Мошенники, сколотившие вокруг себя небольшую группу последователей и живущие за их счет, в достатке имеются в каждом городе. Отличие традиционной религии от деструктивного культа заключается в личной свободе, сохраняющейся у человека в первом случа, и подавляемой лидерами культа - во втором.
Культ на выбор
Тоталитарные секты, или же деструктивные культы, принято определять как группы, использующие манипулятивные приемы и эксплуатирующие своих членов. Они в значительной степени контролируют поведение, мысли и эмоции адептов, могут нанести им психологический, финансовый и физический вред.
«Самая опасная секта – та, в которую вовлечен близкий тебе человек», - говорит Владимир Носков. По его словам, наиболее многочисленная секта в Украине — неопятидесятники, они же харизматики или «Движение веры». «Неопятидесятники отличаются устойчивой психологической зависимостью своих адептов от сеансов массового психотерапевтического воздействия в форме своеобразного богослужения, - сообщает Владимир. - В сектах подобного рода существует строгий контроль над доходами адептов и размерами их пожертвований».
Идентифицировать секту обывателю зачастую непросто. Сами неопятидесятники предпочитают называть себя «церквями Полного Евангелия». В каждом областном центре насчитывается с десяток таких общин под разными названиями, каждая из которых зарегистрирована как самостоятельное юридическое лицо. Как правило, используются название наподобие «Свет истины», «Ковчег спасения», «Камень веры» и т.п. Наиболее известные и разветвленные неопятидесятнические секты в Украине – «Посольство Божье» Сандея Аделаджи, «Новое поколение», «Победа», «Свет Пробуждения». В связи с тем, что данное движение не имеет централизованной структуры, подсчитать количество его приверженцев не представляется возможным. По очень приблизительным оценкам, в Украине количество неопятидесятников может достигать 300 тысяч человек.
Фото: www.facebook.com/sunday.adelaja.ru
Эмоционально податливая молодежь составляет значительную часть неопятидесятнических сект. Они целенаправленно работают с парнями и девушками, которые, в свою очередь, должны вовлекать в секту сверстников. Еще одна группа, на которую обращают особое внимание руководители этих организаций – наркоманы. «Реабилитация наркоманов является визитной карточкой неопятидесятников. В случае замещения наркотической зависимости культовой получаются образцовые адепты», - говорит Носков.
Всемирно известная «Церковь саентологии» воплощается также как «Дианетика», «Хаббард-колледжи» и т.д. В своих рядах саентологи предпочитают видеть людей влиятельных. Так, новообращенными саентологами становятся бизнесмены, политики, чиновники, на которых составляются личные дела, зачастую содержащие компромат. Также саентологи интересуются перспективными студентами. В Украине наблюдались их попытки проникнуть в систему образования под прикрытием программы профилактики наркомании среди учащейся молодежи (программы «Нарконон»).
В националистической среде активно развивается неоязычество. «Например, РУНВера - «Родная украинская национальная вера», неоязыческая религиозная секта, основанная после второй мировой войны в США этническим украинцем Львом Силенко, характеризуется неприятием христианства и агрессивным национализмом. Духовные лидеры неоязычников имеют влияние в среде националистических движений и стремятся к получению политической власти», - рассказывает Владимир.
Также в Украине также насчитывается около 150 тысяч «Свидетелей Иеговы» (согласно их собственному отчету), которые печально известны отказом своих адептов от переливания крови и ряда других медицинских процедур. «Свидетели Иеговы» склоняют адептов к полному разрыву семейных и социальных связей, если их родственники и друзья пытаются критиковать секту.
Фото: www.kavkaz-uzel.ru
Вообще критическое восприятие у людей, вовлеченных в секту, сильно снижено. В глазах адептов, главный носитель истины – ее руководитель.
«Даже в тех случаях, когда можно проследить происхождение группы от некой религии, это совершенно не означает, что группа является религиозной. По всей Украине много лет действует секта «Дети Солнца», в которой за псевдоправославной атрибутикой идет проповедование «свободной любви» с целью побуждения адептов, в том числе и детей к беспорядочным сексуальным связям», - рассказывает научный консультант Днепропетровского городского центра помощи жертвам деструктивных культов «Диалог», кандидата медицинских наук Василий Усенко.
По словам Усенко, классифицировать опасные современные секты крайне сложно. Так как существует большая разница между тем, что их руководители пишут в документах, подающихся на регистрацию, и тем, что они делают с людьми на самом деле: «Следует понимать, что любая организация, в которой лидер «всегда прав» и наделен абсолютной властью, опасна. Особенно в условиях полного отсутствия контроля со стороны государства и общества».
