На прошлой неделе произошло событие, которое еще долго будут обсуждать украинцы. Президент Владимир Зеленский уволил главнокомандующего Вооруженными силами Украины Валерия Залужного и назначил на его место Александра Сырского.
Насколько логична была такая замена во время войны и что стало основанием для такого решения, сайт ТСН.ua расспросил у Игоря Романенко, генерал-лейтенанта в отставке, заместителя начальника Генерального штаба (2006–2010 гг).
Рискованный и тяжелый шаг
Игорь Александрович говорит, что хорошо знаком с Александром Сырским, они работали вместе в Генеральном штабе еще до начала войны.
«Увольнение генерала Залужного — это очень тяжелый и рискованный шаг со стороны президента Зеленского. Хотя причины для такого решения очевидны. О них уже неоднократно говорили отечественные и западные аналитики, а именно о том, что 2023 год оказался неудачным с точки зрения боевых действий для высшего военно-политического руководства Украины», — рассказывает сайту ТСН.ua генерал-лейтенант в отставке Игорь Романенко.
Распыление ресурса и последствия
Эксперт отмечает, что это произошло из-за промедления с поставками оружия от западных партнеров, а еще из-за неправильного распределения имеющихся ресурсов для прошлогоднего контрнаступления.
«Наличного ресурса нам хватало только на одно направление, а его распределили сразу на три. Бахмутское направление, которым совместно занимались верховный главнокомандующий и генерал Сырский, и два направления – Бердянское и Мелитопольское, которым занимался главком Залужный. На Бахмутском направлении враг сосредоточил резервы, остановил наше наступление и перешел в контрнаступление. На Бердянском и Мелитопольском направлениях удалось преодолеть первую линию обороны противника, но не более того — россияне за полгода построили там прочную оборону. А с августа еще добавилось Херсонское направление, чем еще больше усложнили ситуацию. Как результат — не добились успеха. Поэтому и произошло то, что произошло, несмотря на огромный авторитет Валерия Залужного», — рассказывает Игорь Романенко.
Приказы и их выполнение
Военный эксперт добавляет, что стратегическое управление войсками должно работать иным образом.
«Нам не нужно было распылять имеющийся ресурс на три направления. И стоило действовать более слаженно. Об этом отмечали военные эксперты НАТО еще летом прошлого года. Было так: Зеленский отдает приказы Сырскому и оба занимаются Бахмутским направлением. А Залужный отдельно сконцентрирован на Бердянском и Мелитопольском направлениям, и это было не совсем правильно. По моему мнению, все должно было работать по такой схеме: верховный главнокомандующий ставит военно-политическую задачу главкому Залужному, а он уже далее дает четкие задачи командующему Сухопутными войсками и другим родам войск и Сил обороны. Возможно, теперь, после смены главкома, будет именно такая последовательность действий», — отмечает Игорь Романенко.
Пока сверхважной является оборона
Эксперт добавляет, что из-за отсутствия концентрации действий на одном направлении и централизованной цепочки управления войсками мы получили то, что получили — россияне собрали необходимые силы и остановили контрнаступление по всем направлениям.
«Теперь Александру Сырскому будет непросто выровнять ситуацию на фронте. Самое печальное, что ресурса уже сейчас не хватает на оборону. Россияне наступают, а мы обороняемся. К сожалению, противник хоть и тактически, но продвигается вперед. Нам нужно было не бросать весь ресурс на контрнаступление, а вовремя строить стратегическую оборону еще в июле 2023 года. Тогда бы ресурс у нас еще оставался, и продвижение россиян было бы небольшим или его вообще бы не было», — говорит Игорь Романенко.
Плана «Б» не могло быть
Он добавляет, что от главкома Залужного требовалось, чтобы он предложил план действий, предоставив условные планы «А» и «Б».
