Кризис на украинских морях не прекращается. Наши порты ежедневно подсчитывают убытки от российской блокады на Азовском море, начавшейся со строительством керченского моста.
Больше всех пострадал Мариупольский торговый порт: как сообщили там UBR.ua, общая сумма недополученной гаванью прибыли с августа 2017 по июль 2018 года составила 269,6 млн грн. Второй потерпевший — Бердянский порт — данных об убытках не предоставил, но эксперты оценили их в 80 млн грн., и вышли на общий объем потерь 350 млн грн.
Это то, что два порта не заработали из-за того, что к ним доплыли не все суда. Кто-то просто развернулся из-за блокады, а кто-то пришел с опозданием из-за задержек, устроенных российскими силовиками при прохождении Керченского пролива. Захватчики требуют, чтобы Керчь-Еникальский канал проходили исключительно в сопровождении местного лоцмана. И под этим соусом задерживают суда, следующие в украинские порты, до 72 часов (при этом в российские гавани корабли отпускают без проволочек). Причем, делают это массово.
Как сообщили UBR.ua в Администрации морских портов, с 29 апреля по 22 августа 2018 года для досмотров было задержано в общей сложности 157 судов.
«Некоторые из них задерживались более одного раза при следовании в украинские порты Азовского моря, а также на обратном пути. Время простоя судов колеблется от 2-8 часов при хороших погодных условиях и до 4 суток при неблагоприятной погоде из-за невозможности проведения досмотра и высадки на суда лоцманов», — объяснили в АМПУ.
Такие простои выливаются в колоссальные штрафные санкции и повышение перевозчиками цены за фрахт.
«Многодневные простои влекут за собой повышение фрахтовых ставок. В частности, последствиями длительных задержек является увеличение финансовых расходов судовладельцев на сумму от $5 тыс. до $15 тыс. в сутки в зависимости от параметров судна», — уточнили Мариупольском порту.
Там не высчитали сумму общих потерь, но эксперты оценили их приблизительно в 70 млн грн.
Меняют прописку
Как только поставщики товаров стали терять время и деньги, они быстро перераспределили свои транспортные потоки, оплывая проблемные точки. Даже когда это стоило дороже.
«Задержки судов прямо не ограничивают судоходство, но привносят ситуацию неопределенности, когда судовладелец не знает, какую цену выставить за фрахт, грузоотправитель не понимает, когда дойдет судно. И в этой ситуации те, кто считает, что для них надежность важнее, чем цена, уходят в Черное море», — подтвердил UBR.ua консультант Центра транспортных стратегий Андрей Исаев.
По разным оценкам, где-то 80% торгового трафика Мариуполя и Бердянска было перенаправлено на Одессу и Николаев, и их порты заработали на блокаде Азовского моря порядка 280 млн грн. То есть произошло перераспределение потенциальной прибыли двух пострадавших портов (их 350 млн грн.).
«Харьков и другие северо-восточные регионы Украины отказались от услуг приазовских портов еще раньше. С оккупацией зон в Донецкой и Луганской областях были прерваны традиционные железнодорожные маршруты, логистика подорожала, и сейчас возить туда по железной дороге стоит примерно столько же, сколько в Одессу или Николаев», — заметил Исаев.
Потери экспортеров
Больше всего от проблем на Азове пострадали местные промышленные гиганты — «Азовсталь» и комбинат им. Ильича. Установка ограничений по габариту судов в Керченском проливе привела к невозможности использовать дешевый крупнотоннажный морской транспорт, и они переориентировались на причерноморские порты.
«Через Мариуполь традиционно отравляют грузы наши металлургические предприятия, которые там находятся. В связи с этой ситуацией они вынуждены отправлять большую часть грузов в черноморские порты по железной дороге. А это, конечно, для них уже убытки. Довезти продукцию до черноморского порта и там перевалить все-таки дороже, чем погрузить на судно в Мариуполе», — объяснил Исаев.
Возможно власти не поднимают большого скандала из-за азовской блокады, чтобы не лишать нового заработка железнодорожников.
«Потери металлургов из-за движения по железной дороге, конечно, есть. Но ведь и прибыль у «Укрзализныци» тоже есть. Думаю, в Мининфраструктуры посчитали, что сумма небольшая, несколько миллионов долларов — это не очень большие деньги, поэтому сумм никто не озвучивает», — прокомментировал UBR.ua ситуацию президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Ответ будет
Тем не менее власти обещают не оставлять блокаду без ответа.
«АМПУ фиксирует задержания спецслужбами Российской Федерации для осмотра судов, следующих в/из портов Мариуполь и Бердянск. Все данные о сложившейся ситуации передаются в Министерство инфраструктуры и Министерство иностранных дел. На государственном уровне разрабатывается единая позиция по ситуации, сложившейся на Азовском море и возможные действия, в частности, обращение к международным организациям, возможность инициирования нашими международными партнерами соответствующих санкций в отношении российских портов», — подчеркнули UBR.ua в Администрации морских портов.
Председатель правления Института черноморских стратегических исследований Юрий Смелянский в разговоре с UBR.ua подтвердил, что действительно среди ответных мер может быть призыв к международному сообществу блокировать уже российские порты на Азовском и Черном море, такой вопрос уже обсуждается. Но для начала Украине необходимо расторгнуть договор с Россиейот 2003 года о совместном владении Азовским морем, чтобы получить основание о нарушении последней правил морской торговли.
Источник: ubr.ua
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News