Журналист Vice пообщался с побывавшей в коме женщиной, и задал ей несколько вопросов об этом состоянии, которые обычно таким людям задавать стесняются.
С согласия женщины издание опубликовало ответы, которые помогут многим не попасть в ситуации, когда их вопросы будут выглядеть глупо — потому что на них уже ответил другой человек, вышедший из комы, пишет medialeaks.
Кома — крайне тяжелое состояние больного, и вряд ли кому-то хочется в нём оказаться. Мысли о не приходящем в сознание человеке, жизнь которого зависит только от врачей и оборудования, мало кому покажутся приятными, особенно если речь идёт о близких людях. Но кома — не синоним смерти, и из неё благополучно возвращаются, и как следствие, это порождает много вопросов у любопытных о том, что видит и чувствует человек в коме. Издание Vice облегчило жизнь таким людям — его журналист Том Ашер пообщался с британкой Лорен Бантон Уильямс, пролежавшей в коме три недели.
28-летняя Лорен попала в больницу с молниеносным миокардитом — быстро прогрессирующей сердечной недостаточностью с ярко выраженными симптомами. Врачам пришлось поместить женщину в состояние искусственной комы, в котором она пробыла три недели. Даже в этом состоянии болезнь не отступала — во время комы женщина перенесла сердечный приступ, из-за которого её сердце остановилось на тридцать минут. Ашер отмечает, что шансы выжить у женщины были на уровне 0,1%, но сейчас она здорова и была рада рассказать о своём нежеланном опыте.
Последнее, что я помню — как мне сказали, что меня поместят в кому, но они не были уверены, на какой срок. По их оценкам было две недели. Я была очень недовольна этим, потому что это было всего за несколько дней до моего дня рождения, и у меня были планы! Когда я поняла, что определенно пропущу день рождения, стала беспокоиться, буду ли бодрствовать на Рождество. Врачи сказали мне, что они не уверены в чем-либо, но помещение в кому было моим единственным шансом выжить. Я начала отчаянно объяснять, что мне очень хотелось бы остаться в живых. Прежде чем потерять сознание, я посмотрела на свою грудь и сказала: «Давай, сердечко, ты выкарабкаешься». В этот момент я знала, что есть шанс, что я, возможно, никогда не проснусь, но я должна была поверить, что есть какая-то надежда, что я пробьюсь через всё это.
Осознают ли люди течение времени в коме?
Моё время в коме было похоже на то, как если бы я спала целыми неделями — у меня нет воспоминаний о том, что я понимала, что происходило, пока я была без сознания, или о том, что люди говорили мне. Однако мне сказали, что однажды, когда я подняла руку, чтобы поднести её ко рту, где была моя вентиляционная трубка, мой консультант сказал, чтобы я положила руку вдоль тела, и я это сделала, так что, возможно, что-то через кому осознавалось.
Выходит, во время комы люди не видят сны или подсознательные воспоминания?
У меня были воспоминания, но когда я говорю «воспоминания», я не уверена, были ли они снами или нет. Самый незабываемый сон был о том, что меня вернули назад, но разные части моего тела были сделаны из дерева. Я ждала в каком-то механизме, где было множество других тел, чтобы уйти оттуда, когда придёт моя очередь, а выход был проделан в механическом когте, который периодически немного открывался; тела проталкивались через отверстие, а затем падали в грязное поле… это было странно.
Понимают ли люди, насколько они близки к смерти в этом состоянии?
У меня произошёл сердечный приступ через час после того, как я попала в кому. Моя мама первой заметила, что я похолодела, потому что она держала меня за руку. Она рассказала об этом медсёстрам за секунды до того, как аппараты показали прямую линию. Я понятия не имела, что всё это происходило.
Что чувствуют люди, когда наконец просыпаются?
