Вспоминая прошлогодний референдум и потерю Крыма Украиной, нельзя не вспомнить другую крымскую эпопею, имевшую место в феврале-марте 1995 года и завершившуюся для Украины положительным разрешением крымского вопроса. Ровно 20 лет назад – 17 марта 1995 года – был лишён поста пророссийский президент Республики Крым Юрий Мешков. Тогда, в начале 90-х годов, Леониду Кучме и его только что пришедшей к власти команде пришлось решать достаточно сложный внутриполитический вопрос, грозивший перерасти в международный конфликт вокруг полуострова Крым еще тогда – 20 лет назад.
Президент Леонид Кучма, к тому времени менее года находившийся у власти в стране, действовал решительно, продуманно, и в результате – в отличие от прошлогодних "халифов на час" - качественно решил вопрос сохранения территориальной целостности Украины. Можно много говорить о том, что "времена были не те", и что "Ельцин – не Путин". Но Кучма в 1995 году готов был рисковать и идти на защиту национальных интересов. Правда состоит в том, что Турчинов и Яценюк в 2014 даже не попытались рискнуть.
…В 1994 году обострился крымский вопрос – огромный узел противоречий, доставшийся в наследство от прежнего режима. На президентских выборах жители Крыма отдали более 90% голосов за Кучму. И теперь и Мешков, и пророссийски ориентированные крымские политики, ждали от Кучмы неких преференций и особого отношения Киева к их интересам. Не дождавшись реальных шагов, Севастопольский городской совет объявляет о российском статусе города-героя Севастополя.
Это решение вызвало бурную реакцию. Вячеслав Черновол требовал привлечь людей, принимавших решение о новом статусе Севастополя, к уголовной ответственности, либо же ввести в Крым украинские войска, ликвидировать автономию Крыма и ввести Крымско-Татарскую Автономию.
Сам Леонид Кучма отметил, что решение о государственном статусе Севастополя может решаться только на государственном уровне. Он высказал предположение, что, возможно, стоит попросить Севастопольский горсовет пересмотреть своё постановление и принять правильное решение.
Между тем в Крыму нагнетались антиукраинские настроения. Начинались волнения среди офицеров, в Крым перебазировались из России казаческие формирования. Местная пресса развернула пророссийскую истерию.
18 августа своё слово сказал и Юрий Мешков. Выступая по крымскому телевидению, он не скрывал своего разочарования в том, что Кучма отказывается слышать требования пророссийских элит Крыма: "В итоге ожидания к Леониду Кучме по решению вопросов и с милицией, и с телевидением пока себя не оправдывают. Те авансы, когда мы за него больше 90% своих голосов отдали в Крыму, пока остаются авансами, которые нужно отрабатывать. Если ситуация в этом направлении не будет стабилизирована и авансы не будут отработаны, тогда нам придётся думать, как быть дальше", - прямым текстом выставлял ультиматумы Киеву Мешков.
Следует также отметить, что популярность Мешкова на полуострове к тому времени начала падать. Из общекрымского лидера он начал превращаться в политикана. Мешкову удалось поссориться с Верховным Советом Крыма и начать "войну указов". В прессе начинают появляться обвинения Мешкова в покровительстве руководителям местных криминальных группировок – как пример приводился убитый в ходе криминальных разборок летом 1994 года "советник" Мешкова Михаил Корчелава.
Кучма же занял выверенную позицию, наблюдая, как две ветви власти в Крыму взаимно противостоят друг другу и постепенно ведут к ослаблению.
Фактически политику взаимного ослабления крымских ветвей власти по указу Кучмы разработал лично Дмитрий Табачник – в то время глава администрации второго президента Украины. Летом 1994 года он вместе с генералом Владимиром Радченко прилетел в Крым и в неформальной обстановке встретился с Мешковым. Известно, что делегаты Кучмы предложили Мешкову заключение неписанного политического пакта: Мешков должен успокоить страсти в крымском парламенте.
На следующий день Табачник и Радченко встретились со спикером парламента Крыма Сергеем Цековым. "Президент не может долго смотреть на то, что происходит в Крыму. От Мешкова исходит реальная угроза стабильности. Надо что-то предпринимать". Цеков колебался: он жил в одном доме с Мешковым и откровенно побаивался связей Мешкова.
Тем не менее, 7 сентября Верховный Совет АРК утвердил изменения к закону "О президенте Республики Крым", ограничив полномочия президента лишь функциями главы исполнительной власти, лишив его функций главы государства. 8 сентября Мешков выступил по телевидению, расценив действия парламента как государственный переворот. 11 сентября Мешков подписал ряд указов, которыми приостановил деятельность парламента и правительства Крыма. В тот же день парламент осудил действия крымского президента как антиконституционные.
В самом начале кризиса Леонид Кучма отправляет в Крым в качестве своего специального уполномоченного Евгения Марчука. Приезд вице-премьера был с воодушевлением воспринят противниками Мешкова. 29 сентября парламент Крыма принимает закон "О правительстве", согласно которому Мешков был лишён полномочий главы исполнительной власти. Мешков опять-таки расценил этот закон как "конституционный переворот". Было очевидно, что официальный Киев всячески ослабляет вес и влияние Мешкова на политические процессы в Крыму. Россия же попросту наблюдала за падением авторитета своего бывшего ставленника по принципу "мавр сделал дело, мавр может уходить".
В то же время, для официального Киева вопрос отставки Мешкова и ликвидации института президентства в Крыму стал делом чести. Центральной власти было понятно, что фактор Мешкова из крымской политики необходимо устранить, иначе эта законсервированная проблема еще даст о себе знать в недалеком будущем.
18 февраля 1995 года в Симферополе проходит съезд партии Союз за поддержку Республики Крым. Делегаты высказались за отставку президента Юрия Мешкова. 21 февраля Леонид Кучма издал Указ "О некоторых указах президента Автономной Республики Крым" - фактически по Мешкову был нанесён главный удар. Мешков не был готов к такому повороту событий. Он дальше надеялся на то, что его поддержит население Крыма и столь близкая его сердцу Россия.
Однако события развивались по другому сценарию – написанному в Киеве. 17 марта 1995 года в резиденцию Мешкова вошла группа спецназовцев во главе с полковником Шевченко. Охрана Мешкова была обезоружена, сам он – упакован в самолёт и отправлен в Москву. Жена Мешкова некоторое время пыталась добиться заступничества со стороны России, но тщетно. В конце концов, 4 апреля 1995 года Генеральная прокуратура Украины возбудила уголовное дело относительно Юрия Мешкова – ему вменялось превышение полномочий. Чета Мешковых поняла, что в Украину путь для них закрыт…
Крымская проблема была решена. Как оказалось – временно. Но качественно и эффективно – в последующие 19 лет крымский сепаратизм был маргинальным и неопасным явлением. И лишь неуклюжие действия новых киевских властей помноженные на одновременные решительные действия российской власти привели к тому, что в Крым оказался отторгнутым от Украины. Хотя, было немало и других факторов, о которых историкам еще предстоит спорить.
В любом случае, оценивая события 2014 года, обязательно будем оглядываться назад, в 1995 год.
Кость Бондаренко, Фонд "Украинская политика", Gazeta.ua
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News