Референдум о выходе Великобритании из Европейского Союза, получивший положительный результат, стал серьезным фактором международных отношений на ближайшее время. Как будет развиваться ситуация и на что теперь рассчитывать в вопросах евроинтеграции Украине? Об этом в своем блоге на FB высказался Евгений Магда.
Почему произошел Brexit? Совпали несколько факторов. С одной стороны – стремление британского премьера Дэвида Кэмерона получить триумфальную для себя победу британских сторонников сохранения в ЕС, с другой – британские особенности национального характера и сплин-тоска по временам Британской империи, надежно засевшие в тамошней глубинке. Не стоит сбрасывать со счетов многочисленные кризисы, с которыми сталкивался Европейский Союз в последнее время. Хотя не все они непосредственно касались Великобритании, негативный осадок оставляли. Инициаторы Brexit-а предложили своим землякам максимально простой путь решения многих существующих проблем. Аналитики уже успели подсчитать, что молодые и успешные жители больших городов поддерживали сохранение Великобритании в ЕС, а победу их оппонентам обеспечили настроения жителей небольших населенных пунктов в провинции. При этом явка участников референдума превысила 70%, что по всем европейским показателям – очень высокий результат.
Будет ли развод Великобритании и Европейского Союза быстрым? Интересно отметить, что инициаторы Brexit уже успели заявить, что не настаивают на скорейшем воплощении решения британцев в жизнь, а министры иностранных дел государств-основателей ЕС намекнули Лондону, что за свои решения необходимо отвечать и как можно быстрее. На деле полной и стопроцентной ясности в этом вопросе нет, да и быть не может, поскольку случай выглядит беспрецедентным. Ясно одно – полностью рвать устоявшиеся связи Великобритания и ЕС не станут, но немало помотают нервы друг другу во внешнеполитическом бракоразводном процессе, который может продолжаться несколько лет. Похоже, весь цивилизованный мир обречен узнать, что будет означать фраза «Демократия – это процедура» в данном измерении.
Сохранится ли влияние Лондона на мировую политику? В этом сомневаться не приходится, ведь Великобритания не просто законодательница моды по многим политическим вопросам, но и постоянный член Совета Безопасности ООН. В свете нового статуса Великобритании придется действовать активнее, постоянно напоминая о себе и демонстрируя обоснованность претензий на большую, чем раньше, роль в системе международных отношений. Вряд ли с былой силой зазвучит «Правь, Британия, морями», но и аутсайдером мировой политики Великобритания не станет.
Не спровоцирует ли Brexit эффект домино в Европейском Союзе? Результаты референдума на Британских островах, безусловно, вдохновили евроскептиков по всему континенту. Уже проскочили информационные сообщения о том, что референдумы о членстве в Европейском Союзе готовы провести еще несколько входящих в него стран. Однако будет ошибочным считать, будто британский опыт можно будет легко транслировать на другие европейские страны. Скорее, речь может идти о том, что ЕС постарается вынести урок из случившегося и оптимизировать свою политику по стратегически важным вопросам.
Есть ли в решении британцев русский след? В Кремле не скрывают удовлетворения Brexit-ом, но видеть в успехе сторонников выхода Британии из ЕС исключительно происки Кремля – означает сознательно или нет упрощать ситуацию. Россия стремится вернуть ситуацию в международных отношениях к понятному для ее руководителей биполярному миру, поэтому ослабление Европейского Союза Путину на руку. Но в данном случае речь идет скорее о тактическом совпадении интересов, а не нарастающем влиянии Москвы на мировоззрение британцев. Вряд ли Туманный Альбион, приютивший Бориса Березовского и Ахмеда Закаева, и ставший местом ужасной смерти Александра Литвиненко будет чувствителен к кремлевским мэсседжам.
Повлияет ли решение Великобритании на получение Украиной безвизового режима с ЕС? Европейскому Союзу придется реагировать на случившееся в Великобритании, и предоставление безвизового режима нашей стране и Грузии может несколько затянуться. Но сама Британия не является участником шенгенской зоны, поэтому процедурных сложностей со стороны Лондона ожидать не следует. Загвоздка в другом и о ней было заявлено официально: пока Европейский Союз не разработает процедуру оперативной отмены безвизового режима, он не намерен предоставлять его новым государствам-партнерам. Так что в данном случае бюрократическая евромашина работает без учета британского фактора.
Что дальше делать Украине? Возможно, главное – не допустить разочарования в идее европейской интеграции как таковой, но при этом смотреть на свои перспективы стать членом ЕС максимально трезво и прагматично. Выстраивать долговременную стратегию интеграции, а не тешить себя иллюзиями по поводу стремительного вхождения в Европейский Союз. Не забывать о центральноевропейской идентичности нашей страны как основе для возможных альянсов и союзов с соседними государствами. Быть прагматичной и уверенной в собственных силах и полагаться на них.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News