Федеральное бюро расследований США 25 июня выиграло в Верховном суде Австрии дело об экстрадиции главы швейцарского холдинга GDF и самого богатого выпускника Харьковской Академии МВД Дмитрия Фирташа. Впрочем, украинскую сторону в этом контексте заботит не столько судьба олигарха, сколько вопрос, кому он передаст в управление свои многочисленные украинские активы на период задержания.
Кроме того, тревожит Киев и весьма вероятное ухудшение работы основного покупателя украинского титанового сырья – американо-российской компании Ural Boeing Manufacturers (UBM). Российский соучредитель которой, государственная корпорация «Ростех», а также глава Сергей Чемезов уже давно находятся под американскими санкциями.
Содержание:
- Что на кону
- Газа много не бывает
- Титан приносит больше
- Что могут доказать американцы
Деловой партнер Чемезова и глава швейцарской Coalco Василий Анисимов в 2015 году вносил за Фирташа залог в размере $125 млн. Эта сумма в тот момент составляла примерно половину от всего капитала украинского олигарха по оценкам Forbes. Хотя еще в 2013-м украинский «Фокус» оценивал активы GDF в $3,3млрд.
Что на кону
Основные активы холдинга GDF, если их ранжировать по прибыльности, сосредоточены соответственно в отрасли добычи редких металлов, аренде государственных сетей газоснабжения, и во владении химическими азотными комбинатами. Сырьевой костяк холдинга составляют три крупных ГОКа в Житомирской и Днепропетровской областях. Они добывают руды с содержанием титана и сопутствующих редких металлов.
Надо отметить, что редкоземельная часть бизнеса GDF наименее публична. Она и до суда в Австрии была практически засекреченной. А после того, как в 2015 году истекли сроки соглашения с государством по недорогой аренде крупнейших в Европе титановых «Вольногорского ГМК» и «Междуреченского ГОК», она и вовсе ушла в глубокое подполье.
Дмитрий Фирташ вернул государству эти активы, однако сумел оставить себе предприятия, добывающие редкие металлы по периметру этих ГОКов, а также, ввел в строй новый ГОК по добыче редких металлов в Днепропетровской области.
Химические активы холдинга включают комбинаты «Азот» в Ровно и Черкассах, компании-трейдеры завода «Сумыхимпром», а также, завод отбеливателей «Титан» в оккупированном Крыму.
До задержания Фирташа в Австрии стратегия развития GDF в химическом секторе была самой бесхитростной. И заключалась в передаче в залог российскому «Газпромбанку» азотных активов с тем, чтобы затем передать их непосредственно «Газпрому» или его аффилированным компаниям в ЕС. Сейчас, когда операции группы «Газпром» формально заблокированы санкциями Украины и США, химические активы GDF могут пойти по пути калушского концерна «Карпатнефтехим». Их попросту могут передать из рук прямого российского капитала местным лояльным инвестиционным посредникам. И экстрадиция главы GDF в США может существенно укорить этот процесс.
Газа много не бывает
При этом газоснабжающие активы холдинга контролируют более 60% распределения газа в стране. Они сосредоточены в холдинге РГК, которым управляет бывший глава правления государственной компании ГАК «Полиметаллы Украины» Анатолий Притыка.
РГК объединяет 20 компаний-операторов региональных сетей газопроводов:
- Винницагаз.
- Волыньгаз.
- Днепрогаз.
- Днепропетровскгаз.
- Житомиргаз.
- Закарпатгаз.
- Запорожгаз.
- Ивано-Франковскгаз.
- Киевоблгаз.
- Криворожгаз.
- Львовгаз.
- Николаевгаз.
- Ривнегаз.
- Сумыгаз.
- Тисменицагаз.
- Харьковгаз.
- Харьковгоргаз.
- Хмельницкгаз.
- Черновцыгаз.
- Черниговгаз.
В газораспределительном секторе стратегия GDF выстроена сложнее чем в химии. Первая очевидная и реализованная цель – достижение полной монополизации рынка распределения газа, вторая промежуточная задача – интеграция их с группой «облэнерго». В результате должна быть сформирована общая структура энергораспределяющих активов для продажи ее новому инвестору.
До задержания Фирташа в Австрии, имя будущего покупателя не разглашалось, хотя ключевым претендентом на интеграцию газосбытовых компаний GDF с «облэнэрго» были российские партнеры упомянутого Василия Анисимова: Евгений Гиннер, Александр Бабаков и Михаил Воеводин, бывшие основатели холдинга VS Energy.
После начала суда над Фирташем последний в 2016-2017 годах переходил в собственность группы граждан Латвии во главе с украинкой Мариной Ярославской. А затем в 2018 году ведущий актив холдинга, столичную компанию «Киевоблэнерго», приобрела ДТЭК Рината Ахметова, которая владеет «Киевгазом».
Собственно на основании этой сделки и появилась гипотеза, что именно Ахметов является главным интересантом возможной скупки газо- и энергораспределяющих активов, которые все еще остаются в руках холдинга GDF и ее партнерской компании VS Energy.
Титан приносит больше
Ускоренная смена собственника всех или части перечисленных активов могут заметно оживить работу отечественного инвестиционного рынка в ближайшие 2 года. Но с одним важным исключением: из-за высокой прибыльности редкоземельная часть бизнеса GDF вряд ли вообще будет продана. Ведь меч американского правосудия и экстрадиция Дмитрия Фирташа в США нацелены именно на этот сегмент интересов холдинга.
Американские правоохранители подозревают что в середине 2000-х годов через российскую «Ассоциацию Титан» подчиненные Чемезова передали холдингу GDF геологическую документацию на месторождение титана в Индии. Фирташ использовал полученные в РФ данные георазведки для оформления имущественных прав на это месторождение, после чего украинский олигарх применил рэкет и коррумпировал американских граждан.
Как ожидается, в состав адвокатской группы защиты Фирташа в суде штата Иллинойс войдет экс-министр внутренней безопасности США и начальник уголовного отдела Департамента юстиции Майкл Чертофф. Но даже заоблачные адвокатские затраты Фирташа не помешают американской фемиде перейти к следующему этапу расследования.
Что могут доказать американцы
Очень вероятно, что оно коснется законности действий граждан РФ, которые помогали украинскому олигарху преступным способом приобретать месторождение в Индии. Но это не главное. Расследование может показать, что российские фигуранты и Фирташ сознательно вводили в заблуждение инвесторов и партнеров российского титанового комбината ВСМПО АВИСМА. Таких, например, как американская Boeing Inc., которая вложила в российский проект «Титановая Долина» более $8 млрд инвестиционных и кредитных средств.
Каким образом? Например, утверждали, что Россия, испытывающая острый дефицит собственного титана, имеет надежный источник дешевого и качественного сырья редких металлов буквально «под боком», в Украине, в лице дружественного GDF.
Но как показало успешное расследование ФБР по покупке этим холдингом месторождения в Индии, – никаких твердых гарантий контроля над украинскими ресурсами редких металлов у РФ никогда не было. Если суд Иллинойса сработает именно в этом направлении, у Boeing Inc. и других инвесторов российской титановой промышленности появится формальный повод забрать назад средства, которые ранее обильно вкладывались в «рудодефицитную» титановую промышленность РФ. И искать другие точки приложения усилий.
Источник: ubr.ua
Напомним, Военный эксперт рассказал, куда РФ может еще ударить межконтинентальными ракетами.
Ранее Вести-ua.net писали, «Обнуление» Фирташа вышло на финишную прямую.
Также Вести-ua.net сообщали, Пять знаков зодиака ждет приятный сюрприз на этих выходных.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →