Как судья "сдавший" Межгорье Януковичу, "Укртелеком" и другие объекты до сих пор избежал люстрации.
Люстрация судей – один из самых болезненных процессов, которому больше всего сопротивляются как сами судьи, так и их окружение, привыкшие получать желаемые решения за определенное финансовое вознаграждение, - рассказала нашему агентству начальник люстрационного департамента Министерства юстиции Татьяна Козаченко.
По ее словам, за два года после Революции Достоинства реально так и не реализована судейская реформа, которую обещали провести одной из первых. Рада приняла необходимые законы, недавно внесены изменения в Конституцию в части реформы правосудия. Но "судейский воз и ныне там". Хотя еще год назад министр юстиции Павел Петренко анонсировал тотальную переаттестацию всего судейского корпуса.
"Однако на практике так называемые "майдановские судьи", которые выносили неправомерные решения в отношении мирных протестующих, те, кто передал "Межгорье" и другие стратегические объекты государственной собственности, а это горе-известный судья Сергей Ковтун, избегают ответственности и продолжают работать", - отметила Козаченко.
Яркий пример полного правового беспредела - это как раз судья Хозяйственного суда г. Киева Сергей Ковтун.
Стоит напомнить, что еще 11 декабря 2014 года Ковтун "смело" вступил на тропу антикоррупционной проверки, подав декларацию о доходах за 2013 год. Как для судьи с многолетним стажем, Ковтун в последний год перед Революцией Достоинства жил относительно скромно, обходясь суммой в 15,5 тыс. грн. в месяц, из которых 3,9 тыс. он тратил на добровольное страхование.
При этом в СМИ неоднократно писали, что по столице судья ездит на одном из двух принадлежащих его семье "скромных" автомобилях – Honda CR-V и Acura MDX. Традиционно для "честного" судейского корпуса, основные активы Ковтуна записаны на семью. А именно: около гектара земли и 58-метровая квартира. Жена Ковтуна - Александра Дмитриевна, которая трудится частным нотариусом в одном из самых престижных районов Киева – на ул. Златоустовской – заработала в разы больше мужа-Ковтуна - чуть больше 1 млн. грн. Согласно декларации, 25,9 тыс. грн., заработанных процентов, Ковтун честно положил в тот год на банковский счет. К слову, до этого в банке у Ковтунов уже лежало почти 600 тыс. грн.
Показательно, что люстрационная проверка Ковтуна не закончилась до сих пор. Об этом нет данных ни на сайте Хозяйственного суда Киева, ни на "люстрационном" сайте Минюста. Вероятно, Ковтун как был нужен, так и остается неприкасаемым, для вынесения нужных решений.
Почему? Ответ очевиден. Этот "честный служитель Фемиды", не просто известен тем, что с 2010 – 2012 гг. на него неоднократно поступали жалобы в Высший совет юстиции. Как правило, речь шла о нарушении прав государства в пользу частных компанияй. Например, среди самых громких дел – иск "приватовского" офшора Mantara Holdings Limited с обжалованием решения Фонда госимущества о недопущении на конкурс по продаже "Лугансктепловоза" Брянскому машзаводу. Судья Ковтун тогда при сомнительных обстоятельствах подыграл структурам Игоря Коломойского, о чем также писали СМИ. Но Высший совет юстиции не нашел оснований для его наказания. Как, собственно, и в других жалобах.
Но в историю правового нигилизма судья Ковтун попал по другому, пожалуй, самому громкому делу времен Януковича. Именно он оформил в судебном решении самую громкую аферу десятилетия – передачу роскошной усадьбы Януковича - Межигорье - из государственной собственности в частную.
Оборутка Ковтуна была такова: ООО "Мединвесттрейд" выменяло у НАК "Надра Украины" три дома на Парковой аллее в Киеве на комплекс в Межигорье. Через несколько недель ООО-шники якобы одумались, поскольку земля и усадьба принадлежали не "Надрам", а государству, поэтому сделку необходимо было отменить. Но на то и есть "умелый" судья Ковтун, который с легкой руки (возможно, не только) постановил, что сделка была полностью законной. При этом в решении были учтены все возможные нюансы передачи государственной земли и имущества в обмен на частную собственность, хотя закон такого обмена вообще не предполагает.
