На открытый разговор общественность прямо стала вызывать президента Петра Порошенко сразу после принятия Верховной Радой 16 сентября законов об «особом статусе» части Донбасса и амнистии сепаратистам-террористам.
Президент прислушался. Сначала дал интервью ведущим украинским каналам. А после – 25 сентября – пригласил на пресс-конференцию всех желающих журналистов. Здесь же заодно провел презентацию своей программы реформ «Стратегия-2020».
Согласно Википедии, «Стратегия-2020» - это краткое общепринятое наименование обновленного варианта Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. Упреки по этому поводу – особенно в контексте того, что президентский срок у Петра Алексеевича истекает в 2019 году – уже неоднократно звучали в адрес украинского гаранта
Камень в огород Путина
Мероприятие проходило в полюбившемся Порошенко Мыстецьком арсенале. Именно здесь президент проводил большую vip-вечеринку после своей инаугурации.
По периметру здания, как это водилось во времена Януковича, не стояли тройные ряды беркутовцев, не слышалось криков: «Ганьба!» и запахов слезоточивого газа, не развивались никакие флаги. Внутри – только сине-желтые тона на экранах и детские рисунки на стенах. Для журналистов тоже была достаточно упрощена работа. Представителям прессы больше не нужно было толпиться в очереди возле микрофона – достаточно было поднимать таблички, заранее заготовленные организаторами. Работать предлагалось в формате: два вопроса от украинских СМИ, один – от зарубежных. И пресс-секретарь президента Святослав Цеголко скрупулезно следил за его выполнением.
Для президента поставили вполне обычный стол и простое кресло. Сам Петр Алексеевич – в отличие от съездов своей собственной партии – явился тютелька в тютельку к началу и сразу после непродолжительного приветствия перешел к презентации программы реформ и мыслям относительно будущего страны.
«Мы скинули тиранию. Устояли в борьбе с внешним врагом. И мир не за горами», - пообещал президент, добавив, что не менее сильными для страны сегодня являются внутренние вызовы. «С нами воевали не за отдельные регионы Донбасса. Цель – уничтожить нашу страну. Потому путь изменений нам надо не пройти, а пробежать», - поставил цель гарант. Отметив, что мы – в смысле, Украина – ничем не хуже своих соседей, которые давно вышли «из серой советской шинели», и имеем полное право постучаться в двери Евросоюза, Порошенко пообещал в 2020 году подать заявку от страны на членство в ЕС. А также озвучил ряд приоритетных направлений:
- антикоррупционная реформа обновления власти и бюрократического аппарата;
- судебная реформа;
- реформа правоохранительных органов;
- децентрализация и реформа государственного управления;
- налоговая реформа;
- дерегуляция и развитие предпринимательства;
- реформа системы безопасности и обороны.
«К этому я бы еще добавил две насущные программы – энергонезависимость нашего государства и дальнейшая популяризация Украины в мире», - отметил президент. Главной же – среди всех – все-таки попросил считать судебную реформу – мол, для замены плохих правил на хорошие нужна инстанция, которая была бы готова все это контролировать. А таковой, как известно, Украина сегодня похвастаться не может.
Порошенко себе лично, «мозговому центру» в АП, Кабмину поставил в задачу подготовить этот пакет реформ до первого заседания новоизбранной Верховной Рады.
«Хотел бы я войти в украинскую историю как президент реформатор? – мечтательно и твердо произнес он. - Да. Но готов уступить в пользу коллективного авторства». Добавил, что к работе над реформами будет привлекать и общественность, и бизнес. И озвучил ряд индикаторов, которые будут свидетельствовать об успехе объявленных изменений.
Таблички с данными, о которых говорил президент, журналистам раздавали на входе. Некоторые цифры там, скажем так, выглядели не совсем реальными. ВВП на душу населения, например, должен составить 16 тысяч долларов, а объем прямых иностранных инвестиций в Украину должен вырасти с 2015 до 2020 года – до 40 миллиардов долларов. Расходы на армию, как считает президент, составят 5% от ВВП, а гордость за свою страну будут ощущать 90% граждан. «Предсказал» Порошенко даже результаты Украины на Олимпиаде-2020 в Японии: 35 медалей.
Хоть Петр Алексеевич и активно подчитывал текст своего выступления поочередно с двух экранов-суфлеров, все же говорил вполне убедительно и не переходил на «отцовский тон» и излишнюю эмоциональность, как это было во время недавнего интервью каналам. «Украина – не ошибка истории, как считает соседняя страна, - бросил камень в город Путина президент, - а субъект». И закончил словами из Симоненко: «Народ мій є, народ мій завжди буде, ніхто не перекреслить мій народ». Дальше по плану шли вопросы журналистов.