«Но какие планы „А“ и „Б“, когда сил не хватало даже для плана „А“? В этой ситуации любой план будет необъективным, потому что планы формируются на ресурсах, которые есть в наличии у государства и своевременно предоставляются Силам обороны. К сожалению, сейчас у нас ресурса не хватает даже для выполнения стратегической оборонительной операции, когда враг наступает. Очевидно, вопросы решения этих задач будут возложены на главкома Сырского», — отмечает военный эксперт.
Почему говорить о контрнаступлении пока нецелесообразно
Игорь Романенко добавляет, что пока рано говорить о деоккупации территорий и о новом наступательном плане «Б». Это сейчас абсолютно нерационально и нецелесообразно.
«Говорить об этом можно только после того, как будет четко согласовано, что нам из оружия реально дают союзники и как быстро мы выполним задачу, которую еще в прошлом году должны были выполнять по личному составу, то есть по плану по мобилизации. Надеюсь, он будет выполнен. По крайней мере, в правительстве делают для этого все возможное, способствуя работе ТЦК и СП и полиции», — добавляет военный эксперт.
Три составляющие для нового главнокомандующего
Романенко говорит, что сейчас новый главнокомандующий должен сконцентрироваться на выполнении задач по оборонной операции и трех ее важнейших составляющих.
«Первая — остановить врага. Вторая — уничтожить как можно больше вражеской техники, вооружения и живой силы противника. Только тогда может появиться третья составляющая — выиграть время и аккумулировать силы для контрнаступления. Но думаю, что это может произойти в лучшем случае в начале осени. Поэтому условия очень и очень тяжелые, но новому главкому придется в них работать», — отмечает военный эксперт.
Что нужно Сырскому, чтобы выстоять
Игорь Романенко говорит, что знаком с Александром Сырским еще со времен работы в Генеральном штабе, это было до начала войны.
«Александр Сырский прошел большую школу командования войсками, он имеет огромный опыт фронта. Думаю, ему, чтобы выстоять в этой ситуации, придется задавать президенту трудные вопросы, которые, скорее всего, задавал и Залужный. Я слышал с новостей, что Сырский уже предложил свой план действий, те же планы „А“ и „Б“, но думаю, что он их был вынужден предлагать. Потому что сейчас плана „Б“ объективно быть не может, нет на это ресурсов. Все будет сводиться к стратегической обороне. Сырскому нужно собрать силы, чтобы остановить продвижение противника. Ему будет очень непросто», — рассказывает Игорь Романенко.
Надежда на Силы беспилотных систем
Военный эксперт говорит, что положительно оценивает намерения создания Сил беспилотных систем. Но добавляет, что их нужно было создавать еще в прошлом году. Но лучше уже сейчас, чем никогда.
«В условиях войны количество беспилотных аппаратов будет только расти. И не только для работы в воздухе, но и на суше, на воде и под водой. Вообще, как представитель противовоздушной и противоракетной обороны, могу сказать, что самые большие боевые действия в этом веке будут происходить именно в воздухе, они будут решающими», — рассказывает Игорь Романенко.
Он добавляет, что более значимое влияние на противника будет осуществляться именно из воздуха — чем дальше, тем больше. Об этом неоднократно отмечали военные аналитики и ученые.
«К сожалению, сейчас россияне имеют преимущество в воздухе, чего только стоят их воздушные атаки на наши мирные города. Если бы у нас были соответствующие силы и средства, мы бы их тоже наносили. Поэтому нам нужно эффективнее развивать это направление. Россияне нас догнали и перегнали в количестве по производству дронов. К сожалению, количество переросло в качество. Поэтому нашим ребятам на фронте очень тяжело из-за их атак. К тому же у нас ограничена военная поддержка авиацией, поэтому ситуация на фронте достаточно сложная», — заключает Игорь Романенко.
Напомним, За минувшие сутки состоялось 190 боевых столкновений, - Генштаб.
Ранее Вести-ua.net писали, "Іди гуляй, Господи!". Головні розноси Зеленського.
Также Вести-ua.net сообщали, Военный эксперт рассказал, куда РФ может еще ударить межконтинентальными ракетами.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →