На рынке труда Украины дефицит кадров. Такая ситуация вынуждает бизнес повышать зарплаты, несмотря на то, что возможностей для этого становится все меньше. "Апостроф" разбирался, как на отечественный рынок труда влияет война, в каких отраслях экономики нехватка рабочих рук особенно ощутима, и какие есть способы изменить ситуацию к лучшему.
В Украине растут зарплаты. Согласно данным Государственной службы статистики, в третьем квартале 2024 года номинальные зарплаты повысились на 22,3% в годовом исчислении, реальные - на 14,2%. Данных по четвертному кварталу пока нет, но, по предварительным оценкам, рост продолжается.
В подавляющем большинстве секторов экономики зарплаты уже превысили показатели последнего довоенного 2021 года.
Кадры решают все
На первый взгляд, парадокс состоит в том, что зарплаты в нашей стране растут, несмотря на продолжающуюся без малого три года войну. Однако на самом деле они увеличиваются как раз из-за войны. Как отмечает Национальный банк Украины (НБУ) в своем январском макроэкономическом и монетарном обзоре, работодатели повышают зарплаты из-за острого дефицита кадров. Нехватка же рабочих рук напрямую связана с мобилизацией и массовым выездом граждан за границу.
Дефицит кадров, в свою очередь, ограничивает работу бизнеса. В конце 2024 года, это было проблемой для порядка 70% украинских компаний. Ситуация усугубляется тем, что не хватает, в первую очередь, высококвалифицированных работников.
"И это не только отдельные сферы, такие, как инженерия, проектный менеджмент, медицина. Специалистов не хватает везде - и в розничной торговле есть проблемы, и в образовании есть проблемы, и в общественном секторе ощущается отсутствие квалифицированного персонала, которого с каждым годом, с каждым месяцем становится все меньше", - сказала в комментарии "Апострофу" эксперт по рынку труда и вопросам трудоустройства Анна Шкумат.
При этом проблема имеет не временный, а перманентный характер.
"Есть большое количество профессиональных сфер, где дефицит глобальный. И, если мы будем говорить о подборе комбайнеров, слесарей, технологов, фармацевтов, архитекторов, выяснится, что такая ситуация уже не первый год, и ничего не будет улучшаться в следующие несколько лет, а, может быть, даже и вообще", - рассказала "Апострофу" эксперт по вопросам рынка труда Татьяна Пашкина.
По ее словам, связано это с тем, что уже многие годы в Украине абитуриенты отдают предпочтение гуманитарным дисциплинам, несмотря на то, что государство увеличивает количество бюджетных мест как раз по техническим специальностям. В свою очередь, это можно объяснить тем, что в 1990-е инженеры и другие технические специалисты не могли найти работу из-за существенного сокращения промышленного производства.
Что касается рабочих профессий, то они никогда не были престижными в нашей стране. "Какая-то просветительская работа, разъяснительные мероприятия среди молодежи и родителей у нас отсутствуют", - говорит Пашкина.
Найти и удержать
Тем не менее, как было отмечено выше, война существенно влияет на ситуацию на отечественном рынке труда, в результате чего дефицит кадров становится только острее. Ощущается нехватка медицинского персонала, педагогических кадров, поскольку в соответствующих сферах традиционно заняты женщины, а многие из них сейчас находятся за границей.
Есть дефицит и в так называемых "мужских" профессиях - в сферах строительства, транспорта, промышленного производства. Основная причина – мобилизация, причем не только из-за непосредственного призыва на воинскую службу мужчин трудоспособного возраста.
"У государства не хватило ресурса сформировать системный подход к мобилизации в том смысле, чтобы он был прозрачным и понятным, потому что сейчас большинство работодателей не имеет представления, кого у них мобилизуют на следующей неделе. И уже могут и забронированных забрать, если будет очень нужно", - объясняет Татьяна Пашкина.
В связи с этим многие работодатели отправляют своих сотрудников-мужчин в "тень" и/или на дистанционную работу. Однако, если с офисными работниками это сделать несложно, то, например, со строителями или работниками общепита – почти невозможно. Поэтому довольно часто эти мужчины покидают свои рабочие места, и работодатели пытаются вместо них нанять мужчин младше 25 лет и старше 60 лет, а также женщин, хотя замена далеко не всегда эквивалентна – при всем уважении к женщинам, а также к людям молодого и пожилого возраста.
По большому счету, на сегодня для большинства работодателей главной задачей является удержать сотрудников на рабочих местах, для чего используются такие стимулы как повышение зарплат и не только.