О чем спрашивали президента
Задерживаться на мечтах, то бишь «Стратегии реформ» журналисты не стали. Президенту предоставили возможность рассуждать на другие более животрепещущие темы – «особый статус» для Донбасса, война с Россией, курс валют и выборы.
Война и мир. Порошенко в очередной раз убеждал, что его мирный план таки сработает, добавив, что главная и наиболее опасная часть войны уже в прошлом.
«Особый статус» Донбасса. Украина не намерена делегировать свои центральные функции региону. И вопросы независимости и территориальной целостности выставлять на торги никто не будет. Местные выборы в регионе будут проведены 7 декабря. И они не могут быть организованы никак иначе, кроме как в полном соответствии с украинским законодательством. В противном случае – мир их не признает. Кстати, сразу после избрания легитимной местной власти Порошенко пообещал съездить в Донецк. «Сейчас там не с кем разговаривать», - отметил он.
Российский конвой. Его Порошенко призвал считать не гуманитарным конвоем, а интервенцией на территорию Украины. «Это часть действий, которые мы должны остановить», - отметил президент.
Отношения с Путиным. На вопрос, не звучали ли его адрес угрозы со стороны Владимира Путина, например, силами российской армии, украинский гарант ответил коротко: «Я ничего не боюсь». Петр Алексеевич рассказал, что намерен в ближайшее время встретиться с российским президентом в Европе. И приоткрыл завесу на то, о чем так часто разговаривает по телефону глава его Администрации Борис Ложкин со своим российским коллегой Сергеем Ивановым. «Если мы не можем через Генштаб добиться прекращения огня, когда необходимо политическое вмешательство, Ложкин звонит главе администрации Путина Сергею Иванову, чтобы сделать более эффективным прекращения огня», - объяснил Порошенко нюансы межгосударственных отношений. В большинстве случаев, как заверил гарант, это эффективно.
Майданы. «Майданы украшают Украину. Не исключаю, что в Украине Майданы еще будут», - отметил президент и выразил надежду, что все они будут направлены только на позитивный результат.
Виновные в кровавых событиях на Майдане. «Почему не наказаны те, кто стрелял на Майдане?… Я всегда был противником заочных судебных заседаний, но сейчас я готов отступить от этого принципа и внести законопроект, который в подобных случаях, исключительных случаях, позволит проводить заочные заседания суда, потому что дожидаться, выдадут ли нам преступника, у нас нет оснований», - пообещал президент.
Отставка Кернеса. Пассаж о Майданах оказалась, как нельзя, кстати. Во время пресс-конференции Порошенко под Мыстецьким арсеналом собрались на митинг харьковские активисты с требованиями отставки Геннадий Кернеса с поста мэра Харькова. На вопрос, что Кернес делал в полвторого ночи в Администрации президента, Порошенко пошутил, что теперь страна будет знать, во сколько возвращается с работы президент, и заметил, что имеет полное право в любое время общаться с легитимными представителями местной власти по поводу жизнедеятельности регионов, за которые те отвечают.
Коломойский и «его армия». Президент также заверил, что в зоне АТО нет военных подразделений, которые были бы подведомственны губернатору Днепропетровщины Игорю Коломойскому, но «днепропетроцы» - в частности, 25-я бригада – воюют великолепно.
Курс гривны. «Кто-то пытается развязать войну внутри страны, подорвав стабильность государства и курса», - прокомментировал падение гривны президент, добавив, что необходимо объединение усилий всех ветвей власти - НБУ, спикера парламента, премьер-министра, президента – для того, чтобы ее защитить. Кроме того, по его словам, правительству необходимо инициировать пересмотр программы сотрудничества с МВФ, которая была рассчитана на мирное время, и привлечь макрофинансовую помощь на 1 млрд евро и $1 млрд от ЕС и США. Ну и, конечно, реализовать программу реформ «Стратегия – 2020».
Статус воинов УПА. По мнению президента, если раньше вопрос о статусе воинов УПА как защитников Украины, разделял страну, то сейчас как раз время к нему вернуться.
Люстрация. Ближе к концу своего спича Порошенко пообещал, что, скорее всего, таки подпишет закон о люстрации (который, к слову, вызвал уже немало споров). Хотя и отметил, что окончательного варианта, выданного парламентом, пока не видел. Пообещал узнать мнение и доработать документ, если там что-то не так.
