Количество внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), получающих помощь от украинского государства, сократится. Это может произойти уже в марте. Сворачивание программы финансирования ВПЛ, как утверждают в правительстве, связано с необходимостью оптимизировать бюджетные расходы. «Апостроф» разбирался, кто лишится выплат, и какие последствия это будет иметь.
Украинское правительство приняло решение значительно сократить программу выплат внутренне перемещенным лицам (ВПЛ). Об этом сообщила вице-премьер — министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины Ирина Верещук.
Напомним, что вынужденные переселенцы с оккупированных территорий и из прифронтовых районов, зарегистрированные как внутренне перемещенные лица, получают ежемесячное пособие в размере 2000 гривен, а дети и инвалиды из числа ВПЛ — 3000 гривен.
По словам Верещук, решение об уменьшении количества получателей помощи обусловлено пожеланиями союзников-доноров Украины, которые настаивают на необходимости сокращения расходов государственного бюджета.
«Мы напрямую привязаны к решениям наших партнеров. Партнеры выдвигают требования постоянно верифицировать выплаты с целью их уменьшения или оптимизации. Речь идет о том, что по международным лекалам, двух лет достаточно для того, чтобы адаптироваться», — сказала она в одном из эфиров телемарафона.
По данным вице-премьера, в Украине насчитывается около 4,9 миллиона ВПЛ, из них 2,5 миллиона ежемесячно получают выплаты. В 2022 году общая сумма государственной помощи этим людям составила около 57 миллиардов гривен. В 2023-м она выросла до 73 миллиардов гривен. И в нынешнем году правительство намерено вернуться к сумме в 57 миллиардов. Для этого нужно отменить выплаты для значительного количества получающих помощь людей. И сделать это правительство намеревалось уже с февраля.
Вполне ожидаемо эта новость мало кому понравилась. Чтобы сбить волну недовольства, Кабинет министров решил отложить пересмотр программы поддержки ВПЛ на один месяц.
«Правительство приняло решение об автоматическом продлении всех выплат для всех внутренне перемещенных лиц до 1 марта», — заявил премьер-министр Денис Шмыгаль.
По его словам, с начала весны заработают новые — справедливые — правила помощи для ВПЛ. В частности, выплаты будут продлены еще на шесть месяцев:
— пенсионерам;
— гражданам, имеющим инвалидность I или II группы;
— детям с инвалидностью, детям-сиротам, детям, лишенным родительской опеки и другим уязвимым категориям.
В целом, по словам премьера, государство продолжит поддерживать выплатами более 1,5 миллиона ВПЛ. Таким образом, количество получателей помощи в скором времени должно сократиться на миллион человек. Преимущественно сокращение произойдет за счет внутренне перемещенных лиц трудоспособного возраста, у которых, по мнению правительства, было достаточно времени для того, чтобы адаптироваться на новом месте, найти работу и жилье.
Действительно ли сокращение программы помощи беженцам является инициативой зарубежных партнеров — точно не известно. Никаких официальных заявлений по этому поводу руководители европейских стран или США не делали.
«Разговоры о том, что это требование европейских партнеров, — неправда, — сказал в комментарии для „Апострофа“ бывший министр социальной политики и вице-премьер Украины в 2014–2019 годах Павел Розенко. - Ни в каких международных документах или соглашениях с ЕС и США, или в меморандуме Международного валютного фонда о необходимости сокращения помощи вынужденным переселенцам не упоминается».
В то же время, эксперт считает, что такое решение не было неожиданностью. Мол, правительство приняло его уже по крайней мере восемь месяцев назад при разработке бюджета на нынешний год, когда было решено сократить статью расходов на помощь ВПЛ с 73 до 57 миллиардов гривен.
«А поскольку в бюджете предусмотрено уменьшение ассигнований по этой статье, то, соответственно, правительству нужно подогнать число получателей под эту сумму, — заявил в разговоре с изданием еще один бывший украинский министр социальной политики Андрей Рева. - Именно поэтому сейчас начинается поиск категорий, которым можно прекратить выплаты».
По мнению Павла Розенко, вся «справедливость» новой системы выплат сведется к тому, что будут прекращены выплаты всем беженцам трудоспособного возраста.
Однако стоит отметить, что даже те, кто смог найти работу на новом месте, в большинстве своем все равно нуждаются в помощи, поскольку главная проблема, с которой сталкиваются переселенцы, — это жилье.
«При этом государство не оказывает беженцам помощи в аренде помещений, поэтому они вынуждены делать это за свой счет, — говорит Андрей Рева. - В то же время, подавляющее большинство вакансий, которые предлагает служба занятости, предусматривают минимальную зарплату, или не намного большую. Поэтому люди должны отдавать за жилье практически весь свой заработок. А ведь им еще нужно заплатить за коммунальные услуги, питаться, одеваться, собирать детей в школу и так далее. И справиться со всем этим без помощи государства им будет очень трудно».
Таким образом, лишение государственной помощи оставит очень многих людей без средств к существованию и подтолкнет к выезду за границу. И это только усугубит экономические проблемы Украины.
«Вероятно, именно для того, чтобы воспрепятствовать выезду людей за границу, представители власти в последнее время призывают правительства европейских стран прекратить поддержку украинских беженцев, — говорит Рева. - И если в Европе будет принято такое решение, то украинские беженцы окажутся в безвыходной ситуации, когда они нигде не смогут получить помощь — ни на родине, ни за границей».
В чем-то правительство можно понять, поскольку ему все время нужно искать деньги. А делать это, когда наши западные партнеры медлят с помощью, очень сложно. Но, с другой стороны, власти должны четко определить приоритеты финансирования.
«Действительно ли помощь людям, которые потеряли жилье, работу, имущество и часто были вынуждены покинуть свои дома буквально с одним чемоданом, является той статьей, которая должна первой попасть под сокращение?», — задается вопросом Павел Розенко, на который сам отвечает: «Трудно объяснить обществу, почему в то время, когда не хватает средств на помощь вынужденным переселенцам, государство продолжает выделять миллиарды на финансирование единого телемарафона, повышение зарплат народным депутатам и чиновникам разного уровня. То есть мы видим масштабные примеры неэффективного использования средств и коррупции. И возможно, если правительство хочет снизить бюджетный дефицит, стоит поискать другие статьи расходов, которые можно было бы сократить, не нарушая принципов социальной справедливости».
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News