Эксклюзивное интервью с Клиффордом Бэйтсом.
Как известно, недавняя «крымская кампания» прошла успешно для России, в то время как Запад ничего не смог сделать, чтобы помочь Украине.
Еще более агрессивное «представление» сейчас происходит на юго-востоке государства, однако реакция Европы и Америки, по-прежнему, остается аморфной.
На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью корреспонденту OdinDva ответил профессор политологии Центра американистики Варшавского университета Клиффорд Бэйтс.
- Как известно, сила имеет как положительные стороны, так и границы. Да, сильные государства могут проецировать свою волю на другие государства, но до определенной меры. Посмотрите, даже террористы могут сильно осложнить мощным странам установления порядка. Или, например, небольшие страны, используя ассиметричную тактику, могут выравнивать игровое поле силы между государствами или политическими силами.
Если вы спрашиваете о том, существует ли какая-то большая игра Запада (США и/или Европейский Союз) против России, где Украина является как бы пешкой, то мой ответ – не совсем. Многим странам-участницам Евросоюза неинтересна Украина – будет она находится в его составе или нет (тем более некоторые страны не хотят видеть Украину в этом блоке, если в перспективе членство Украины в ЕС испортит им торгово-экономические отношения с их основным торговым партнером – Россией). Что же касается Америки и НАТО – то здесь много расхождений во мнениях между государствами относительно украинской проблематики. На данный момент только Польша и, пожалуй, еще несколько стран Варшавского договора, видят в освобождении Украины из-под кремлевского ига и ее присоединении к Западному лагерю возможность ограничить российское влияние в регионе. Но опять же, так считает лишь меньшинство стран, состоящих и в НАТО, и в ЕС.
Вместе с тем, глобальное мышление на сегодняшний день предполагает, что после долгой Холодной войны триумф демократии и прав человека постепенно восторжествует и расширится по всему миру. Сейчас это видно по настроению людей, элит и тех, кто желает быть свободным от репрессивных и коррумпированных правительств. Они увидели, что сила Соединенных Штатов и экономическая глобализация (а также доступ к таким технологическим ресурсам как Интернет и мобильная/телефонная связь) сужает мир, делает его гораздо меньше, и, таким образом, общественное мнение больших и сильных государств может определяться новостями. Так, на демократические правительства налагается давление, чтобы начать действовать в отношении других, более сильных правительств, чтобы иметь возможность что-то делать для того, чтобы что-то делать.
Я думаю, такое толкование является только частью большой картины. В реальности же, единственная сила, для которой Украина является большой ставкой – это Россия. Потому что если Россия потеряет Украину, особенно Крым, она перестанет быть силой, которая может проецировать военно-морскую мощь в Черном море. А это приведет к невозможности уводить внимание россиян от внутренних проблем и привлечению их взора к возрождению Великой России.
- Все происходящее в Украине похоже на события в Боснии и Герцеговине или же в Югославии, а Путин, похоже, играет роль Милошевича.
Сейчас речь идет об удержании контроля при рушащейся политической поддержке. Украинские сепаратисты созданы Россией, и это напоминает Боснийский конфликт, где сербские войска получили поддержку этнических сербов в армии Боснии в битве против этнических сообществ боснийских мусульман и хорватов.
- Международное право (МП – авт.) является (и всегда было) тем способом, с помощью которого государства, в особенности сильные, могут сотрудничать или легитимировать свое поведение. Страны поменьше, в свою очередь, могут давить на более сильные и большие страны в целях их сдерживания. Реальная цель Международного права – попытаться сохранить мир и воспрепятствовать вспышке всеобщей войны между государствами.
Изменения в МП заключаются в окончании Холодной войны и в том, что с 1990-х с помощью американской квази-гегемонии над военной сферой и сферой безопасности двигатель либеральных рынков заработал и глобализировался (а это то, чему мешал биполярный конфликт). При этой экономической взаимосвязи и взаимозависимости стран люди всего мира увидели взрыв прогресса и возможностей улучшить в разной степени свою жизнь и свои политические условия.
В этом новом окружении появились новые проблемы, требующие решения – более важные, чем предупреждение войны: права человека и забота об окружающей среде. Желание людей контролировать различные ситуации и своих политических лидеров стало сильным, особенно в странах, управляемых репрессивными и коррупционными режимами. Поток и обмен информации между государствами, осознание людьми того, что они могут освободиться от режимов привело к тому, что и другие народы стали поступать аналогично.
Теперь же отвечаю на ваш вопрос о беспомощности ООН в украинском направлении: ООН так себя ведет потому, что цель Организации – поддержание мира, а не привнесение свобод и демократии каким-либо странам. Право вето России и Китая в Совете Безопасности ООН показывает: ничто не может поставить под угрозу то, что они считают своими интересами.