Выборы и команда. Вопросов относительно того, кого же президент поведет под своим именем в парламент на выборах 26 октября, накопилось много. Одиозных личностей в команде Петра Порошенко достаточно. Однако сам он, отвечая журналистам, лишь в общих фразах рассказал, что и на этом фронте у него все ОК: как говорится, регионалов и голосовавших за законы 16 января в списке нет, и славненько.
Выборы и сын. «Он принял решение идти на выборы. Он со мной не советовался. Он не прятался в списках, как дети других политиков. Он пошел на округ, где будет честная, бескомпромиссная борьба», - пафосно прокомментировал Порошенко поход своего сына Алексея на выборы в Раду по 12 округу на Винниччине. Президент тут явно покривил душой. Даже если допустить, что сын действительно смолчал о своих планах, шанс, что ему в родной для династии Порошенко Винницкой области удастся проиграть, ну совсем маленький.
Кто остался доволен
Порошенко старался выглядеть как можно более непринужденным и немного… показательно открытым. С благодарностью принял пассаж от львовских журналистов о том, как приятно приезжать на пресс-конференции к нему, а не к Януковичу. А также – похвалу и просьбу помочь коммунальной прессе от «Пырятинских вестей». Внимательно выслушал эмоциональный пассаж журналистки канала 112, чей муж находится в плену и, отметив, что таких среди украинцев около 700 человек, все же попросил в конце пресс-конференции подойти и убедиться, что его фамилия записана верно.
Вообще, в адрес гаранта со стороны ряда журналистов звучало столько похвалы, что любо-дорого было послушать. Президенту, конечно. Он так расслабился, что, несмотря на недовольные возгласы в зале, даже дал «добро» задать вопрос одному из рупоров российской пропаганды – Первому каналу, отметив, что «у нас демократическая страна». Журналистка намек пропустила мимо ушей и спросила о результатах расследования событий 2 мая Одессе, во время которых погибло 48 человек.
Порошенко в ответ заверил, что трое по этому поводу привлечены к ответственности, а один из организаторов – экс-начальник ГУ УМВД в Одесской области Дмитрий Фучеджи – в бегах. И по данным украинских спецслужб, находится в Приднестровье, периодически посещая Россию. «Мы бы попросили у вас помощи, - собрав в голосе всю вселенскую печаль, но все же не без нотки иронии, обратился президент к Первому каналу. – Используйте свое влияние, верните подозреваемого в Украину. Выдайте нам его. Он нам нужен для расследования трагедии».
Президент похвастался тем, что теперь во время его поездок не перекрывают дороги, и что его понятие «родини» отличается от понятия «Семьи». И пожаловался, что не видел основной массы подарков, полученных на инаугурации: «В Администрации такие странные схемы. Охрана забирает их и не возвращает». Но президент таки пообещал все скоро выставить на всеобщее обозрение.
«Я видел этот флешмоб «Поговори со мной», и сразу вышел на разговор. Где вы еще видели такого президента, который бы отреагировал бы на это так быстро?», - без лишней скромности заметил Порошенко. И также заверил присутствующих, что ни один вопрос – ни перед интервью, ни перед пресс-конференцией – с ним не обговаривался.
Вообще, с прессой Порошенко уже в который раз старался говорить как со старым другом. Даже пообещал выходить на диалог как можно чаще – ежеквартально или даже ежемесячно. Первый раз по форме – получилось. По содержанию – не очень. Часто, очень часто неудобные вопросы гарант оставлял без конкретных ответов, отделываясь общими, хоть и красивыми фразами.
Да и всех вопросов, ответы на которые у гаранта хотелось получить, задать не удалось. Почему-то «жеребьевка» выходила такой, что немалая часть представителей прессы, в первую очередь, стремились не спросить, а похвалить президента. Самый последний вопрос задать посчастливилось журналистке 7-го одесского канала. «Когда вы приедете в Одессу и можно ли пригласить вас на кофе к нам на канал?», - поставила точку в этом общении милая девушка.
На более серьезные вещи времени уже не хватило. В Арсенале собралось порядка 300 СМИ, а микрофон получили не более тридцати журналистов. При этом никакой новой информации по поводу продажи семейного бизнеса, отсутствия секретаря СНБО, «забытого» Крыма, газовых переговоров и перспектив возвращения Донбасса так и не прозвучало.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News