующими дронами для Франции, Германии и Испании до 2040 года, подобно британско-итальянско-японской инициативе GCAP.
"Дорожная карта" должна завершить этап концептуального исследования, где стороны имеют разногласия относительно роли Dassault как главного подрядчика. Споры обострились летом, когда Dassault и Airbus резко обострили риторику, предлагая друг другу "уходить", если не устраивают договоренности, и угрожая уйти самостоятельно.
"Dassault настаивает на лидерстве в разработке ядра истребителя, ссылаясь на размытые линии ответственности и опыт строительства истребителей от начала до конца. Airbus может вести собственные беспилотные направления", — отметили источники.
Dassault настаивает на полном контроле над дизайном, а Airbus — на равных правах для себя и Indra (Испания) на уровне системной интеграции. "У нас менее 50% шансов на совместный истребитель", — сказал один немецкий чиновник перед последней инициативой Берлина.
Обе столицы теперь спешат спасти проект, начатый в 2017 году как модель европейского оборонного сотрудничества. "Есть сильное желание и оптимизм, что разногласия можно урегулировать", — сказал один из источников.
Однако сомнения остаются, сможет ли Макрон, чья каденция подходит к концу на фоне политических кризисов, принудить Dassault к уступкам. Защищенная экспортом Rafale, Dassault не под таким давлением и может играть на время до выборов 2027 года, отметили чиновники и руководители.
Надо понимать, что речь идет не только о проекте на 100 млрд евро, но и о европейской оборонной автономии. Особенно — на фоне роста напряжения из-за войны в Украине и возможного ухода США от НАТО при каденции Трампа.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
