Утверждение нового состава правительства привело к первому публичному конфликту внутри коалиции.
Десятичасовой пленарный день был окончен, Украина получила 19-ое правительство. Без бурных взаимных претензий в среде коалициантов не обошлось.
Коалиция ускользала сквозь пальцы
Когда лидеры Народного фронта Александр Турчинов и Арсений Яценюк закончили встречу с президентом Петром Порошенко, на часах уже была ночь вторника, 2 декабря. Через несколько часов они уже должны были представить парламенту новый состав Кабмина, но окончательного согласия так и не было достигнуто.
В итоге, утреннее заседание Рады фактически так и не состоялось – Владимир Гройсман последовательно объявил два перерыва, назначив общее собрание Совета коалиции на три часа дня. Согласовать предстояло не только кресла в новом Кабмине, но и вакантные до сих пор должности первого вице- и вице спикера, а также глав парламентских комитетов, которые шли в неформальном «пакете». Удалось договориться только о министерствах.
После этого депутатские фракции начали блиц-встречи с различными кандидатами на министерские посты – очевидно, это и было многократно обещанное коалициантами «прозрачное и открытое обсуждение кандидатур».
В кулуарах третьего этажа собрались радикалы Ляшко, вызвав к себе министра обороны Степана Полторака и будущего главу Мининформполитики Юрия Стеця. Ляшко был нарочито весел и, как оказалось, имел на то вескую причину. К тому времени на пост вице-премьера был согласован серый кардинал Радикальной партии Валерий Вощевский, что стало, пожалуй, главной неожиданностью дня.
Парламентское безделие
Пока партийные лидеры за закрытыми дверями заканчивали «утряску» кадровых вопросов, журналисты ловили в кулуарах праздно слоняющихся рядовых нардепов. Больше других внимания досталось самому молодому члену парламента, депутату от Радикальной партии Олега Ляшко Алене Кошелевой.
Очевидно, за последние дни 24-летнему парламентарию уже объяснили правила общения с парламентскими журналистами. Кошелева была подчеркнуто вежлива, хотя развернутых ответов старалась избегать. Радикалка рассказала, что родилась в «обычной семье» и ездит на метро, зато уже успела получить три высших образования.
Другой приметный парламентский персонаж, «фронтовик» и казак Михаил Гаврилюк уже не вызывает у СМИ такого ажиотажа, как ранее. Тем более, журналисты задают ему одни и те же вопросы: о его быте, материальном положении и т.п. Пообщавшись с прессой, Гаврилюк во время перерыва вернулся в пустой сессионный зал и, пользуясь случаем, ненадолго задремал.
В кулуарах бурно обсуждалось создание нового Министерства информационной политики, сразу же по-оруэловски окрещенного «Министерством правды». Против этой идеи президента выступали не только многие известные журналисты, которые с утра провели пикет под зданием Рады, но и их уже бывшие коллеги, получившие на днях депутатские мандаты. Некоторые из них предлагали сперва хотя бы провести обсуждение инициативы с медиа-сообществом, однако понимания у коллег по коалиции эти идеи не нашли.
Первый крик "Ганьба!"
К трем часам дня провести собеседование с кандидатами в правительство успели не все фракции. Самопомощь, которая отнеслась к процедуре обстоятельнее других, потребовала отложить Совет коалиции, но партнеры по большинству не поддержали «львовян». Коалиция внесла список из 17 кандидатов на рассмотрение премьера Яценюка, тот мгновенно представил их обратно в парламент. Необходимые формальности были соблюдены, вечернее заседание Рады открылось.
В Раду прибыл Петр Порошенко, чтобы внести кандидатов по своей квоте: глава Минобороны Степан Полторак и глава МИД Павел Климкин были переизбраны почти единогласно.
А вот с утверждением остальных министров возникли проблемы. Спикер Гройсман решил ускорить процесс и проголосовать за состав Кабмина пакетом и без заслушивания каждого кандидата по отдельности, против чего резко выступила Самопомощь. На табло появилась цифра 229 «за» - но за что именно, казалось, не понял и сам спикер.
