В Украине подорожает рыба вследствие уничтожения Каховского водохранилища и решения властей с 1 июля поднять предельные коммерческие цены на электроэнергию.
Промысел на Каховском водохранилище давал примерно 5% от всей рыбной продукции на украинском рынке, сделал оценку один из опрошенных UBR.ua экспертов. По его мнению, непоступление этого объема точно подтолкнет вверх розничные цены, при этом в основном подорожание коснется неценных видов рыб и продуктов переработки (снэков, вяленой и сушеной рыбы).
Незначительная доля отечественной продукции в общем объеме потребления рыбы смягчит влияние катастрофы на цены. В то же время зависимость от импорта является одним из факторов, в целом повышающих стоимость рыбы в стране.
Эксперты полагают, что даже без Каховского водохранилища Украина имеет потенциал существенно и быстро нарастить внутренний вылов. Однако сейчас, помимо объективных причин, этому препятствует неэффективное администрирование отрасли государством.
На сколько подорожает рыба в Украине
Согласно данным Государственного агентства мелиорации и рыбного хозяйства Украины (Госрыбагентство), из-за разрушения Каховской ГЭС будет утрачено 95 тыс. особей рыб – тех, которые погибли в результате катастрофы, а также их потомства. Денежные убытки агентство оценивает в 10 млрд грн.
Фактически Украина уже потеряла более 30 тыс. особей серебряного карася из-за мора в Марьянской затоке (Днепропетровская область). В этой же области был затоплен единственный в стране государственный осетровый завод, что привело к гибели уникального генофонда, рассказывал во время телемарафона и.о. главы Госрыбагентства Игорь Клименок.
В общем объеме потребления доля украинского вылова всегда была невысокой и год от года снижалась, рассказывает генеральный директор ассоциации "Украинских импортеров рыбы и морепродуктов" Дмитрий Загуменный.
"Когда-то мы вылавливали порядка 220 тыс. т рыбы. После аннексии Крыма этот показатель уменьшился вдвое, примерно до 100 тыс. В 2021 году, довоенном в плане полномасштабного вторжения, было порядка 65-70 тыс. т. При этом потребление рыбы в Украине составляет более 1 тыс. т в день, или 40 тыс. т в месяц", – рассказывает нам Загуменный.
2021 год показал спад вылова водных биоресурсов на 8,7% относительно предыдущего года, до 69,9 тыс. т, сообщали в Госрыбагентстве. При этом рыбный промысел тогда упал еще сильнее – на 13,3%, до 41,8 тыс. т. Из них во внутренних водоемах было добыто 22,6 тыс. т рыбы, в Черном море – 4,6 тыс. т, а в аквакультуре – 11,1 тыс.
На объемы рыбы, выращиваемой в аквакультурах, война повлияла меньше всего – в 2022 году украинским хозяйствам удалось получить 10,6 тыс. т биоресурсов методом разведения. Однако промышленный вылов во внутренних водоемах сократился вдвое (9,95 тыс. т), а в морях – почти обнулился.
Вероятно, 2023 год завершится с еще более низкими показателями. Согласно сообщению Минагрополитики, за первые 4 месяца вылов всех биоресурсов составил 770 т против 990 т за аналогичный период 2022 года. Львиная доля улова текущего года пришлась на внутренние водоемы, а больше всего рыбаки вылавливали серебряного карася – 450 т, из которых 269 т пришлось на днепровские водохранилища. В то же время нужно учитывать, говорит Загуменный, что значительная часть внутреннего вылова является неучтенной и не отображается в статистике.
По оценке директора компании в сфере аквакультуры "Висмар Аква" Любомира Гайдамаки, из Каховского водохранилища вылавливали порядка 30-40% пресноводной рыбы в Украине.
"Полагаю, что на вылов в водохранилище приходилось где-то 5% от украинского рынка рыбных продуктов. Его уничтожение в любом случае приведет к росту розничных цен на те остатки, которые еще вылавливаются. Пострадают предприятия, которые занимались переработкой и экспортом ценных видов рыбы", – говорит Гайдамака.