Группы риска
По данным Института социальной и политической психологии АПН Украины, 40% жителей Украины подвержены риску вовлечения в неокультовые организации. «Но не следует думать, что остальным 60% ничего не угрожает, - говорит Василий Усенко. - Технологии, применяемые неокультовыми организациями, позволяют завербовать практически любого человека. Им нужно просто дождаться критического момента в жизни человека, когда он будет готов поверить в то, что некая организация решит его проблемы».
Мошенники работали по одинаковой схеме: обработка сознания, а затем вызов на личную встречу с пастором, во время которой подписывались документы на кредит под залог недвижимого имущества прихожанина. Люди подписывали документы, часто даже не читая, поскольку безоговорочно верили представителям церкви.
— Львовская прокуратура о "Посольстве Божье"
«Бомбардировка любовью» - так называется крючек, на который ловят нас тоталитарные секты. Когда в жизни человека царят неурядицы и непонимание со стороны близких, когда его гложет чувство ненужности, очень привлекательным может показаться образ «большой дружной семьи», где к каждому твоему слову прислушиваются, где каждый с тобой любезен и мил. Психологи отмечают, что потенциальной жертвой деструктивных культов является каждый человек в состоянии разочарования и безнадежности. «Люди, испытывающие чувство зависимости и страха, находят в культах прозрачность перспективы, однозначность отношений (спасение определяется подчинением «старшим»), избавление от личного чувства ответственности и вины, что, в свою очередь, воспринимается в качестве благодати, духовной гармонии. Большинство будущих и бывших культистов страдают от сильного чувства одиночества. Частью культовой привлекательности является возможность уйти от этого чувства», - отмечает кандидат психологических наук Романов А.В.
Василий Усенко рассказывает, что делать, если кто-то из ваших близких попал в секту: «Вы должны понять, в какого рода организацию он попал, и постараться получить о ней как можно больше информации из любых источников. В том числе - и от него самого. Помните о том, что организация уже внушила ему, что он должен завербовать своих близких, а если это не удастся, то прекратить с ними отношения. Поэтому уклоняйтесь от открытого конфликта. Побеспокойтесь о том, чтобы защитить сбережения и имущество. Тяните время и ищите способы вернуть близкого вам человека. Здесь нет универсальных рецептов. Есть мнение, что средний срок пребывания в организации харизматов - около 3 месяцев, но для кого-то это дни или недели, а для кого-то – годы и десятилетия».
По мнению исследователей Роберта Лифтона и Маргарет Сингер, на реабилитацию после выхода из секты человеку нужно не менее 2-х лет - при условии работы группы поддержки и психологов. Профессор Оттоссон из Швеции в 90-х годах писал, что правительство было вынуждено отправлять шведов, пострадавших от харизматического движения «Слово жизни», в реабилитационный центр в США за государственный счет, потому что не имело нужных специалистов. Четверть пострадавших пыталась покончить жизнь самоубийством.
В церкви пробуждения "Торонто Аэропорт" Фото: idoorway.mirtesen.ru
LB.ua: Наблюдается ли некая зависимость между активностью сект и политической, экономической и социальной ситуацией в стране?
Василий Усенко: В Днепропетровском регионе мы зафиксировали всплески вербовочных мероприятий неокультовых организаций в период после «оранжевой революции» и накануне президентских и парламентских выборов. В эти периоды Днепропетровске проходили и особо крупные массовые мероприятия неокультовых организаций, на которые их лидеры свозили последователей со всей Украины. Полагаю, что лидерам этих организаций крайне важно было показать кому-то, как можно большее число людей готовых проголосовать по их команде.
- Следите ли Вы за деятельностью Марины Цвигун (Марии Дэви Христос) которая, по информации СМИ, вернулась в Киев и продолжает вербовать адептов?
- Разумеется, мы наблюдаем за деятельностью Цвигун, самоназвавшейся теперь Викторией Преображенской. Возобновление ее деятельности в Украине служит наглядным примером того, что из урока «белого братства» наше государство выводов не сделало и делать не собирается.
- Есть ли у Вас данные о том, как обстоят дела с сектами в других странах, в частности – в России? Есть ли какое-то отличие деятельности сект в зависимости от их нахождения в той или иной стране?
- Наибольшие усилия по противодействию неокультовым организациям предприняты Францией и Бельгией. ПАСЕ требует аналогичных действий от остальных стран ЕС. Что касается России, то показательной является информация НИИ МВД РФ: в год в РФ регистрируется около 2000 религиозных организаций, но при этом ежегодно около 400 религиозных организаций снимаются с регистрации по результатам контроля их деятельности. В Украине же зарегистрировано уже более 30000 организаций, и на моей памяти не было ни одного случая лишения организации этого льготного статуса. Разумеется, в зависимости от характера местных условий неокультовые организации меняют и тактику, а порой и юридический статус. Те, кто в Германии находя тся под гласным наблюдением полиции, в Украине собирают стадионы и открыто обирают миллионы наших сограждан.
Юлия Борисенко, Левый берег
Популярное сейчас:
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News