Чем ближе день (пере)выборов, тем более усердно работают в поте лица президентские политтехнологи. Извинения Порошенко перед народом за то, что его слова породили слишком высокие ожидания – это ход, который напрашивался еще пару лет назад. Важно было лишь угадать со временем. Главное, что все оправдания в итоге свелись к признанию невозможности провести АТО за несколько дней – не просить же прощения за “доллар по 10” и обещание «продать весь бизнес», на котором строилась предвыборная программа в промышленных регионах (и которое изначально никто не собирался выполнять).
Впрочем, за церемонией поднятия флага на самый высокий флагшток в стране, репетициями парада на Хрещатике и прочими торжественными нюансами почти никто не разглядел другой, куда более тонкий замысел АП. В последнее время никто даже не пытался поднимать тему возможного переноса президентских выборов. Многие обыватели вообще думали, что голосовать, как и в прошлый раз, придется в конце весны. Но вдруг выяснилось, что в Конституции четко прописана дата 31.03.2019, которая вступает в противоречие как минимум с другими положениями основного закона.
Например, в ч.1 ст. 104 четко говорится о том, что президент вступает в полномочия в день инаугурации, которая в случае с Порошенко состоялась 7 июня 2014 года. В старой редакции подразумевалось, что один срок правления равен пяти годам. Однако предыдущий парламентский созыв собственноручно внес сумятицу в избирательный процесс, проголосовав за важную правку в ст. 103, согласно которой, выборы должны проходить в последнее воскресенье марта пятого года президентского срока. С точки зрения банальной арифметики получается, что четыре с лишним даже не приблизительно, а идеально равно пяти, некоторые политологи призывают вообще не обращать на эту нестыковку внимания.
Главный повод для переноса заключается, в общем-то, не в бумажных неточностях. На Банковой очень хорошо помнят прошлый март, который по погодным условиям был суровее декабря и января вместе взятых. В парламенте и правительстве всерьез говорили о режиме максимальной экономии газа. На Донбассе в разгаре была блокада под предводительством Семенченко и Парасюка, которая по итогу не нанесла существенного урона экономике, но ощутимо ударила по репутации правящей элиты (нечего было паниковать и обещать невероятный дефицит бюджета, как говорится). Приблизительно в тот момент рейтинги большинства политсил и превратились в набор непредсказуемых случайных чисел.
Никто не знает, какая погода на дворе будет в марте 2019-го. Но если при любых метеорологических раскладах хоть в одной области в разгар отопительного сезона начнутся проблемы, то это сыграет на руку кандидатам из кремлевского пула. Их риторика предсказуема уже сейчас: чтобы не мерзнуть, дорогие избиратели, надо было дружить с Россией, не унижать “Газпром” и приобретать газ по той цене, которую посчитают целесообразной за поребриком. Вроде бы и несущественная мелочь, но «любители гречки» как категория лиц, мыслящих одним днем, побежит голосовать не столько за условного Рабиновича, сколько против Порошенко.
На Банковой привыкли держать под контролем даже моменты, которые номинально контролировать вроде как невозможно. И лояльный электорат к переносу начали готовить постепенно. Сначала был вброс от говорящей головы по фамилии Нусс, не имевший особого резонанса – в ином случае украинский сегмент интернета гудел бы по поводу переноса еще на прошлой неделе. Затем уже намеки не только от авторитетных СМИ, но и со стороны депутатов – членов парламентской коалиции. Непонятно только, подано ли уже прошение в Конституционный суд или только готовится. Однако алгоритм все равно получается весьма симптоматичный.
Забавно, что выступивший в качестве глашатая нардеп Леонид Емец представляет “Народный Фронт”. Ведь с ракурса «любовь/ненависть» диссонанс вызывает параллельная межведомственная войнушка между ГФС, которой руководит ставленник Гройсмана Продан, и СБУ, которая очевидно подчинена президенту. Помните ли вы, по спискам какой партии в восьмой созыв Верховной Рады прошел будущий премьер-министр? Тут уж одно из двух: либо Гройсмана зря пытаются вписать в эту экспозицию с целью сделать действительно значимой политической фигурой, то ли наверху знают что-то, чего не знают рядовые обыватели.
Если же смотреть на ситуацию глобально, то перенос президентских выборов пока невозможен. Ведь даже положительного решения КСУ для окончательного утверждения перемен наверняка будет недостаточно, так как изменения в основной закон вносятся по итогам голосования в парламенте. Внимание, вопрос: что нужно пообещать так называемой оппозиции, чтобы предложение о соответствующей правке набрало хотя бы 300 голосов? Особенно интересно это в контексте слабенькой посещаемости пленарных заседаний и недобора депутатов в силу оккупации Крыма и части Донбасса.
Так что придется политтехнологам Порошенко подумать над другими хитрыми ходами. Ну не гнется теперь законодательная база в бараний рог, как во времена Кучмы, что ж поделать. Хотя избиратель по большому счету за два десятилетия не изменился.
Виталий Могилевский, Без Табу
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News