Все территориальные проблемы Украины и споры о принадлежности территорий на левобережье Днепра и далее на юг имеют одинаковое происхождение. А вот причин прежних украинских неудач две. Первая – чересчур активное желание России расширить собственные границы в любом направлении без размышлений о том, что дальше делать с новыми землями. Вторая – излишняя лояльность Москве со стороны вчерашних кандидатов в Политбюро ЦК КПСС, вдруг ставших первой волной политической элиты независимой Украины. Исключений из правила вплоть до Оранжевой революции не было по определению.
История с островои Тузла – тот редкий случай, когда РФ долго и упорно пыталась выставить себя пострадавшей стороной. Мол, нехорошие украинцы отобрали у нас клочок суши, монополизировали Керченский пролив и берут непомерные деньги за право прохода для наших судов. На максимальные обороты конфликт вышел под конец второго президентского срока Кучмы. Тогда Януковича уже протащили в премьер-министры и полуофициально назначили фаворитом грядущих выборов, а влияние Москвы на политическую ситуацию в сопредельном государстве было огромным.
Мало кто тогда всерьез вник в суть вопроса, а зря. Коса еще лет сто с небольшим назад была полноценной частью Таманского полуострова, то есть - территорией Российской империи. Но параллельно с так называемой “гражданской войной” приключилась другая, не менее судьбоносная беда: несколько штормов хорошенько размыли верхние слои ненадежной песчаной почвы, и от косы остался лишь одноименный остров. При этом рыбаки еще и дополнительно прокопали небольшой канал – размыв размывом, а риск застрять на илистом мелководье велик. Так коса Тузла стала островом Тузла.
Вот только прелесть ситуации в том, что Тузлу тогда еще УССР не отбирало по собственной прихоти, а получило вместе с остальной территорией Крымской АССР в 1954 году. Приписывался этот клочок суши к Крыму в 1922-м также ввиду целесообразности, ведь поддерживать на нем порядок проще тем, кто обитает ближе. Это все, однако, было на бумаге, а не деле коса после освобождения от немецких захватчиков и до начала семидесятых оставалась бесхозным объектом. Нарисовали какую-нибудь административную границу между республиками – и хватит. Так что претензии сразу двух губернаторов Краснодарского края уже после распада СССР выглядят безосновательно. Никто у вас, товарищи, ничего не захватывал, сами все принесли на блюдечке.
Зато в начале минувшего десятилетия РФ сама предприняла попытку захвата территорий. Как оказалось, это были пробы пера перед более масштабным территориальными захватами. В девяностые все сложилось так, что Украина в кои-то веки заимела бОльшую выгоду от Керченского пролива, нежели Россия. Все дело в формальностях: восточный берег пролива хоть и находился во владениях Москвы, но единственный судоходный канал по факту проходил между западным берегом и Тузлой. Проще говоря, полностью находился в украинских территориальных водах. Не исправить это упущение встающим с колен русским было невозможно.
Начиналось все, как и водится, с тревожных заявлений экспертов от естественных наук: караул, море размывает береговую линию Тамани, нужно срочно строить дамбу. Тут же вспомнили о том, что коса когда-то была группой мелких островков, пока лет двести назад природным путем не превратилась в сплошную полосу суши. Выход один – возвращать все как было, то есть строить укрепительные сооружения. Дамба потихоньку начала расти в направлении украинского Крыма.
По странному стечению обстоятельств, именно в 2003 году Украина и Россия вели затянувшиеся переговоры об общем использовании ресурсов и территории Азовского моря. Украинская сторона вела себя странно, поначалу не прогибаясь, но и ни за что особо не торгуясь. Путин, в свою очередь, все еще вынужден был притворяться «добрым соседским царем» во взаимоотношениях с сопредельными государствами. И на первых порах президент РФ даже картинно удивился, списав начавшееся 29 сентября 2003 года строительство дамбы на излишнюю инициативность губернатора Краснодарского края Ткачева (конечно, в России же всегда так). В конце концов, на отметке 102 метра до границы работы приостановили – у нас почему-то это было воспринято как жест доброй воли со стороны Кремля. И даже победу молодой украинской державы.
Никто в Украине еще не подозревал, что буквально пару месяцев спустя Кучма на условиях Москвы подпишет кабальный договор об использовании Азовского моря и Керченского пролива, в котором не предусматривалось ни полноценной делимитации границы, ни определения правового статуса острова Тузла.
За два года до столь же неожиданной для украинцев оккупации Крыма Янукович в Ялте последует примеру бывшего «бати - наставника», согласившись принять Тузлу в обмен на право безвозмездного прохода судов РФ через пролив и блокирования судов третьих стран.
Как нужно было поступить? Как минимум не клевать на кремлевские наживки. По состоянию на 2018 год Украина и косы лишилась вместе с полуостровом, и со свободным судоходством на Азовском море заимела проблемы. К тому же РФ построила мост через Керченский пролив и Тузлу невзирая на то, что украинская сторона четыре года назад договор о совместной постройке расторгла.
А стоило всего лишь настоять на своем в 2003-м, не надеясь спихнуть решение вопроса на преемников. Или хотя бы попытаться, что ли.
Виталий Могилевский, Без Табу
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News