Входящую в группу НАК "Нафтогаз" компанию "Укргаздобыча" (УГВ) хотят обязать продавать часть своего топлива на бирже: по задумке, это должно обеспечить конкуренцию недавно созданному рынку, снизить цену ресурса в опте, а впоследствии – для бытовых и промышленных потребителей.
Такое решение поддерживают не только депутаты, подавшие 18 ноября предусматривающий новацию законопроект №4400, но и Министерство энергетики в лице и.о. главы ведомства Юрия Бойко, а также западные партнеры.
В Европейском энергетическом сообществе (ЕЭС) 26 ноября опубликовали отчет об исследовании структуры рынка газа в Украине, где сделали вывод о его несостоятельности, причина которой кроется в отсутствии равного доступа ресурса УГВ для других игроков, кроме НАКа.
Нафтогаз отвергает претензии в своем исключительном влиянии на цену голубого топлива, в частности, указывая, что его наценка минимальна, а конечная стоимость для потребителей, если НАК не поставляет им газ напрямую, формируется у трейдеров и "традиционных" поставщиков (газсбытов).
Эти предприятия входят в группу "Региональная газовая компания" (РГК) и предоставляют услуги для 8 из 12,5 млн бытовых клиентов в Украине (64% рынка). Доступ к абонентской базе РГК обеспечен благодаря аффилированности с операторами сетей распределения (облгазами). Как считают в Нафтогазе, газсбыты препятствуют переходу клиентов к другим поставщикам.
Продавать РГК газ на бирже без заблаговременной оплаты в госкомпании не хотят, аргументируя это крупными задолженностями, которые ранее газсбыты накапливали перед Нафтогазом. Однако депутаты и согласные с ними собеседники UBR.ua считают, что, ограничивая вывод топлива на биржу, в НАКе добиваются не гарантированности расчетов, а завоевания сегмента бытовых потребителей – на данный момент единственного, где Нафтогаз не доминирует.
Нафтогаз оставляет себе дешевый газ
Доля двух компаний группы "Нафтогаз", УГВ и Укрнафты в газодобывающей отрасли Украины составляет почти 70%. Они производят более 15 из 21 млрд куб.м. газа в год (14,2 млрд куб.м. в 2019 добыла УГВ, 1,16 млрд куб.м. – Укрнафта). Это – половина ресурсных нужд украинских домохозяйств (29,9 млрд куб.м. в 2019 году).
Помимо производства, Нафтогаз импортирует голубое топливо: в 2019-м объемы ввоза группы составили 7,2 млрд куб.м. В итоге суммарная доля НАКа на внутреннем рынке превысила 70%, что, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту №4400, "однозначно свидетельствует о его монопольном положении".
Однако, несмотря на то, что после 1 августа Нафтогаз больше не должен продавать топливо населению по льготным тарифам (ПСО), компания все еще связана обязательствами реализовывать газ теплокоммунэнерго (ТКЭ): до 1 мая 2021 года их тарифы продолжает устанавливать Кабмин в рамках ПСО. Ресурс, предусмотренный для ТКЭ, Нафтогаз не имеет права отдавать на оптовый рынок
Таким образом, согласно оценке Европейского энергосообщества, Нафтогаз может свободно распоряжаться 6,21 млрд куб м газа украинской добычи, без учета топлива, производимого Укрнафтой. При этом на Украинскую энергетическую биржу (УЭБ) Нафтогаз, согласно собственным данным, за январь-ноябрь 2020 года вывел 1,2 млрд куб.м. газа, что, впрочем, составляет 62% от всех торгов за отчетный период (1,9 млрд куб.м.).
Себестоимость производства украинского газа, приводит данные ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумовка Максим Билявский, составляет 2,5-3 грн за 1 куб.м., в то время как средневзвешенная цена на УЭБ – 6 грн.
После закупки на бирже газсбыты и другие поставщики добавляют свою коммерческую наценку, реализовывая газ конечному потребителю за 7-9 грн. В свою очередь Нафтогаз, также осуществляющий продажу топлива домохозяйствам, делает это по цене 6,33 грн за куб.м. (данные за декабрь консультационного центра "Газправда").
В пределах 7 грн газ продают еще 8 компаний, однако соответствующая возможность именно у НАК появилась благодаря эксклюзивному доступу к добытому УГВ газу, считают газсбыты, а также народные депутаты. Согласно тексту указанного выше проекта закона, стоимость топлива для населения у Нафтогаза была на 13% ниже, чем регулируемая Кабмином цена для ТКЭ.
Как заявил во время пресс-конференции 26 ноября автор законопроекта №4400 Алексей Кучеренко, Нафтогаз "по сути демпингует рынок" не из заботы о потребителях, а поскольку, как "монополист" и "хищник", хочет максимально монополизировать потребительский сегмент.
"После, это даст ему возможность злоупотреблять своим монопольным положением", – уверен Кучеренко.
Того же мнения придерживается и Максим Билявский. "Цель Нафтогаза – перераспределение рынка и увеличение количества своих абонентов путем недопуска других участников рынка к большей части ресурса УГВ", – уверен эксперт Центра Разумкова.