Среди ценных видов рыб, поясняет директор "Висмар Аква", в Каховском водохранилище вылавливался прежде всего судак. Правда, для украинцев это рыба семейства окуневых была малодоступна – в основном ее продавали за границу по более выгодной цене. В розничных украинских магазинах судака нет, а на оптовых рынках его можно найти редко и по цене, превышающей экспортную, добавляет Гайдамака.
"Я знаю собственников нескольких заводов, которые исключительно скупали судака, перерабатывали – делали филе, замораживали – и отправляли на экспорт. В Европе судак очень ценится, на него огромный спрос. Поэтому для таких компаний разрушение водохранилища – огромная потеря. Думаю, что этот рынок измерялся 15-20 миллионами долларов", – сказал Гайдамака.
Менее ценные виды рыб, вылавливаемые в Каховском водохранилище, часто шли на "таранку" (густера, лещ). Такого рода закуски могут вырасти в цене на 15-20%, полагает Гайдамака. Загуменный из ассоциации импортеров рыбы указал, что потерявшие отечественное сырье переработчики, скорее всего, заместят его иностранными видами рыб – корюшкой и салакой.
"В целом вяленая и копченая рыба – нишевый продукт, немассового потребления. Мне кажется, в основном он продается на черных рынках, базарах, а объемы легального рынка – не очень большие", – заметил Гайдамака.
По его словам, из столовых рыб, помимо карася, подорожать вследствие катастрофы также может и карп (который, впрочем, чаще выращивается в хозяйствах, добавляет Гайдамака). Если сейчас его цена составляет примерно 110-120 грн/кг, то к осени она может вырасти до 160 грн/кг. Из семейства карповых в Каховском водохранилище также водился толстолобик и белый амур, перечисляет Гайдамака.
Пресноводная рыба – лишь один из сегментов рынка морепродуктов, который до войны на 85% состоял из импорта. Однако и ввозимая продукция может начать активнее дорожать в ближайшее время.
Основной фактор ее ценообразования – курс гривны, который сейчас в целом стабилен. Далее по важности для формирования конечной цены импортной рыбы идет логистика – в 2022 году стоимость транспортировки существенно возросла, а ее осуществление усложнилось.
Не меньшее значение, чем доставка, для ценообразования импортной рыбы имеет стоимость ее хранения.
"Склады и холодильники используют электроэнергию. Ее отключения вынуждали компании использовать топливные генераторы, что намного дороже. С 1 июля в Украине повысился промышленный тариф на электричество, что должно в определенной мере отобразиться на стоимости рыбы", – говорит Дмитрий Загуменный.
При этом директор ассоциации импортеров рыбы отмечает, что закупочные цены на большинство иностранных позиций в последнее время остаются стабильными. Это касается американского ассортимента, таких видов, как хек и минтай. Однако стоимость лосося в течение года колебалась сильнее из-за инфляции и энергопроблем в Евросоюзе, добавляет Загуменный.
"На стоимость лосося повлияло и удорожание кормов на мировом рынке, произошедшее вследствие войны в Украине. Зерно составляет от 50% себестоимости корма для рыбы", – добавил Загуменный.
Есть ли перспективы для рыболовного промысла в Украине
Импортная зависимость Украины как по рыбе, так и по кормам для ее выращивания является одной из причин более существенного подорожания рыбных продуктов относительно других пищевых товаров. По данным Госстата, в период с января по май этого года цены на рыбу и рыбные продукты увеличились на 34,9% относительно тех же месяцев в 2022 году. При этом в среднем продукты питания возросли в цене на 26,5%. Сильнее, чем рыба, подорожали только фрукты (44,2%) и яйца (92,5%).
Высокие цены приводят к уменьшению спроса – в 2021 году на одного украинца приходилось 14 кг рыбы (данные Госрыбагентства) против более 20 кг в среднем по миру (данные ФАО). Снижение доходов украинского населения в 2022 году ухудшило ситуацию, говорит Загуменный.
Еще до войны и каховской катастрофы в Национальной академии аграрных наук прогнозировали, что с 2024 года Украина может столкнуться с необходимостью импортировать не только морскую, но и речную рыбу – с 2013 по 2022 год популяция последней в украинских реках снизилась на 70%. Тем не менее, несмотря на разрушение Каховского водохранилища, Украина имеет потенциал для увеличения вылова рыбы, полагают наши собеседники.