Моё первое воспоминание — о том, что произошло через пару дней после того, как меня разбудили. Оно о том, как я увидела своих братьев и протянула к ним руки, чтобы подержать их за руки, но я не могла говорить, потому что вентиляционная труба нанесла большой урон горлу. Я помню, как чувствовала движение, словно мы были на палубе лодки. Я понятия не имела, что со мной произошло, или почему я была в больнице, но я помню, как мне было приятно видеть лица людей, которых я любила, — и я помню, что это из-за этого у меня появлялись слёзы.
Каково «догонять» всё то, что пропускаешь, пока находишься в коме?
Я помню, что была очень удивлена, когда спросила, какой сейчас день. Я не общалась с друзьями и даже не хотела смотреть в телефон в течение недели или двух после пробуждения. Я поняла, что лучше бы справилась со своей ситуацией, если бы не помещала её в контекст своей предыдущей жизни; понимание того, что у меня есть все эти друзья, которые живут своей жизнью как обычно, только заставляют меня чувствовать, что моя ситуация ещё более ужасна.
Какое заблуждение о коме оказалось самым сильным для побывавшего в ней человека?
Думаю, самым распространённым заблуждением было то, что кто-то в коме может услышать или почувствовать, что происходит вокруг. Я думаю, что, возможно, подсознательно они могут ощущать определенные вещи, но в целом я считаю, что они полностью отключены. Также я думаю, что важным моментом, который люди могут не понимать, является то, что врачам очень сложно вывести кого-то из комы, когда они считают, что для этого пришло время; часто для этого требуется множество попыток, а сам процесс может длиться долго и быть удручающим для всех, кто в нём участвует.
Меняют ли люди своё поведение в результате попадания в кому?
Я больше поменяла из-за того, что что-то пошло не так с моим сердцем, а не из-за того, что я была в коме, но да, я изменила свое поведение в некотором роде. Не могу сказать, было ли это моим личным решением, или это произошло из-за того, что я взглянула в лицо смерти, но у меня появилось желание лучше заботиться о себе — осознание того, что жизнь драгоценна, и я хочу держаться за неё крепче. Например, я не тусуюсь так много, как привыкла! Мне нравится рано ложиться спать и рано вставать, и отношение «да пошло оно» исчезло.
Как пребывание в коме меняет представление о жизни и смерти?
Я думаю о жизни и смерти сейчас намного больше, чем раньше. Я знаю, что это звучит мрачно, но я ничего не могу поделать: смерть — это часть жизни, и приближение к ней заставило меня понять это. Я чувствую, что у меня появилось больше уважения к жизни. Мне пришлось очень сильно бороться, чтобы удержаться за себя, и множество раз я чувствовала нелепую боль или ощущала ужасные последствия того, когда тебя приводят в чувство или отключают с помощью высоких доз опиатов. Это был очень страшный и одинокий опыт, который я никому не пожелала бы получить.
Меняются ли жизненные приоритеты у тех, кто был в коме?
После комы мои ценности и приоритеты стали намного очевиднее. Трудно объяснить, но я чувствую, что знаю больше, чем когда-либо, что для меня важно. Моя семья всегда была важна для меня, но теперь я отношусь к ним по-другому — я ставлю их превыше всего. Я также чувствую, что они, больше кого-либо другого понимают, какой это для меня был опыт. Они были «в первых рядах», поэтому в некотором смысле, я чувствую, что с ними легче общаться, чем с кем-либо ещё. Я думаю, всё, чего я хочу, — это быть окружённой людьми, о которых я забочусь, и наоборот, и быть счастливой и здоровой. Это то же самое, чего я всегда хотела, но теперь мне не нужно это вдалбливать.
Справляться со смертельно опасными заболеваниями никогда не бывает легко, но в историях о таких болезнях находятся герои. Другая женщина из Британии боролась с раком, и подала многим другим пример, — она вела блог о своей борьбе в инстаграме, где подшучивала над болезнью и химиотерапией. Другая женщина рассказала в соцсетях о том, как сложно бороться с мышечной дистрофией, — тяжесть этого недуга многие недооценивают из-за позитивных историй о болеющих им, но не сдающихся людях.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News