Кремль же и КГБ/ФСБ-шная клептократия, породившая Путина и его режим, боится потерять власть. Когда-нибудь люди, наконец, осознают, что их страной управляют лишь аферюги и преступники, которым нечего предложить народу кроме лжи и бессмысленных обещаний; что сами же они досуха истощают Россию, набивая себе карманы и обеспечивая будущее исключительно своим семьям и исключительно на Западе.
- Когда закончатся ресурсы и вкусняшки. ООН не создавалась для того, чтобы быть мировым полицейским. Организация объединенных наций – это место, где страна может попытаться стать посредником в конфликте между другими странами, и инструмент, с помощью которого страны стараются ограничить конфликт, способный вылиться в полномасштабную войну.
Для того чтобы ООН работала эффективно, мощным государственным силам нужно сотрудничать друг с другом для осуществления определенных действий и принуждения к миру. Если же для них это не представляет интереса, возможности ООН становятся ограниченными, а сама организация – бессильной. Но если же такой интерес среди сил возникает, то и действия могут последовать. Именно такого варианта боятся Китай и Россия, а раз так – они и блокируют такие решения. Это будет продолжаться до тех пор, пока их же сила не обернется против них самих: правители этих стран управляют карточным домиком, который вот-вот рассыплется.
- Это очень сложный вопрос. Но вы должны знать, что нынешняя американская нация образовалась и существует только потому, что она прошла через чудовищную и дорогостоящую гражданскую войну. Эта война остается самой кровавой, самой ужасной – страшнее Первой и Второй мировой войны (или потерь США во Второй мировой войне). Только после победы сил Объединения над раскольниками и сепаратистами можно было ставить вопрос о примирении и создании общей нации.
- Как я уже сказал, разрешение украинского кризиса является очень важным для Америки, поскольку доказало бы надежность слова со стороны США в международных делах. Даже если Украина и не представляет национального интереса для Америки, сохранить ценность данных обещаний и гарантий является первостепенным интересом США. И здесь камень преткновения – Обама. Он портит картину и совсем не подходит на роль президента Америки. Им он стал только потому, что значительное количество белого среднего класса, голосуя за него, таким образом, попыталось загладить вину за расистские выходки своих предков. Вся жизнь Обамы и он сам – продукт белых, в особенности, белых на руководящих должностях в важных институтах, давших ему то, что он не заслужил или не заработал.
Его зачисляли в лучшие колледжи только из-за расы (к тому же, чтобы стать студентом Гарвардского университета он наврал, что родом из Кении); его сделали редактором юридического журнала Гарварда, лектором юридической школы при Чикагском университете и даже дали Нобелевскую премию в первый год его президентства. Он не имеет никакого суждения и опыта во внешней политике или в вопросах безопасности, а опирается на компетентность окружающих его советников.
В целом, есть и более разгромная критика Барака Обамы, но общая картина такая: он явно нерешителен в вопросах внешней политики и военных делах, поскольку они требуют твердых решений и лидерства. Он позволяет другим делать за него его работу и вести его.
- Нет и еще раз нет. Потому что Будапештский меморандум 1994 года стал очень важным событием для стабильности на международной карте мира и региона – документ официально зафиксировал вывод с этой карты игрока с ядерным статусом.
Но одновременно с этим меморандум поставил Украину в зависимость от обещаний других предоставить ей гарантии безопасности в определенных случаях. И сейчас то, что происходит в Украине для Америки является в высшей степени важным вопросом ее силы и престижа.
Штаты сыграли огромную роль, помогая закрепить Хельсинский заключительный акт в 1991 году, учреждающий независимость Украины. Теперь то, что произошло в Крыму ставит под большое сомнение обещания США и Британии.
Примечательно, что многие страны Азии, а также Саудовская Аравия не развивают свою военную мощь, а надеются на помощь Америки в борьбе против своих врагов. Но теперь они сомневаются, что могут положиться на американцев, которые обещали им защиту. А если эти государства не могут надеяться на американцев, они будут тратить деньги и наращивать ВПК, в том числе и ядерный. Между прочим, эти державы далеко не бедные: экономическая глобализация, благодаря технологическому прорыву за последние 30 лет, предоставила им новые возможности для поиска газовых и нефтяных ресурсов.
Так, если взглянуть на конфликт из-за залежей нефти и газа в Южно-Китайском море между КНР, Вьетнамом, Филиппинами, Индонезией и Японией, то там сейчас образовывается самое большое усиление ВМС со времен Первой мировой войны. Одновременно с этим, военная мощь и силы ВМФ США по всему миру только уменьшаются. В этом случае, мы будем наблюдать расширение конфликта, эскалация которого приведет к полномасштабной войне между этими странами. Если принять во внимание, что Китай – ядерная держава, Япония и другие будут вынуждены также становиться ядерными, чтобы ограничить Поднебесную. Эта динамика, как в любой мультиполярной ситуации, приведет к войне.
Виктор Гаценко, специально для Новости Украины Вести-UA.net
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News