С созданием новой церкви у обычных людей как активных прихожан УПЦ, УПЦ КП или УАПЦ возникает немало вопросов. К какой церкви теперь будут принадлежать их приходы? Что делать, если обряд венчания или крещения совершался в «отмененных» УПЦ КП или, скажем, УАПЦ? «Вести» отвечают на эти вопросы.
Как будет создаваться новая церковь
Имея «голову» — новоизбранного митрополита Киевского Епифания и «скелет» — священный Синод (в него по умолчанию вошли иерархи бывших УПЦ КП и УАПЦ), новая церковь теперь будет наращивать «тело». «ПЦУ должна будет провести Синод, где будут рассматривать устав и проводить дележ должностей. Эти процессы займут у новой структуры минимум весь январь и часть февраля», — прогнозирует Алексей Якубин. По предположению религиоведа Алексея Смирнова, большинство должностей в митрополиях получат иерархи от УПЦ КП. «Скорее всего, митрополитам УАПЦ достанутся викарные должности (т. е. своей кафедры у таких священников не будет. — Авт.)», — считает Смирнов. Это предположение отчасти подтверждает информация «Вестей» от священников УАПЦ на местах. «У нас пока неразбериха, ряд иерархов недовольны теми предложениями, которые сделали у Филарета. Он сейчас де-факто руководит назначениями», — сказал нам собеседник в УАПЦ. По предположению наших источников, процесс может растянуться во времени — слишком много интересов нужно учитывать. «Все дело в том, что УПЦ КП и УАПЦ были максимально активными, по сути, в одних и тех же регионах — в Западной и Центральной Украине. Теперь там придется полностью пересматривать структуру», — отметил еще один иерарх.
Что случится с приходскими священниками?
Те приходы, которые принадлежали к УПЦ КП и УАПЦ, включены в новую церковь «автоматом». Они останутся в ПЦУ. Большинство из их священников останутся на своих местах — отдельные личности могут потерять свои приходы из-за нелицеприятного отношения нового церковного «начальства». Но главной интригой будет как раз процесс перехода в ПЦУ приходов УПЦ: по мнению собеседников из числа экспертов, этот процесс будет той «картой», на которой президент построит свою кампанию. Спикер Рады Андрей Парубий прямо в Стамбуле рассказал, что в январе ВР примет закон №4128, который уже окрестили «рейдерским».
Главное новшество законопроекта — очерчивается механизм смены юрисдикции (она, действительно, допускается Законом о свободе совести, правда, никак не конкретизируется). «Проект закона разрешает и прописывает смену юрисдикции общиной. Но тут же допускает подмену понятий: дело в том, что в православных общинах нет фиксированного членства, списков верующих. И это открывает широкое поле для манипуляции членством общины. В Черновицкой области мы, например, видели подвоз жителей соседних сел, которые голосуют за изменение подчиненности общины УПЦ, и это выдается за сборы религиозной общины, — рассказал «Вестям» религиовед Смирнов. — Как определять, кто является прихожанином, а кто — нет? Эту «вилку» они и используют для легализации идеи о Томосе».
Будут ли заставлять переходить в ПЦУ силой?
Процедура перехода приходов существует и сегодня. Ею уже воспользовались около 40 приходов по всей стране (если учесть, что у УПЦ их более 12,5 тыс., цифра мизерная). В изложении начуправления по делам национальностей, религий и финансово-плановой работы Львовской ОГА Леси Корнат процедура выглядит так: религиозная община населенного пункта (приход) проводит собрание, принимая решение о переходе в иную конфессию. Его результат протоколируется, в протоколе четко прописывается изменение юрисдикционной принадлежности. «Затем нужно обратиться к епископу, под которым они (приход) хотят быть, согласовывают с ним кандидатуру священника, который будет руководить общиной. Далее с этим пакетом документов — уставом — они идут к нам в управление, и мы регистрируем», — заключила Корнат. Эта процедура касается приходов, которые сами являются «хозяевами» храмов. В случае если священники УПЦ служат в храмах, принадлежащих государству, процедура может быть иной.
Протоиерей Александр Бахов, глава юротдела УПЦ, в комментарии «Вестям» предположил, что механизм отторжения таких храмов/монастырей может быть таким: общины поставят перед фактом необходимости смены названия согласно закону, принятому до Нового года. Затем Рада примет дополнительный акт, который поднимет вопрос о перезаключении договора после переименования. «Возможно, понадобится допсоглашение, которое просто не будут подписывать: скажут, что вы-де как представители страны-агрессора утратили право на перезаключение договора аренды», — заключил протоиерей Александр Бахов. «Тут речь о храмах-памятниках национального значения или просто исторических зданиях, которыми владеет государство и где заключены договоры с религиозными общинами. Но этот процесс будет длительным, ведь местным общинам дали на перерегистрацию девять месяцев, — пояснил «Вестям» религиовед Алексей Смирнов. — Сейчас же власти нужно будет срочно создать видимость массовости переходов приходов».
Что станет с лаврами?
В новой структуре заинтересованы в переходе двух из трех лавр — Киево-Печерской и Почаевской. Обе они были переданы УПЦ властью в долгосрочную аренду. И за пару дней до Нового года в АП дали указание руководству музеев (именно они следят за охраной памятников культуры, которыми как раз являются лавры) подготовить иски в админсуды по прекращению аренды общинами УПЦ. «Вдобавок создали, буквально, отправную точку для рейдерского захвата Почаевской лавры — просто залезли в Реестр права аренды и изменили там информацию о праве пользования, так, как будто и не было никакой аренды», — пояснила «Вестям» политолог Елена Дьяченко. Общины и монашеская братия, разумеется, планируют оспаривать такие решения в судах. «Но надежды на то, что в украинской судебной системе после реформы правосудия можно будет добиться правды, мизерны — скорее, больший эффект сможет принести подача иска в ЕСПЧ», — полагает Дьяченко. Третья лавра, Святогорская, находится в Донецкой епархии и интереса для ПЦУ практически не представляет.
Действительны ли обряды?
Каждая из сторон дает на этот вопрос разные ответы: в ПЦУ утверждают, что, раз УПЦ является частью единой поместной православной церкви, осуществленные там таинства и обряды действительны. «Все богослужения, молитвы, таинства, обряды, чины и пр. являются действительными в Русской церкви так же, как и во всей православной церкви. Ибо Русская церковь — это часть единой святой соборной апостольской церкви», — утверждал глава Черниговской епархии ПЦ, архиепископ Черниговский и Нежинский Евстратий Зоря.
Позиции УПЦ по этому поводу отличаются. Еще в середине декабря замглавы ОВСЦ УПЦ, прот. Николай Данилевич заявил, что ПЦУ остается для истинной церкви в расколе. «Из двух раскольнических течений (УАПЦ и УПЦ КП) создали теперь одно — ПЦУ. И больше ничего не изменилось. Таким образом, раскольники остались раскольниками, а Церковь осталась Церковью», — написал Данилевич в своем «Фейсбуке». Следовательно, обряды вроде венчания и крещения не признает ни УПЦ, ни РПЦ.
Источник: vesti-ukr.com
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News