Народный депутат Украины Александр Шевченко практически монополизировал ремонт дорог в Ивано-Франковской области, откуда он родом, и добивается выигрыша тендеров своей компанией "ПБС" даже несмотря на систему ProZorro.
Об этом написал блогер Денис Казанский в своей статье для "Четвертой власти".
По его словам, еще два года назад Шевченко, являясь представителем группы "Приват" на Прикарпатье и злоупотребляя своим служебным положением, получил доступ к многомиллионному тендеру на ремонт дороги Ивано-Франковск — Львов, завысив цену на 70 млн гривен. Тогда, используя ресурсы народного депутата Анатолия Матвиенко, которого называют "смотрящим" по Прикарпатью, Шевченко удалось обойти конкурентов, предлагавших более низкие цены, и сделать победителем свою компанию "ПБС".
"Я не скрываю, что имею отношение к фирме "ПБС", которая выиграла тендеры на ремонт дорог по улице Набережной имени Василия Стефаника в Ивано-Франковске и автомагистрали Львов — Ивано-Франковск на территории Львовской области", — признавался Шевченко еще в 2015 году.
После публикаций в СМИ Генеральная прокуратура начала уголовное производство, однако сама его не расследовала, а передала местной прокуратуре, которая его закрыла. ГПУ дала прямое указание местной прокуратуре возобновить расследование. В рамках дела суд в апреле 2017 года даже давал следователям доступы к банковским счетам "ПБС".
Речь шла о закупке битума, щебня и других материалов для дорожного покрытия по завышенным ценам и у связанных лиц, что привело к ущербу в 22 млн гривен. Однако дело, судя по всему, так ничем и не закончилось, ведь "ПБС" продолжает выполнять государственные подряды.
Более того, за последние три года Шевченко фактически получил монополию на все тендеры по ремонту дорог на Прикарпатье.
Как утверждают в области, таких результатов "ПБС" достигла вовсе не потому, что она лучше своих конкурентов, а из-за того, что ее владелец является обладателем депутатского мандата. Кроме того, еще два года назад ему удалось добиться увольнения нелояльного ему главы областного автодора Николая Процива и поставить на его место своего человека. При этом компании "ПБС" не помешала монополизировать тендеры даже система ProZorro, которая была запущена как раз для того, чтобы предотвращать различные махинации с тендерами. Как видно из статистики, в тех случаях, когда кто-то из конкурентов компании "ПБС" предлагал сделать работу за меньшую сумму, его просто дисквалифицировали под каким-либо предлогом. Кроме того, в 2015 году, когда система ProZorro еще не действовала, экономия на тендерах составляла порядка 25%. Сейчас — максимум 5%.
"Увы, со временем систему ProZorro научились обходить самыми разными способами. Наиболее распространенный из них — это участие в тендерах подставных фирм, которые по договоренности специально предлагают завышенные цены, чтобы дать возможность победить "нужной" компании. Другой известный способ "смухлевать" — специально прописать в тендере такие технические требования к кандидатам, чтобы прошла только "своя" фирма", — пишет Казанский.
Признаки именно таких махинаций можно зачастую наблюдать в тендерах с участием компании "ПБС" на Прикарпатье.
К примеру, практически по всем дорогам (без такой технической необходимости) тендеры предусматривают применение исключительно технологии холодного ресайклинга, что вдвое удорожает стоимость строительства. При этом эта технология является очень дорогой и не является крайне необходимой. Грубо говоря, ее можно применять, когда в стране уже все дороги сделаны и теперь нужно довести их до идеального вида.
"В проектах прописываются требования: холодный ресайклинг. Это специфическая технология, и по факту только фирма "ПБС" может в нашем регионе ее выполнять. Потому и выигрывает все. Раньше было наглее, он (Шевченко — Ред.) лично врывался в тендерные комитеты и "следил" за процессом. Но когда начали писать технологию ресайклинга в проекты потребность в "отжиме" отпала", — цитирует Казанский ивано-франковского журналиста Вадима Войтыка, который рассказал, как Шевченко удается "проталкивать" свои схемы.
Для сравнения, стоимость среднего ремонта 1 км дорог в Ивано-Франковской области от компании "ПБС" сейчас составляет более 10 млн грн, что превышает стоимость 1 км капитального ремонта в соседних регионах практически в два раза.
Кроме того, в единый тендер объединяются совершенно разные участки одной и той же дороги (часто участки, требующие ремонта, находятся на расстоянии более 100 км друг от друга) для того, чтобы увеличить стоимость закупки и легче было передать весь заказ нужному подрядчику.
Из-за такого формирования тендерной документации возрастают квалификационные требования к потенциальным участникам торгов. От подрядных организаций требуют опыта по выполнению соответствующего объема работ по холодному ресайклингу. При этом требования каждый раз возрастают синхронно с объемами выполненных работ "ПБС" и их субподрядными организациями. В результате таких манипуляций к участию в тендерных закупках допускаются только "ПБС" и ее субподрядные организации.
Как следствие — в 2015-2017 годах общий объем тендеров, которые выиграло "ПБС" Шевченко, составил более 6 млрд гривен. При этом, потенциальные убытки от данной схемы — более 1 млрд гривен. Если проанализировать необходимость применения так называемой процедуры холодного ресайклинга, которая применялась под конкретного подрядчика, то сумма неоправданных затрат — больше 2,5 млрд гривен. За эти деньги можно было сделать не четыре дороги, которые были отремонтированы, а 80% всех дорог Ивано-Франковской области.
"Главное иметь нужные связи, тогда и ProZorro не сможет ничего сделать. Не говорю, что эта система не нужна. Наоборот. Но коррупция умеет приспосабливаться. Поэтому для борьбы с ней нужно постоянно совершенствовать инструменты", — подытожил Казанский на своей странице в Facebook.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News