Отметим, что на данный момент клиентами Нафтогаза являются лишь 300 тысяч (2,5%) всех бытовых потребителей в Украине.
Нафтогаз – монополист?
Билявский указывает, что уже сейчас о монопольном положении госкомпании можно говорить в двух из трех сегментов украинского рынка. Помимо газодобычи, НАК контролирует инфраструктурные предприятия: отделенного от него в рамках анбандлинга Оператора газотранспортной системы (ОГТС) и обеспечивающего деятельность украинских газохранилищ Укртрансгаз.
"В транзитном контракте прописана оплата Нафтогазу за услуги осуществления процесса транспортировки топлива в Европу, что фактически устанавливает прямое финансовое влияние НАК на Оператора ГТС. Другой объект инфраструктуры – газохранилища – управляются Укртрансгазом, который входит в группу НАК. Более того, первый замглавы правления Нафтогаза Сергей Перелома одновременно является руководителем Укртрансгаза", – отметил Билявский.
В стремлениях Нафтогаза поглотить оставшуюся часть рынка его обвиняют не только депутаты. Согласно информации "ЕП", признаки монопольного положения госкомпании на рынке также увидели и в Антимонопольном комитете Украины (АМКУ), направив соответствующие письмо премьер-министру Денису Шмыгалю.
С другой стороны, именно факт демпинга Нафтогаза АМКУ еще предстоит доказать. Стоит отметить, что, по данным "ЕП", АМКУ также ведет расследование относительно препятствий для потребителей со стороны газсбытов по переходу к другим поставщикам, что вменяют РГК в Нафтогазе.
Снизятся ли цены для населения
Максим Билявский, аргументируя необходимость вывода украинского газа на биржу, высказал уверенность, что этот шаг в первую очередь удешевит стоимость ресурса для потребителей. Он отметил, что сама идея обсуждается в Украине именно как инструмент снижения цены газа еще с 2017 года.
"Открытие ресурса УГВ даст возможность снизить среднюю цену на голубое топливо во всех регионах Украины. Дело в том, что все участники рынка смогут делать микс газа собственной добычи и дорогого импортированного топлива из Европы", – пояснил происхождение позитивной динамики Билявский.
В свою очередь директор по исследованиям аналитического центра DiXi Group Роман Ницович указал, что распределения газа внутренней добычи между всеми участниками рынка полностью соответствует европейской практике. К примеру, такое решение ранее приняла соседняя Польша относительно компании PGNIG, которая контролировала более 90% добычи газа и значительную часть оптового рынка.
Однако при этом Ницович не склонен считать, что вывод газа УГВ обязательно снизит стоимость для потребителей. С одной стороны, на ценовую динамику влияет ряд других факторов – ориентация на внешние рынки, привязка к сезону, коммерческая политика компаний. С другой, уже сейчас, по его мнению, нельзя говорить об ограниченности источников ресурса на бирже.
"Помимо газа УГВ, сейчас есть еще другие источники: газ в хранилищах, в режиме таможенного склада есть импортеры, есть частные добывающие компании. В принципе, конкуренция газа из разных источников на украинском рынке обеспечена. Реализация газа УГВ через биржу могла бы повысить ликвидность рынка, но не думаю, что существенно", – делает оценку представитель DiXi Group Роман Ницович.
Впрочем, как минимум ориентацию на внешние рынки при формировании цены газа удастся преодолеть за счет реализации украинского топлива на свободном рынке, считает Максим Билявский. Он уверен, что увеличение объемом торгов на УЭБ автоматически сформируют для Украины собственный биржевый индекс: это также даст почву для роста иностранных инвестиций.
Однако, согласно альтернативной позиции, которую в комментарии UBR.ua высказала энергетический эксперт Мария Яковлева, предложенные депутатами изменения никак не отразятся ни на цене газа для потребителей, ни на развитии рынка, и даже не поспособствуют приходу внешнего капитала.
Яковлева объясняет, что причина отсутствия рынка в Украине – именно в газодобывающей отрасли, а не в том, сколько поставщиков покупает топливо у компаний-монополистов.
"Если ты приходишь на базар, какая разница, сколько там продавцов, если всего один монопольный поставщик? Зачем одному продавцу биржа?", – привела аналогию Яковлева.
Она указала – чтобы создать рынок, нужно провести геологический аудит украинских недр, а спецразрешения на добычу газа продать в рамках международного аукциона.
"Даже за наименее интересными из разрешений выстроится очередь из инвесторов. Потом нужно изменить антимонопольное законодательство и ограничить максимальные объемы добычи одной компании 10% от всего объема в стране. Таким образом и у компаний будет стимул увеличить собственную добычу, и Украина, как государство, будет производить больше – не 20 млрд куб.м., как сейчас, а 30-50 млрд куб.м. Эти же компании сформируют реальную конкуренцию и рыночное предложение для потребителя", – заключила Мария Яковлева.
Напомним, Подготовка операторов дронов: Минобороны сертифицировало более трех десятков школ.
Ранее Вести-ua.net писали, Подорожание газа: эксперты прогнозируют резкий рост коммунальных тарифов.
Также Вести-ua.net сообщали, До конца года этим шести знакам зодиака сказочно повезет.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →