На прошлой неделе трудовые коллективы киевского метрополитена и управляющей муниципальным наземным транспортом компании "Киевпастранс" провели митинг перед зданием столичной мэрии в количестве около 200 человек.
Требования на транспарантах протестующих гласили: "25 гривен – проезд, 8 гривен – коллапс", "Транспортники Киева требуют справедливых зарплат и вовремя", "Честная работа – честная цена".
Связь между повышением тарифов и своевременной выплатой заработных плат обосновывалась в совместном обращении предприятий к мэру Виталию Кличко и столичному горсовету. Оно опубликовано на официальных сайтах компаний и подписано главами профсоюзов.
В обращении указывается: неизменная с 2018 года цена проезда в 8 грн давно исчерпала себя, а при ее сохранении в 2021 году, с учетом снижения пассажиропотока, предприятия получат огромные убытки – в частности, у метрополитена они достигнут 3,4 млрд грн (против 1,175 млрд по итогам 2020 года).
Компаниям уже пришлось оптимизировать свои издержки за счет сотрудников. 3 тыс. человек административного персонала метро (в том числе инженеры, бухгалтеры, экономисты) были переведены на четырехдневную рабочую неделю, что отнимет у них 25% заработной платы.
В дальнейшем, если не решать проблему, работников метро и вовсе начнут увольнять. Для исправления ситуации есть два пути: помимо роста тарифов, еще предлагается дотирование предприятий из местного бюджета на общую сумму свыше 4 млрд грн в 2021 году.
Часть экспертов, опрошенных UBR.ua, уверены, что Киев способен потянуть полную компенсацию оплаты проезда, и настаивают, что именно так поступают в европейских столицах.
Какая цена экономически обоснованная
В обращении метрополитена и "Киевпастранса" приводятся следующие "экономически обоснованные" цены проезда:
- для метро – 21,05 грн (при себестоимости перевозки одного пассажира в 20,04 грн);
- для автобусов, трамваев и троллейбусов – 25,18 грн (при себестоимости в 20,5 грн);
- для электрички – 78,9 грн (при себестоимости в 71,7 грн).
Как объяснила UBR.ua замначальника Киевского метрополитена Наталия Макогон, приведенные цифры были рассчитаны в финансовом плане коммунального предприятия, который пока отсутствует в публичном доступе, но уже передан в столичный департамент транспортной инфраструктуры.
После того, как департамент транспорта изучит обоснование, разъяснил процедуру первый замглавы КГГА Николай Поворозник, они передадут пакет документов в департамент экономики и инвестиций, который сделает вывод, каким должен быть тариф.
Принятию окончательного распоряжения после этого будет предшествовать общественное обсуждение, а также регистрация в Минюсте.
Расчет экономически обоснованной стоимости проезда, пояснил нам специалист по транспортному планированию, директор компании "А+С Украина" Дмитрий Беспалов, в целом прост: затратная часть, куда включаются все издержки компаний вплоть до закупки бумаги для документов, делится на количество перевезенных пассажиров.
"Повысилась минимальная зарплата, подорожала электроэнергия – оба предприятия много ее потребляют. Также следует учитывать достаточно высокую инфляцию. По некоторым оценкам, себестоимость перевозок могла подняться на 30%", – говорит Беспалов.
Согласно обращению "Киевпастранса", стоимость электроэнергии для них выросла в 1,2 раза, воды – на 68%. Также на 32% увеличился индекс цен производителей промышленной продукции, из-за чего выросли затраты транспортников на запчасти, материалы и комплектующие.
Между тем, указывает Беспалов, наиболее серьезные изменения произошли в знаменателе формулы расчета себестоимости – то есть в пассажиропотоке.
Как сообщается в обращении, за 2019 год метрополитеном воспользовались 495,4 млн пассажиров – то есть в среднем более 165 млн каждые 4 месяца – в то время как за первый квартал 2021 года подземкой проехались лишь немногим более 85 млн раз.
"Метрополитен до пандемии возил по полтора миллионов пассажиров в сутки. До недавнего локдауна они и полмиллиона не набирали, а во время него метро пользовались какие-то сотни тысяч пассажиров ежедневно", – отмечает Беспалов.
Насколько реально могут повысить проезд
Таким образом, чем ниже пассажиропоток, тем выше себестоимость перевозки одного человека.
Из-за этого заоблачной выходит экономически обоснованная цена непопулярных видов транспорта – в частности, электрички, рентабельная стоимость билета на которой, по расчетам коммунальщиков, должен составлять почти 79 грн.
Сегодня электричка стоит те же 8 грн, что и другие виды общественного транспорта.
Чтобы узнать причины такой высокой себестоимости электрички UBR.ua подал запрос в "Киевпастранс", но на момент выхода этого материала не получил ответ.
