Эта грандиозная история началась где-то в середине 20-х годов прошлого века в провинциальной Атланте. Местная и в целом далеко не востребованная журналистка Маргарет Митчелл стала клепать «в стол» гигантскую сагу о любви, личных переживаниях, а также байках, основанных на рассказах очевидцев Гражданской войны в Штатах середины еще XIX века. Так рождался роман, который после некоторых проволочек вышел только в 1936 году и сразу же (да что сразу, моментально!) стал литературным мегахитом. Митчелл стала миллионершей (и кстати, больше ничего в своей жизни так и не написала), получила Пулитцеровскую премию… но самое главное, ее литературное произведение зажило своей отдельной жизнью, и теперь уже вопросы стояли иного характера: кто, когда и с кем экранизирует «Унесенных ветром»? Впрочем, вопрос «кто?» стоял очень не долго – сразу же после выхода романа самым шустрым оказался продюсер Дэвид Селзник, который за 50 тыс. долларов выкупил права на экранизацию. Поэтому в основном все три года вопрос стоял в имени режиссера и актерского состава.
Этот фильм обладает какой-то почти маниакальной притягательностью. Казалось бы, почти 4 часа хронометража готовы утомить любого. И даже жанровое определение фильма «военный» несколько специфично. Здесь нет батальных сцен, поединков, перестрелок… но антураж впечатляет. «Унесенные ветром» однозначно являются пиком классического периода Голливуда довоенного времени. Потом все пойдет по-другому, изменится в первую очередь восприятие зрителя, война поменяет людей. И именно этот фильм станет вершиной кинематографического мастерства эпохи, к тому же речь идет не только о цвете (а он здесь однозначно впечатляет, из всех цветных лент до 1939 года, «Унесенные ветром» является наиболее мастерски сделанной картиной). Сама операторская работа, умение передачи атмосферы от порыва ветра, до душевного смятения – это все передано в этом фильме на принципиально ином уровне, чего ранее никогда не было.
А что касается актеров, то здесь нужно говорить… да, неизменно и исключительно о кокетке Вивьен Ли. Нет, можно поспорить (заочно), а почему это Кларку Гейблу не дали статуэтки, ведь это его самая узнаваемая роль в карьере. Но Кларк уже был в 39-ом иконой, и все (киноакадемики, в первую очередь) были уверены, что он своего еще нахватает. (И жестоко ошиблись – после войны Гейбл уже потеряет весь свой лоск, а на смену ему стремительно вырвутся новые иконы). Можно также отметить, что «Оскар» первой чернокожей матроны Хэтти МакДэниел – больше дань политкорректности (одной из первой в США), а статуэтку куда более за свою блестящую игру заслужила Оливия Де Хэвилленд. Можно дискутировать и вокруг персоны Лесли Говарда – а правильно ли его в антиподы Кларку Гейблу подобрали? Вот интересно, хоть одна девушка/женщина из сотен миллионов, которые посмотрели этот фильм, влюбилась именно в щупленького персонажа Лесли Говарда, а не Кларка Гейбла? Все это были бы интересными темами для разбора фильма, если бы не один упомянутый феномен – Вивьен Ли.
По своему звездно-карьерному взлету англичанка Вивьен очень здорово напоминает еще одного «гадкого утенка» (с той только разницей, что «гадкой» красотку Вивьен даже образно назвать было бы сложно) – немку Луизу Райнер. Обе ранее безвестные актрисы с ноги выбили парадную в Голливуд, и после первого же своего калифорнийского дебюта получали главные киностатуэтки планеты. Правда, на этом схожесть и заканчивается. Райнер два года подряд становилась «лучшей актрисой» исключительно по авансу. В «Великом Зигфилде» Райнер была великолепной 20 минут, и за это ей дали «Оскара». За что она получила «Оскара» в «Благословенной земле», сегодня, наверное, уже не скажет ни один кинокритик. А еще через год Райнер как киноактриса издохнет и перестанет сниматься…
У Вивьен будут те же проблемы – она проснется мегазвездой, на нее обрушится чудовищный груз «высокого стандарта», от ее игры потом будут ожидать всегда исключительного потолка. И будут у нее и спады, и провалы, но она все равно по силе своих психических возможностей, будет оставаться в большом кино, и таки сумеет получить еще один «Оскар» (который и сведет ее окончательно с ума).
Но все это будет уже после 1939 года, а «сегодня» Вивьен – это грандиозная находка для «Унесенных ветром». Отбор на роль Скарлетт О’Хара был чудовищным, просмотрели почти полторы тысячи претенденток, и Джордж Кьюкор (он изначально был у руля проекта, пока не разругался с Селзником) великий молодец, что утвердил именно Вивьен. Но от себя добавляю («от себя» - это человека, который посмотрел порядка двух сотен фильмов 30-х годов), что виртуозно роль Скарлетт могла отыграть (кроме, как показала практика самой Вивьен) еще только одна актриса – Кэтрин Хэпберн. Проблема была только одна. Кэтрин – это, наверное, самая талантливая актриса в истории кинематографа. Только она не красива как женщина. Она обаятельная, очаровательная она своей игрой может влюбить, но ее внешность – это не эталон красоты. Поэтому во время кинопроб Хэпберн даже не рассматривали среди претенденток. И тут появился английский (почти индийский – Вивьен родилась в Индии) цветок…
Игру Ли даже трудно передать набором эпитетов. Она в фильме многогранна. Ее персонаж умеет жеманничать, обижаться, она становится трогательным ребенком, а при случае и очень породистой лошадью. Но в критические моменты и совершенно не гламурные периоды жизни Вивьен/Скарлетт становится настоящей. Это уже некрасовская баба, которая «в горящую избу войдет». Только будет она туда входить не как раболебское существо (потому что ей надо это сделать – судьба у нее такая – бабская), нет, а как целеустремленный индивид. Поражает эпизод в фильме, когда Скарлетт убивает в своем доме дезертира из армии северян. И до этого и после у персонажа Вивьен было и будет еще столько взлетов и падений… но именно здесь можно увидеть женщину, которую любит Ретт Батлер – человек, образ жизни которого в принципе отвергает какие-то любовные чувства.
Этот фильм заслуживает отдельных произведений, и он совершенно обоснованно занимает особое место в мировом кинематографе. И Селзник, и Кьюкор, и Флеминг, и Гейбл, и очаровашка Вивьен Ли, и сотни других людей, самоотверженно и с любовью поработавшими над этим проектом, умудрились создать одну из лучших историй о любви. А все началось с безвестной журналистки Маргарет Митчелл…
Игорь Лесев, специально для Вести UA
Популярное сейчас:
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News