Об интересе предпринимателей к рыболовному промыслу говорят результаты недавно внедренных аукционов по квотам на вылов рыбы, считает Загуменный. Первые аукционы были проведены 17 февраля, а по состоянию на середину мая Госрыбагентство заключило уже 214 договоров на спецпользование биоресурсами в рыбохозяйственных водных объектах. Согласно данным на апрель было проведено 440 аукционов, указывали в агентстве.
"За лоты соревновались до 500 субъектов хозяйствования. Если они участвуют и платят деньги – значит, они на что-то рассчитывают. Нужно понимать, что часть рынка ранее находилась в тени. Возможно, те компании, которые будут заниматься промыслом, начнут декларировать более реальные цифры. Поэтому в следующем году, если закончится война, официальные объемы вылова могут возрасти даже по сравнению с 2021 годом", – высказал мнение директор ассоциации импортеров рыбы.
Директор "Висмар Аква" считает аукционы неэффективным и не способствующим увеличению объемов вылова механизмом. Под видом аукционов, говорит он, произошло перераспределение рынка в пользу фирм, которые скупили квоты, но не имеют мощностей для осуществления деятельности.
"В аукционах побеждают несколько десятков одних и тех же компаний, которые потом торгуют воздухом – зарабатывают на перепродаже документов. Это не инновация, а мошенничество, от которого страдают рыбаки, годами ловившие рыбу на распроданных участках", – утверждает Гайдамака.
По его мнению, радикально нарастить объемы вылова в Украине можно за счет развития аквакультуры. Но этому препятствует ряд административных барьеров. Для открытия аквакультурного хозяйства только на проектную часть и различные согласования нужно минимально потратить 3-4 млн грн, говорит эксперт.
"Наша компания хотела взять в аренду участок моря для выращивания устриц, моллюсков и мидий. Те водоемы, которые нам предлагало государство – это "болото", они нерентабельны. Подходящие водоемы размещены в заповедном фонде. По законодательству их нельзя передавать в аренду, но нам не выдают и временного права пользования на осуществления там деятельности", – рассказал Гайдамака.
Предприниматель объясняет отсутствие правительственной поддержки рыбного хозяйства тем, что оно имеет меньшее значение для украинской экономики, чем другие аграрные отрасли. Между тем аквакультурная компания, запускающая проект в Евросоюзе, может получить 50% компенсацию от стоимости комплекса после его введения в эксплуатацию. Также до 30% компенсации компания может получить от местных общин, утверждает Гайдамака, чья компания работает над проектом в Польше.
Нужно отметить, что украинские власти выражают желание развивать аквакультуру. Для того, чтобы среди прочего "консолидировать" ныне необъединенных в ассоциации участников этого рынка (более 4 тыс. субъектов), правительство недавно приняло стратегию развития рыбного хозяйства до 2030 года.
Если власти смогут простимулировать создание новых аквакультурных хозяйств и в целом обеспечить развитие рыбного промысла, то Украина имеет достаточно ресурсов, чтобы быстро увеличить объем вылова, считает Гайдамака.
"Если принять необходимые изменения в действующее законодательство и сформировать правильную стратегию развития отрасли, то за 5 лет собственное производство должно выйти на 50% объемов внутреннего потребления", – полагает директор "Висмар Аква".
Если наращивать объемы вылова только речной рыбы, то снизить зависимость от импорта не выйдет. Дмитрий Загуменный обращает внимание, что пресноводная и морская рыба в принципе являют собой разные и не пересекающиеся сегменты рынка – заместить одно другим невозможно.
"Нельзя сравнивать лосось и карпа, судак и селедку – их покупают для разных целей, они не замещаются на уровне потребителя. Тяжело представить, что кто-то, например, захотел купить скумбрию, но решил вместо этого взять карася", – отметил Загуменный.
Любомир Гайдамака полагает, что Украина имеет потенциал частично перекрыть спрос на морские виды рыб, полностью – на креветки ("Висмар фарм" строила ферму по выращиванию креветок в Николаевской области, которая открылась в октябре 2021 года, но была закрыта из-за войны).
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News