Дмитрий Беспалов, впрочем, уверен, что причина этого как в высоких затратах содержания рельсового транспорта – "себестоимость перевозок электричкой и раньше составляла около 30 грн", так и в крайней непопулярности электрички.
"Никто не ездит электричкой, в том числе и потому, что это не гарантированный транспорт: она то ездит, то ломается, так как нет денег на ремонт и поезда деградируют. По этой причине, несмотря на потенциально более высокий спрос, пассажиропоток у электричек сравним с маршруткой", – считает Беспалов.
Очевидно, что при увеличении цены билета на непопулярный транспорт, пользоваться им станут еще меньше. В случае роста тарифов произойдет отток пользователей и в другом наземном транспорте, полагает Беспалов.
По его мнению, только метрополитен, подняв тарифы, не лишится части пассажиров. Есть предположение, добавляет эксперт, что горожане выйдут из ситуации, закупив персональный электротранспорт.
"Честно говоря, в случае метрополитена я бы не переживал – это магистральный транспорт для поездок на достаточно длинные расстояния, которые на электротранспорте, тем более зимой, преодолевать как минимум не очень комфортно. Коммунальный транспорт при этом, возможно, будет терять пассажиров, от чего вырастет автомобилизация", – констатирует директор "А+С".
Можно ли сохранить нынешнюю цену дотациями
Последующий за повышением цен на уровень рентабельности отток клиентов, а также, в его результате, снижение дохода общественного транспорта столицы и его деградацию можно предотвратить прямыми дотациями из местного бюджета.
По оценкам предприятий, они нуждаются по меньшей мере в 4 млрд грн: 1,5 млрд для метро, 2,35 млрд – для автобусов, троллейбусов и трамваев, а также 129,3 млн грн для электрички.
По мнению замминистра финансов Александра Кавы, в прошлом работавшем замминистра инфраструктуры, столичный бюджет, самый большой среди украинских городов (около 60 млрд грн), способен потянуть эти траты.
При этом на вопрос UBR.ua, следует ли центральным властям помочь городу в компенсации затрат коммунального транспорта, чиновник ответил, что "в этом нет смысла": как по причине способности Киева самостоятельно их профинансировать, так и потому, что госбюджет нужно расходовать на нужды всех граждан, а не отдельного города.
Кроме того, по мнению Кавы, решение выделить средства транспортникам из средств Киева согласовывается с европейской практикой – "для мэров Варшавы, Берлина и Парижа расходы на транспорт естественны и равнозначны расходам на школы, поликлиники и больницы", говорит Кава.
"Считаю, что нынешняя цена проезда в Киеве установлена на доступном для жителей уровне: во многих городах она гораздо ниже, чем в Киеве. А, к примеру, Кривой Рог уже пошел по европейскому принципу и сделал транспорт для горожан вообще бесплатным. Это очень хороший способ снизить количество заторов, улучшить экологическую ситуацию в городе и повысить безопасность на дорогах", – выразил мнение замминистра финансов.
Цены вырастут уже летом – но не до 25 грн
Дмитрий Беспалов выразил уверенность, что подорожание обязательно произойдет летом, поскольку это "лучшее время для принятия непопулярных решений".
Не допустить этого с помощью дотаций из местного бюджета, по его мнению, теоретически возможно, но это лишь отсрочит, а не предотвратит повышение тарифов.
"Бюджет не сможет вечно покрывать такие большие траты – а чем больше будет падать пассажиропоток, тем сильнее они будут увеличиваться", – считает он.
Впрочем, наиболее реалистичным на данный момент выглядит "комбинированный" вариант решения проблемы: частичное повышение стоимости проезда и компенсация предприятиям оставшейся разницы из киевского бюджета.
"Коммунальных перевозчиков городская власть приучила, что если ты просишь 100 млн, то тебе дают 60 млн. Поэтому, мое личное мнение, приведенные в обращении расценки – стандартный торг. Власть скажет, что 25 грн – это очень дорого, и предложит увеличить тариф до 12 или 15 грн, а разницу постараются компенсировать из бюджета", – высказал мнение Беспалов.
Эксперт также предполагает, что за выбранной в итоге цифрой цены проезда не будет стоять "никаких методологических, научных расчетов" – выбор падет на более "круглое" число, чтобы впоследствии легче перепрограммировать электронные системы, автоматы, карты.
Это косвенно подтвердил Виталий Кличко, который заявил, что себестоимость проезда наземным транспортом – 15 грн, а не 20,5 грн, как рассчитали в "Киевпастрансе". По информации источника из КГГА издания "Вести", проезд подорожает не более чем до 12 грн.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News