В зале послышались крики «Ганьба!» Лидер БПП Юрий Луценко быстро объяснился с лидером Самопомощи Олегом Березюком и поспешил к Гройсману на выручку. Последний путано объяснил, что оказывается, депутаты проголосовали состав правительства только за основу.
- Только что случилась такая беда, которая перечеркнула добрые намерения стиля. Это некрасиво, господа, - Березюк продолжал настаивать на заслушивании кандидатов по отдельности. Гройсман объявил «последний на сегодня перерыв».
После перерыва несколько претендентов на кресла в правительстве все же выступили и ответили на вопросы нардепов.
С упомянутым выше радикалом Вощевским случился показательный конфуз, иллюстрирующий то ли спешку, с которой формировался окончательный пул министерских кандидатов, то ли чью-то сознательную провокацию.
Аппарат Рады, готовя его биографию для раздачи нардепам, попросту перепечатал соответствующую статью из Википедии, якобы не потрудившись или не успев вычитать текст. А в ней говорилось, что когда-то соратник Ляшко «намагався вкрасти ДП «ШРБУ №100». Перед Вощевским публично извинились, назначено «служебное расследование инцидента».
Гройсман неожиданно снова решил ускорить процесс, и предложил закончить обсуждение. Зал дал только 223 голоса «за» - первое неудачное голосование этого созыва парламента.
- Браво! – из зала раздались ироничные крики.
На помощь стушевавшемуся Гройсману пришел Яценюк, который лично презентовал оставшихся кандидатов и, спустя 10 минут, новый состав Кабмина наконец-то был проголосован в целом. Нардепы разошлись до четверга, когда на повестке дня будет формирование парламентских комитетов и назначение вице-спикеров.
Кабмин назначен, ссора продолжается
В правительстве ожидаемое большинство получил президент – 11 из 20 министерских кресел. Правда, трое из них – «варяги», получившие украинское гражданство лишь в день назначения, и неизвестно, будет ли президент влиять на их решения. Еще один, министр инфраструктуры Андрей Пивоварский, ранее работал топ-менеджером группы «Континиум», поэтому его зачисляют в орбиту влияния ее совладельца Игоря Еремеева, сформировавшего в парламенте группу «Воля народа».
Арсений Яценюк смог сохранить важные для себя посты главы МВД для Арсена Авакова и главы Минюста для Павла Петренко, получив дополнительно еще два поста в Кабмине. У Батькивщины – два кресла, у радикалов и Самопомощи - по одному.
Дележ комитетов может рассорить коалицию еще больше. Один из камней преткновения – давать ли должности тем, кто не входит в коалицию. В первую очередь, речь об Оппозиционном блоке, во вторую – о «Воле народа» и группе Виталия Хомутынника «Экономическое развитие», которые насчитывают по 19 штыков каждая – как и в «полноценной» фракции Батькивщина.
Кроме того, в Раде вовсю формируется группа «Укроп» («Украинская оппозиция») лидерами которой являются представитель «Правого сектора» Борислав Береза и соратник Игоря Коломойского Борис Филатов, «укропов» пока только 9 человек, но процесс консолидации идет, и свои кадровые амбиции они озвучивают почти открыто.
Радикалы, тимошенковцы и особенно Самопощь, по информации Фокуса, не особенно хотят делиться должностями с меньшинством. А вот западные партнеры Украины на этом настаивают, сообщили Фокусу источники в Блоке Порошенко и Народном фронте.
- Логика такова: вы в свое время ныли, что регионалы вам не дают положенных должностей. Так теперь вы власть, делитесь, это по-демократичному, - говорит один из нардепов от президентской политсилы.
Делиться придется в первую очередь и с союзниками по коалиции, той же Самопомощью, которая озвучила заявки на руководство 6-7 комитетами, что в Блоке Порошенко и Народном фронте считают завышенными аппетитами. Если достигнуть компромисса не получится, соратники Андрея Садового станут первыми кандидатами на выход из большинства.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News