Территориальные споры были всегда и всегда будут. Несколько веков назад подобные вопросы решались исключительно правом сильного. Достаточно пролистать учебник истории, чтобы разглядеть за крупнейшими войнами меркантильные стремления стран завладеть богатыми, или стратегически важными регионами.
На сегодняшний день конфликты такого рода чаще могут решиться дипломатическими мерами, поскольку любое противостояние всего пары сильных держав чревато нарушением стабильности во всем регионе. Но дипломатия работает не всегда. Взгляните на эти крохотные клочки земли: борьба за каждый из них вполне может послужить поводом для новой мировой войны.
Острова Сенкаку
Китай и Япония
Китай защищает свои интересы и в Восточно-Китайском море: острова Сенкаку стали яблоком раздора извечных врагов, Китая и Японии. В 2010 году дипломатическое противостояние чуть не переросло в серьезный военный кризис — и все из-за одного китайского рыболовного траулера в регионе.
Северный полюс
Россия, Канада, Дания и США
Теперь, когда арктический лед тает и Северо-Западный проход уже открыт для коммерческих, научных и военных судов, ряд стран заявили свои претензии на Северный полюс. Россия установила свой флаг на морском дне под самым полюсом, Канада собирается начать разработки полезных ископаемых, Дания заявила, что континентальный шельф Гренландии соединяется с хребтом, проходящим под Северным Ледовитым океаном. Геологическая служба США оценила залежи нефти и газа на Северном полюсе в 22% от всех мировых запасов — и, естественно, Америка также принимает участие в этом ледяном противостоянии.
Остров Ганса
Дания и Канада
Начиная с 1980-х годов, датчане и канадцы вели пассивно-агрессивную борьбу за остров Ганса. Эскалация конфликта произошла в 2000-ом, когда датский флот высадил на остров группу спецназа, оперативно установившую здесь флаг Дании. Противники ждали с ответом целых пять лет: флаг Канады появился на верхней точке острова в 2005 году, причем операция проводилась под прикрытием военных катеров. На данный момент обе стороны предпринимают все меры по урегулированию вопроса исключительно дипломатическими методами.
Джамму и Кашмир
Индия и Пакистан
Когда-то здесь правила Британская империя — теперь Джамму и Кашнир являются частями Индии, Пакистана и Китая. Спорная территория превратилась в стратегически важную точку только в 1998 году: Пакистан технологически начал догонять Индию и обе страны провели публичные испытания ядерного оружия именно здесь. Политическая ситуация остается крайне нестабильной: открытого военного конфликта можно не опасаться, но напряженность в регионе только растет.
Голанские высоты, сектор Газа и Западный берег реки Иордан
Палестина, Израиль и Сирия
Географические районы, оспариваемые израильтянами и палестинцами — крошечные кусочки земли. Но в этих широтах цепляются и за метр бесплодной пустыни. Кровь проливается здесь в штатном режиме: каждую неделю гибнут десятки палестинцев и израильтян. Голанские высоты, помимо всего прочего, оспаривает и Сирия, хотя на данный момент ей хватает внутренних проблем.
Западная Сахара
Марокко и Испания
Бывшая испанская колония Западной Сахары на северо-западе Африки находится в состоянии политической неопределенности. Испания вышла из области в 1976 году, чем тут же воспользовалось Марокко, аннексировавшее около 259,000 квадратных километров, довольно богатых природными ресурсами. Эту акцию не признали на международном уровне, что не мешает предприимчивым марокканцам продолжать добывать полезные ископаемые. Последнее столкновение случилось в 2010 году: несколько человек погибли в в результате ожесточенных боев между марокканскими силами безопасности и демонстрантами.
Тайвань
Тайвань и КНР
Пожалуй, самый удивительный конфликт в нашем списке. Дело в том, что КНР считает себя единственным правопреемником образованной в 1912 году Китайской республики. Такого же мнения придерживается и Тайвань — формально являющийся административной единицей КНР, которая на практике никогда эту территорию не контролировала. Ситуация осложняется политическими формулировками: обе страны придерживаются позиции «существует только один Китай». Признание на международной арене Тайваня будет значить автоматическое непризнание КНР.
Фолклендские острова
Аргентина и Великобритания
Территориальный спор между Англией и Аргентиной длится со времен Испанской империи. Первое военное столкновение произошло 2 апреля 1982 года: спецоперация позволила Аргентине захватить контроль над Фолклендами. Впрочем, Великобритания проблему решила максимально быстро и просто — часть флота страны была отправлена к островам с приказом вернуть их силой. Аргентина потерпела поражение, но продолжает заявлять свои территориальные претензии.
Северное Косово
Сербия и Республика Косово
Северное Косово до сих пор находится под протекторатом ООН. Регион остается крайне нестабильным: помимо военизированного гарнизона миротворцев, здесь действует власть частично признанной Республики Косово. Реальной возможности подчинить спорную территорию не имеет ни один из участников конфликта — все из-за тех же миротворцев.
Парасельские острова и Острова Спратли
Китай, Тайвань, Вьетнам, Бруней, Малайзия, Филлипины и США
Сразу несколько стран ведут ожесточенные споры по поводу территориальной принадлежности группы островов, расположенных в Южно-Китайском море. Парасельские острова остаются объектом притязаний Китая, Тайваня и Вьетнама, а острова Спартли никак между собой не поделят несколько стран-членов АСЕАН: Бруней, Малайзия, Филлипины и снова Вьетнам. В то же время, США стремятся защитить свои коммерческие и военные интересы в этом районе. Америке нужна гарантия, что маршруты региона будут оставаться открытыми; Китай, с другой стороны интерпретирует западное давление как неправомочное. На сегодняшний день случилось уже несколько вооруженных конфликтов с участием Вьетнама и Малайзии, а ситуация по-прежнему остается очень напряженной.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News