Теоретически любой нашедший незанятую землю может заявить: «Я создал государство». К такому способу прибегает каждый, кто претендует на ничейные территории, по латинскому выражению «terra nullius», или земли, не относящиеся ни к одной стране и не находящиеся под суверенитетом какого-либо государства. Средневековая Европа изобилует примерами такого рода. Да что там, даже в начале XIX века terra nullius была объявлена огромная Австралия. Ею завладела Великобритания. Сегодня, когда, казалось бы, бесхозных земель практически не осталось, на Балканах было провозглашено новое государство, а значит такие места все-таки есть.
Официальное название провозглашенного государства — Свободная республика Либерленд. В римской мифологии Либер — бог вина, плодородия и свободы, а в наши дни «либер» — корень слова «свобода» в западных языках. Иными словами, наименование вновь созданного государства — «свободная страна». Эта территория, расположенная между Хорватией и Сербией, на берегу реки Дунай со стороны Хорватии, совсем невелика. Она занимает всего семь квадратных километров и, грубо говоря, размером не больше Бейоглу (район в европейской части Стамбула — прим.пер.). Решением ООН в ходе гражданской войны в Югославии регион, о котором идет речь, был объявлен «буферной зоной» с целью не допустить возобновления столкновений между сербами и хорватами.
Современное герцогство
Гражданин Чехии по имени Вит Едличка (Vit Yedliçka), утверждающий, что эта буферная зона не принадлежит никакому государству, будучи нейтральной территорией, заприметил эти земли и, должно быть, так скрупулезно изучил вопрос, что выступил в качестве лица, создавшего здесь свое государство. У вновь созданной страны есть флаг (пусть он несколько напоминает символику спортивных клубов), официальные языки (чешский и английский). Отмечается, что здесь будет действовать прямая демократия; возглавит государство, естественно, Едличка. Также сообщается, что гражданство получат те лица, которые не находятся в уголовном розыске, не являются коммунистами или фашистами; кроме того, при их участии будет составлена конституция. Если совсем кратко, стране теперь требуется нация.
Но достаточно ли этого для существования государства? Примут ли его соседи, прежде всего Хорватия? Станет ли оно членом ООН? Признают ли его другие страны? На эти вопросы ответит время. Кто знает, возможно оно станет новым французским Монако или испанской Мелильей в Марокко. Быть может, оно получит признание как карликовое государство вроде таких княжеств, как Лихтенштейн между Австрией и Швейцарией, Андорра между Францией и Испанией или Сан-Марино, со всех сторон окруженный территорией Италии. Если Либерленд выживет, Европа может и вовсе вернуться к феодальным поместьям или микрогосударственной системе. Поделенная между валлонами и фламандцами Бельгия, например, может внести весомый вклад в процесс развития микрогосударственности.
Прецедент?
История показывает, что пока в одних частях света возникают микространы, в других — государства растут и расширяются. В этих условиях неудивительно, что в то время как Россия присоединяет Крым к своим территориям, где-то в другой точке земного шара создается крошечное государство. Это даже можно считать нормальным. В этой связи в ближайшее время во главу угла встанет вопрос о том, какое государство (или государства) будет склоняться к расширению, а где возможно провозглашение новых малых государств. Важно обратить внимание на буферные зоны, территории, запретные для полетов, регионы, где де-факто отсутствует государственный суверенитет.
При беглом взгляде на рубежи Турции можно выделить несколько мест, которые могут потребовать к себе более пристального внимания, — от Нахичеваня до границы в Антакье. Ведь земли, которые кажутся ничейными, иногда могут быть расценены как всеобщие. В этих условиях небольшой клочок земли может быть, с одной стороны, выгодно использован теми, кто желает определить свою собственную судьбу, с другой — стать основанием для расширения по британской модели.
inosmi.ru
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News