"Есть проблема – найти специалистов, но еще большая проблема - их удержать, поэтому многие компании разрабатывают внутренние программы развития, карьерного роста, - говорит Анна Шкумат. - И у тех компаний, которые создают более привлекательные условия для своих работников, есть больше шансов удерживать работников в конкурентной среде".
Бизнес также мотивирует своих сотрудников, предоставляя им медицинское страхование, бесплатное питание, бесплатную развозку, добавляет Татьяна Пашкина.
При этом финансовые ресурсы для дальнейшего безудержного поднятия зарплат у отечественных работодателей фактически исчерпаны.
Если (когда) закончится война
Окончание украинско-российской войны в 2025 году стало уже общим местом в раскладах правительств, международных организаций и отдельных граждан, несмотря на абсолютную неочевидность такого сценария.
Тем не менее, определенная вероятность его реализации существует, а потому нужно понять, что будет происходить на рынке труда Украины после прекращения военных действий.
Очевидно, что, с одной стороны, мужчины будут возвращаться с фронта к мирной жизни, а женщины – из-за границы на родину.
Хотя вернутся далеко не все – по мнению специалистов, на родину приедут примерно 30% тех, кто сейчас находится в Европе и других частях света.
"Я не верю, что, если война закончится, условно, завтра в пятницу, с понедельника миллионы ринутся в Украину. Этот процесс растянется на несколько лет, - говорит Татьяна Пашкина. - По результатам опросов, многие готовы вернутся только на определенных условиях, что им предоставят жилье, европейскую зарплату, что будут какие-то финансовые инструменты помощи и так далее".
Что касается ветеранов, то им потребуется (уже требуется, так как люди демобилизуются и сейчас) адаптация - психологическая и карьерная.
"Кто-то вернется на свое рабочее место, и это может восполнить дефицит (кадров), у кого-то происходит переоценка смыслов, хочется двигаться к чему-то новому, и это может привести или к закрытию должностей на других направлениях, или вообще к открытию собственного бизнеса, что часто наблюдается среди ветеранов", - рассказывает Анна Шкумат.
При этом какая-то часть мужчин, как тех, что были на фронте, так и тех, кто по тем или иным причинам на него не попали, после отмены военного положения уедут из Украины – к семьям или просто на заработки. Ведь зарплаты в нашей стране, несмотря на значительный рост, все равно намного ниже, чем в Европе. Например, в Польше "минималка" в 2025 году в шесть (!!!) раз больше.
Кроме того, "бусификация" выработала у многих мужчин аллергию на добровольное продолжение жизни в Украине, добавляет Татьяна Пашкина.
Кадровая мобилизация
Таким образом, возвращение ветеранов и беженцев на рынок труда не решит проблему дефицита кадров. Более того, после завершения войны он может стать еще более ощутимым. Ведь ожидается активное послевоенное восстановление, для которого потребуются дополнительные рабочие руки (часто в буквальном смысле). А это, в том числе и в основном, - строительство и транспорт. Соответственно, снова будет колоссальная нехватка кадров в "мужских" профессиях. И уже звучат предложения сохранить запрет на выезд из страны мужчинам призывного (он же трудоспособный) возраста даже после отмены военного положения хотя бы на несколько лет (плюс трудовая мобилизация).
Однако есть и другие способы преодоления кадрового дефицита. Один из них – трудовая иммиграция. Об этом в последнее время говорят все чаще, но поедут ли потенциальные трудовые мигранты в страну, где еще совсем недавно шла война, в страну, где не платят высоких зарплат и нет высоких стандартов социальной защиты? Да и украинцы вряд ли еще готовы к наплыву людей, имеющих другой менталитет и культурный бэкграунд.
"Более сбалансированным решением было бы наладить автоматизацию где только можно, и чтобы государство предоставляло кредиты по льготным условиям компаниям, которые серьезно вкладывают в автоматизацию", - говорит Татьяна Пашкина.
Анна Шкумат добавляет, что эти процессы уже происходят, то есть дефицит рабочих рук стимулирует бизнес инвестировать в технологизацию и автоматизацию производственных и иных рабочих процессов.
Также следовало бы оптимизировать те потенциальные трудовые ресурсы, которые на самом деле в Украине есть.
"У нас 10 миллионов пенсионеров, и я уверена, что если не треть, то четверть можно было бы трудоустроить, и пенсионеры от этого тоже были бы счастливы. Есть мальчики и девочки 14-16 лет, которые хотят зарабатывать, но государство ввело кучу ограничений на их трудоустройство. Опять-таки есть специалисты с инвалидностью. А мы рыдаем, что у нас нет людей", - резюмировала Татьяна Пашкина.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News