Детский врач, телеведущий и публицист Евгений Комаровский рассказал о том, кто должен руководить реформами в стране, в чем основная сложность внедрения медицинского страхования и нужно ли закрывать больницы.
Как вы оцениваете попытки украинского правительства провести реформы в системе здравоохранения?
Сейчас в Украине ни один вопрос не будет решен без прокуратуры и Министерства внутренних дел. Главный реформатор в стране — это глава МВД Арсен Аваков. Если он обеспечит порядок, то процесс реформирования пойдет гораздо быстрее. Новый министр здравоохранения грузин Александр Квиташвили даже если захочет что-то изменить, вряд ли сможет — у него нет механизма. Пока у нас нет честных судей, ни о каких реформах говорить нельзя.
В вопросе реформы системы здравоохранения Украина обращается к опыту Грузии, стран ЕС, США. Как вы думаете, стоит ли это делать?
Чтобы выбрать европейскую или американскую модель здравоохранения, необходимо иметь такой же уровень жизни, как в ЕС и США. Сколько бы мы ни говорили, что выбираем европейскую систему здравоохранения, это неправда. Наша система функционирует по-другому. У нас работают научные институты, но новые отечественные препараты не регистрируются; нигде в мире нет санаториев, а у нас они оплачиваются за счет государства; за бюджетные деньги содержится огромное здание Министерства здравоохранения в центре Киева. Почему нельзя упростить систему и тратить деньги на реальную медицину?
Тогда какие механизмы надо выбирать Украине, чтобы успешно провести реформу?
Реформирование — не мой конек, поэтому я этим не занимаюсь. Моя задача — помогать людям. Если система здравоохранения изменится с помощью органов внутренних дел, я с удовольствием буду помогать, консультировать, объяснять. Люди сами должны захотеть изменить систему.
При каких условиях в Украине сможет заработать страховая медицина?
Насколько я понимаю, медицинское страхование — это другая модель перераспределения наших средств. Мои деньги идут не в бюджетную клоаку, а в конкретную страховую компанию, которая выделяет эти же деньги при необходимости. Вопрос в другом: кто будет контролировать и регулировать связь между врачом и страховщиками? Будет ли, например, страховая компания покрывать все лечение, назначенное врачом? Страховая медицина требует строгого протокола.
Какие сейчас в Украине проблемы с протоколами лечения?
Наши протоколы лечения пишут научные кафедры. В Украине зарегистрировано множество неэффективных лекарств, которые включены в протоколы лечения. Куда проще позаимствовать их у Австралии или Британии, они более современные. Но мы всегда изобретаем свой путь.
Видите ли вы пути улучшения государственной медицины?
Государственная медицина — это безумная армия чиновников, которая занимается распределением средств для лечения больного. Если возможно лимитировать количество этих людей — то да, ее можно улучшить. Система сейчас не заинтересована в здоровых людях. Врач, чтобы выжить, должен обнаружить у вас болезнь, он за это получает деньги. Должен назначить вам лекарство и получить свои проценты за продвижение его на рынке.
В нормальной стране врач должен понимать, что за любую копейку, полученную от фармацевтической компании или лаборатории, он будет лишен врачебной практики. Должен измениться подход к медицине в целом. Я не понимаю, как пациент может сидеть и ждать врача в очереди два часа. Почему нельзя вести электронный оборот документов. Почему в наших аптеках 80% лекарств с недоказанной эффективностью, а у государства есть свой небольшой список жизненно важных препаратов, все остальное вы покупаете сами. Такая система не должна существовать.
Считаете ли вы правильным решение сокращать количество больниц?
Я за то, чтобы закрывать больницы. Они не нужны в таком количестве. Особенно в центре Киева или любого другого города. Как можно строить детскую больницу в центре? Это бред. Больница должна находиться в экологически чистой зоне.
И что насчет больниц в поселках или удаленных местностях? Стоит ли их закрывать?
Хорошим примером может послужить история со школами. Есть деревни, в которых 3 ребенка, и смысла держать целую школу в таких населенных пунктах нет. Уровень образования в таких школах будет низким, ведь один учитель будет преподавать все предметы. Намного эффективнее держать школьный автобус, который сможет отвезти детей в хорошую школу.
То же можно сказать и применить для больниц. Держать больницу вместо одной скорой машины — это неправильно. Больница в таком населенном пункте не будет иметь ни квалифицированных сотрудников, ни лабораторий, ни оборудования. Лучше в такой деревне будет семейная амбулатория и машина скорой помощи, которая отвезет в нормальную больницу. Районный центр — это тот уровень, где должна быть качественная медицинская помощь. В то же время она должна быть одновременно и доступной: больной не должен за 2-3 часа добираться до больницы.
Как вы оцениваете отечественную фармацевтику?
На сегодняшний день наша фармацевтическая отрасль почти не занимается синтезом фармакологических субстанций. Мы покупаем их и фасуем. Все зависит от страны, в которой мы покупаем субстанцию: закупаем хороший продукт — лекарства качественные; в случае, если субстанция некачественная, мы получаем проблемы. Вот и вся украинская фармацевтика. У нее огромное будущее, потому что ее только надо создавать.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News