Среди футбольных болельщиков бытует такое высказывание: «Игра забудется, а счет на табло – останется». Как и любая народная мудрость, данная сентенция носит достаточно глубокий «сермяжный» смысл. И она универсальна, ведь применить ее можно практически к любому аспекту нашей повседневной жизни.
Можно сколько угодно долго рассказывать ошарашенному избирателю про то, «как наши корабли бороздят просторы мирового океана», но каждому украинцу достаточно будет лишь раз проехаться на электричке «Киев-Нежин», чтобы впитать в себя все ароматы родины, включая и соленое словцо, сказанное в адрес очередного «реформатора».
Наши политики открывают новые дороги, прилетая на торжества на вертолетах. И не потому, что долго ехать. Просто пока доедешь до отремонтированного участка, можно лишиться пары зубов, даже с учетом качественной немецкой подвески. Немцы хоть и имеют опыт в преодолении бездорожья Восточной Европы, но в целом, несмотря на достижения мирового материаловедения, еще не изобрели металл, не гнущийся на наших дорожных ямах.
Точно так же можно «гутарить за реформы» на всевозможных ток-шоу, но если в твоей стране уровень прямых иностранных инвестиций по итогам года едва превышает два миллиарда долларов, из которых новых инвестиционных вложений – не больше ярда, а все остальное – реинвестиция прибыли и кредиты собственников, значит, дело в расстановке музыкантов, и тут нужно что-то в «консерватории» менять.
Или как сказал один советский сантехник, обвиненный в антисоветской агитации: «Тут прокладкой не обойдешься, здесь вся система прогнила»…
Приток прямых иностранных инвестиций – это универсальный маркер реформ, который четко показывает твое сегодняшнее место под солнцем.
Инвесторов не обманешь обещаниями рая в «отдельно взятой Виннице». Тем более, их просто так не заманишь в сферу длительного прямого инвестирования, даже обещаниями больших доходов.
Помните фразу про счет на табло? Так вот, минувший год показал не только мизерный уровень ПИИ (прямых иностранных инвестиций), но и их снижение по сравнению с 2017-м годом, хотя и тогда поток инвестиций был явно не фонтан.
Продолжая футбольные аллюзии, можно сколь угодно долго рассказывать о величии твоего клуба, показывая завоеванные при Чингиз-хане кубки, но все очень быстро расставляет на места простая квалификация в «Лигу чемпионов».
По уровню ПИИ – наше место пока рядом со странами «южнее Сахары», но это ненадолго, тамошние экономики очень динамично развиваются.
Мы, как известный столичный футбольный клуб — гордимся все больше, а завоевываем все меньше. Наша экономика уже не проходит в высшую экономическую «Лигу чемпионов» наиболее динамично развивающихся стран мира: там ее место прочно занято Польшей, Турцией, Южной Кореей. И она уже практически вылетела из условной «Лиги Европы» на карте венчурных инвестиций: здесь традиционная опора нашей власти на дешевую и квалифицированную рабочую силу (о чем украинские политики не устают долдонить на международных форумах) также дает сбой.
Ведь рабочая сила почему-то передумала «квалифицироваться» у себя на родине на шару и более успешно это делает за рубежом. В результате чего место Украины в утешительной инвестиционной «лиге» занимают такие страны как Нигерия, Индонезия, Камбоджа.
Еще пару лет реформ, бессмысленных и беспощадных, и нам придется сражаться за «Кубок Интертото» с такими конкурентами за инвестиции, как Йемен или Афганистан…
А теперь проанализируем еще один «счет на табло»: задолженность населения за услуги жилищно-коммунального хозяйства.
Буквально за пару последних месяцев 2018-го года величина данного показателя возросла на 15 млрд грн. и достигла астрономической суммы в 55 млрд грн., что даже сподвигло некоторые политические силы внести в свои предвыборные программы обещания «скостерить» должок.
Получается феерично: что бы ни происходило в нашей экономике, итоговым «оленем» и «терпилой» оказывается тот законопослушный гражданин, который платил налоги и все причитающиеся коммунальные платежи.
Именно у этого краснокнижного вида и вырастает на голове «вишневое дерево», чтобы все издалека видели, что к ним приближается ненормальный.
В структуре долгов первое место занимают платежи за газ: 26,4 млрд грн. или 48%, затем горячее водоснабжение и отопление (16,7 млрд грн. и 30% соответственно), электроэнергия (4,8 млрд грн./ 9%), содержание придомовых территорий и многоквартирных домов (4 млрд грн./7%), холодное водоснабжение и водоотвод (3,1 млрд грн., или 6%).
Уровень оплат коммунальных счетов в целом по стране составил в декабре 2018-го 58,3%, что и неудивительно, ведь на одного собственника лицевого счета в Украине в этот период пришлось 2,293 тыс. грн.
Среди регионов по уровню долгов выделяется Киев (3,6 млрд грн. задолженность за отопление и ГВС), Харьковская область (2,73 млрд грн. – отопление и ГВС и 2,83 млрд грн. – газ), Днепропетровская область (2,4 млрд и 2,64 млрд грн. соответственно). И вряд ли положение последней существенно улучшит грядущее переименование.
Если в стране существуют репрессивные цены на газ и дискриминационные тарифы, «сичеславщина» будет падать точно так же, как и «днипропетровщина».
Есть такая маркерная точка: если долги населения по услугам ЖКХ приближаются к уровню годового субсидирования из государственного бюджета – система близка к точке невозврата и починке не подлежит. В дальнейшем ее можно будет лишь демонтировать/реструктуризировать с помощью хирургического вмешательства, как вредоносную опухоль на теле общества и экономики.
И это настоящий «счет на табло», а не заверения министров о том, что рост цены на газ для населения на 23% никак не повлияет на уровень платежей и «помощь получит каждый».
Ведь одной рукой правительство увеличивает цены на газ, после чего растут и все производные тарифы, а другой сокращает размер заложенных в бюджете субсидий на 15 млрд грн., сокращает социальные нормы, используемые при расчете выплат, и в целом ужесточает критерии отбора субсидиантов.
Правда, попутно обещая «монетизировать» около 6 млрд грн. субсидий аккурат к президентским выборам.
В Украине были разные правительства, и каждое из них оставляло после себя разгромный «счет на табло». И сейчас наша экономика находится примерно в той же позиции, что и бейсбольная команда «Окленд Атлетикс»: «Есть богатые команды и есть бедные команды, потом 50 метров говна, а затем мы».
И на каждых выборах украинцы должны были бы сказать своим элитам словами героя из фильма «Человек, который изменил все»: «Изменись, или сдохни!». Но в ответ от элит почему-то всегда звучит: «Мы не изменимся, пока в Украине еще остаются люди и ресурсы и есть куда «повышать».
Источник: Алексей Кущ, politeka.net
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News