Особое внимание обращает на себя скорость, с которой Сергей Анатольевич принимал решения осенью 2007 года. Иск зарегистрирован в системе делопроизводства 17 октября 2007 о 11:22:34, а резолюцию глава суда поставил в 12:21:08, уже в 12:30:09, то есть, вдумайтесь (!) через 9 минут и 01 секунду, Ковтун внес постановление о возбуждении производства в систему делопроизводство хозяйственного суда. За это время, он успел получить дело в канцелярии, ознакомиться с ним, набрать и напечатать постановление, подписать его и внести в систему делопроизводства.
В первом же судебном заседании Ковтун принял решение, подтвердив законность изъятия "Межигорья" из государственной собственности. Из протокола судебного заседания следует, что разбирательство длилось с феноменальной скоростью - аж десять минут!
Но не только Межигорьем единым - без преувеличения - "музеем-коррупции Ковтуна", известен этот "Оборотень в мантии".
Именно он помог "прихватизации" стратегического объекта - "Укртелекома".
В общей сложности Ковтун вынес не меньше 250 "нужных" решений, что позволило в итоге без особых проблем приватизировать компанию, получить монопольное право на использование 3G и не платить налоги.
Любопытно и то, что после побега Януковича, Ковтун продолжает работать и использовать рейдерские схемы в своей деятельности. В частности, он принял решение о заморозке счетов "Укрсоцбанка", заблокировав на них 18 млн. гривен в пользу частной компании, которая, по информации СМИ не платит налоги. Как такое возможно? Ловкость рук и "талант" Ковтуна позволили вынести такое решение, когда компания "Проект А" подала судебный иск против "Укрсоцбанка", ссылаясь на то, что в период 2010-2013 гг. потратила средства на улучшение имущества на сумму более 18 млн. грн и хочет получить компенсацию. Эти средства и были заблокированы решением Ковтуна.
Банк уже обратился в Генеральную прокуратуру с заявлением о преступлении судьи. Но реакции ни Генпрокуратуры, ни НАБУ, - до сих пор нет.
Неужели Ковтун выйдет "сухим из воды"?
Как объяснила "главный люстратор" Минюста Татьяна Козаченко, к сожалению, за два года после Майдана не был люстрирован ни один судья!
"На данный момент реальных инструментов для привлечения судьи Ковтуна к ответственности даже сегодня мало. Ведь под люстрацию может попасть тот судья, который более года или во время Майдана был членом Высшего совета юстиции или Высшей квалификационной комиссии. Ковтун таковым не был... Он судья Хозсуда, а не административного... Поэтому к нему могут быть вопросы со стороны Государственной фискальной службы", - отметила она.
В то же время, с ее слов, именно ГФС - остается "флагманом" в общем антирейтинге государственных органов, где продолжают работать даже те, кто однозначно попадает под нормы закона об очищении власти.
Как же добиться справедливости?
Козаченко подчеркнула, что дело судьи Ковтуна может быть доведено до логического конца не в рамках люстрационного законодательства, а в рамках полномочий все того же Высшего совета юстиции. Но, как показывает практика, во ВСЮ подобные дела в отношении судей-коррупционеров могут лежать мертвым грузом 5-6 лет. В то время, когда судья продолжает работать, как и делает тот же горе-Ковтун.
Учитывая, что еще в феврале 2015 года ВСЮ был расформирован, и больше года по сути блокировался процесс его формирования, сегодня не стоит питать иллюзий относительно оперативного рассмотрения жалоб в отношении Ковтуна. Тем более, что ВСЮ в прямом смысле слова "завален" подобными жалобами. Со слов Козаченко, на данный момент их больше 3 млн., тогда как ВСЮ состоит из 20-ти людей, из которых реально работают 13-15 человек.
Но это не должно стать индульгенцией для судьи Ковтуна. С приходом Юрия Луценко в Генпрокуратуру, учитывая обещания главы НАБУ Артема Ситника, теперь у нас с вами есть у кого спросить: доколе такие как Ковтун будут оставаться на свободе?
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News