Украинский телеком-рынок лихорадит. Пока мобильщики заняты внедрением связи нового поколения, а интернет-провайдеры переписывают тарифные пакеты, воры вовсю вырезают оптические кабели, регулятор готовит новые проверки, а региональные провайдеры пробиваются через 4G-помехи.
Помехи и вскрытые колодцы
Только за прошлую неделю государственные подразделения радиочастотного мониторинга выявили более сотни нарушений в пользовании радиочастотным ресурсом. Два десятка из них — несоблюдение условий разрешений на эксплуатацию радиоэлектронных средств (РЭС), более 80 — использование незаконно действующих устройств.
По данным Украинского госцентра радиочастот (УГЦР), подавляющее большинство зафиксированных РЭС относится к радиотехнологии широкополосного доступа (доступ к сети интернет). Большое количество помех создают и множественные нарушения порядка маршрутизации международного трафика.
А перебои с сигналом, соответственно, вызывают негодование самих абонентов, которые при любой удобной возможности жалуются поставщикам услуг на плохое качество связи.
«Жалобы на помехи скорее всего связаны с нелицензированными радиомостами, работающими в диапазонах, выделенных для 4G. То есть пока данные частоты никем особо не использовались, многие провайдеры и просто радиолюбители, используя доступное оборудование и направленные антенны, подавали интернет в слабодоступные места и никому не мешали. Теперь придется либо искать свободные диапазоны и «чернушничать» дальше, либо прокладывать кабель, что в ряде случаев стоит космических денег при очень скромном количестве абонентов», — отметил UBR.ua совладелец Alfa-Inet Александр Телятников.
Совсем уж критических масштабов достигла проблема вырезки злоумышленниками медных кабелей и краж оптоволоконных сетей. Это не только сулит абонентам долгие вечера без связи с внешним миром, но и тормозит дальнейшее развертывание сетей нового поколения.
Вопрос краж, а вернее отношения государства к защите сетей операторов — это момент, который будет влиять на развитие сети 4G, говорят эксперты. Сейчас полиция, госорганы и суды не считают повреждение линий связи серьезным преступлением. В лучшем случае, воришка получит штраф, который меньше, стоимости сданной на цветмет меди.
«Для развития сетей четвертого и пятого поколений нужна оптика. Ее повреждение сейчас никого не интересует, а воры рубят все и ищут, что могут сдать, как металлолом. Это очень серьезный вопрос, поскольку будет увеличиваться количество станций. Если не будет должной защиты — это негативно повлияет на качество предоставления услуг», — рассказал UBR.ua директор по корпоративным коммуникациям Укртелекома Михаил Шуранов.
Налог на интернет и проверки
Нервозности рынку добавляет и регулятор. Несколько лет подряд Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), продвигала идею создания специального Фонда развития интернета в селах. Суть ее в том, чтобы обязать провайдеров отчислять 3,5% от стоимости услуги на решение проблемы цифрового разрыва. Но после сильного сопротивления со стороны провайдеров, ее решили отложить в долгий ящик.
Сейчас же, говорят эксперты, на волне заявлений чиновников об «массовой интернетизации сел», регулятор вполне может опять начать продвигать забытый сбор, прозванный в народе «налогом на интернет».
Но, как успокоили UBR.ua в самом НКРСИ, пока что эта идея не рассматривается. Но рынок без внимания все равно не останется. На днях Нацкомиссия одобрила проект решения «О внесении изменений в Порядок осуществления госнадзора за телеком-рынком».
Теперь частоту проверок будут определять исходя из критериев рисковости (например, количества услуг и видов деятельности) того или иного оператора рынка.
К примеру, то же Укртелеком, как и многие крупные игроки, попал в «середнячки» — к нему ревизоры будут наведываться 1 раз в 3 года, что в самой компании считают вполне разумным (по сравнению с прошлыми правилами, частота не поменялась). Однако есть коллизия по внеплановым проверкам, говорят эксперты.
«Надо сократить количество оснований для проверок, прописанных в законе «О телекоммуникациях» до тех, которые есть в новом законе «Об основных принципах государственного надзора…». Например, убрать основание по внеплановой проверке по жалобе юридического лица, которое на практике часто используют недобросовестные конкуренты. При этом проверка по жалобе физического лица остается», — заметил Михаил Шуранов.
Не исключают телекомщики и того, что регулятор возьмется более придирчиво проверять качество предоставляемых услуг. Еще в прошлом году НКРСИ обязал указывать операторов реальную скорость доступа к интернету. Часто клиенты жалуются именно на то, что не получают в полном объеме разрекламированную услугу.
Скорость зашифруют
Но как говорят сами игроки рынка, они чисто технически не могут ничего гарантировать клиенту в плане скорости. Если и делают это, то лишь в целях маркетинга. А вот максимальную скорость клиенту ограничить можно. Отсюда и тарифы, например, «До 50 Мегабит».
«Мы не можем гарантировать, какая скорость будет по дороге до сайта, не знаем с какой скоростью подключен к своему провайдеру сайт, на который мы заходим, и мы не можем гарантировать, что в этом канале сайта есть какая-то свободная емкость для нашего клиента. Все, кто «гарантируют» хоть 1 килобит скорости в такой формулировке — просто врут. Какой мотив у регулятора, когда он требует от операторов и провайдеров врать себе и своим клиентам? Может, банальное незнание принципов устройства интернета, а может — сознательное создание очередной коррупционной кормушки», — подметил UBR.ua директор компании-провайдера NetAssist Максим Тульев.
Тем не менее, даже при регулярных проверках провайдеров вряд ли можно будет на чем-то подловить, говорят эксперты. После требования указывать реальную скорость доступа, операторы в своих договорах в принципе перестали использовать понятие «скорость» и «услуга».
«Многие операторы начали указывать не скорость доступа к сети интернет, а, скажем, доступа к порту оператора 100 Мбит, что вполне законно. Да и самой формулировки в договоре «предоставление доступа к сети интернет» тоже, скорее всего не будет. В ходе проверок жалоб клиентов часто выясняется, что проблема на стороне абонента: старый компьютер, работа через непроизводительный роутер или вообще через wi-fi роутер, антивирус, который ухудшает работу и т.д.», — сказал UBR.ua глава Интернет-ассоциации Украины Александр Федиенко.
Что касается реального измерения скорости мобильного интернета, например, в общественных местах, то на деле картинка тоже не очень радужная — часто соты перегружены и скорость, скажем, 3G может быть на уровне 0,9-2 Мбит/сек. Это связано с ограниченным количеством базовых станций операторов и плотностью застройки, говорят эксперты.
«Фиксированный интернет не подвержен таким перегрузкам, при условии достаточной пропускной способности магистральных каналов, которые есть у крупных национальных операторов. Не верю, что даже LTE сможет вытеснить фиксированный интернет. Например, потребление фиксированного интернета на модернизированной сети Укртелекома 200ГБ/мес. В то время, как сотовые операторы сообщают о 1-3 ГБ/мес. потребления мобильного интернета», — говорит Михаил Шуранов.
Источник: ubr.ua
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News