По мнению правозащитников, Президент, Кабмин и Верховная Рада создали законодательное поле и предложили чиновникам необходимый правовой инструментарий, чтобы решить самые болезненные социально-экономические проблемы участников АТО и их семей. Однако люди обращаются к юристам с просьбами помочь пробиться через бюрократические джунгли и произвол отдельных финучреждений.
Не докладывают мяса
«Насколько я могу судить, больше всего вопросов, около 30%, у участников АТО и их семей возникает по поводу размера и оформления льгот. Люди мало знают о своих правах. В некоторых обращениях фигурируют такие суммы зарплат у военнослужащих как 1 900 или 2 400 гривен, что, в принципе, не допустимо», - комментирует юрист-волонтер, инициатор некоммерческой юридической консультации для участников АТО «Военсовет», Марина Коваленко. Проведя немало устных, письменных и электронных консультаций, она отмечает, что уже сейчас в связи с правами и льготами участников АТО и членов их семей возникает немало коллизий.
Согласно постановлению Кабмина о перераспределении некоторых расходов государственного бюджета на 2014 год, за непосредственное участие в АТО, осуществление мероприятий по обеспечению правопорядка на государственной границе, начиная с 1 мая 2014 г. выплачивается вознаграждение в размере 100% месячного денежного обеспечения и заработной платы, но не менее 3000 гривен в расчете на месяц. Вознаграждение выплачивается только за период участия в АТО. По окончании выполнения задач (отпуск, вывод из зоны АТО), выплата дополнительных выплат прекращается.
Постановлением Кабмина №417 установлено, что выплата вознаграждения осуществляется также во время пребывания на стационарном лечении в связи с ранениями(контузии, травмы, увечьями), полученными во время участия в указанных операциях и мероприятиях. Для того чтобы получить выплаты, нужно или заключение по результатам лечения, или справка медицинского учреждения, в котором будет указано, что ранения (контузия) получены в результате участия в боевых действиях или в военных операциях. Этот документ необходимо предоставить в воинскую часть, где проходил службу участник АТО, и требовать начисления указанных доплат (100% месячного денежного обеспечения, но не менее 3 тыс. грн.) за все время пребывания в стационаре со ссылкой на постановление Кабмина.
Недостатки процедуры начисления выплат очевидны уже сейчас. «Первый - медлительность. Во многих документах на оформление и выдачу инструментов соцзащиты отведено много времени, - констатирует Коваленко. - Второй - прозрачность и понятность. Если бы в стране была единая база участников АТО, необходимость в огромном количестве справок и свидетельств отпала бы. Могу привести и пример - выплаты при ранении. Их можно осуществлять только по заключению Медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК), то есть уже после лечения. Но деньги человеку и его семье нужны именно в этот трудный период. Поэтому необходимо создать механизм сообщений о факте ранения из госпиталя или их воинской части и сразу предоставлять людям хотя бы часть необходимых выплат».
АТОпробег по разгильдяйству
«Около четверти обращений от воинов и их семей приходится на жалобы относительно нарушения прав мобилизованных граждан банковскими структурами и некоторыми работодателями», - утверждает юрист-волонтер.
У каждой организации индивидуальный порог критичности процента фонда заработной платы, приходящийся на выплату единого социального взноса за не воспроизводящуюся рабсилу. До каких пор можно сохранять оклады и обеспечивать соцзащиту призванным работникам, предприниматели решают по-разному. Но есть факты - людей увольняют, и оспаривать это решение можно только в суде.
Несколько проще обстоят дела с требованиями банков. Хотя и финучреждения не всегда идут навстречу заемщикам, которые участвуют в АТО. «Мобилизованный имеет право не платить проценты и штрафные санкции по кредиту начиная со дня мобилизации, а военнослужащие – с дня начала особого периода (с 18 марта 2014 г.). Это предусмотрено подпунктом 15 статьи 14 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», - утверждает Коваленко.
Начало освобождения от уплаты процентов и штрафных санкций определяется и подтверждается датой мобилизации, отмеченной в военном билете или справкой о призыве военнообязанных на военную службу, выданной военным комиссариатом или воинской частью. Также юридическую силу будет иметь выписка из приказа о зачислении в списки личного состава воинской части (для резервистов), с указанием даты мобилизации, подписанным начальником (командиром) и скрепленной печатью.
«Копия любого из этих документов должна быть предоставлена в банк. Если после этого требования по уплате продолжаются, надо немедленно обращаться в НБУ и прокуратуру с сообщением о грубом нарушении законодательства. Более того, при попытках давления, такое обращение можно сделать, в свободной форме с приложением копий документов, подтверждающих мобилизацию человека. Насколько мне известно, НБУ следит за соблюдением банками законодательных норм и требований относительно прав мобилизованных. Он может требовать устранить недостатки, и обладает регуляторными механизмами воздействия на банки», - уверена Коваленко.
Беда не бывает одна
Уже в ближайшем будущем юристы предвидят серьезную полемику в вопросе получения статусов участников АТО. Обилие льгот, социальных доплат и привилегий, наличие государственных гарантий могут стать хорошей экономической поддержкой солдатам и, особенно, семьям погибших. Но, к сожалению, не все смогут этим воспользоваться. Среди них семьи тех, кого считают пропавшими без вести.
«Размер единовременного пособия в случае гибели (смерти) военнослужащего, военнообязанного или резервиста, которого призвали на учебные (или проверочные) и специальные сборы или для прохождения службы в военном резерве составляет 609 тыс. грн. (500-кратный прожиточный минимум). Эти деньги выплачивают, примеры тому есть. Но семья человека, пропавшего без вести, не может их получить. Дело в том, что в перечне документов на получение единовременного пособия в случае гибели (смерти) военнослужащего четко указано, что должно быть подано именно свидетельство о смерти», уточняет юрист.
В свете нынешнего банковского законодательства, муж и жена, при условии доказуемости совместного использования кредитных денег, являются солидарными ответчиками перед банком. В итоге семья, кормилец которой пропал без вести, лишена также и банковских преференций.
В то же время скептики уверены, что недополученные вдовами и сиротами деньги не пропадут. Но, как это часто и бывает, достанутся они совсем не тем, кто действительно принимал и принимает участие в АТО.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News