Перспективные новации и подводные камни продавленной Петром Порошенко реформы судебной системы.
Два года деклараций и обещаний президента Петра Порошенко провести судебную реформу близки к завершению. Верховная Рада окончательно приняла изменения в Конституцию ипрофильный закон о судоустройстве и статусе судей, которые призваны (как минимум, в теории) выстроить в Украине новую систему правосудия. Такого количества голосов "за", как сегодня за Конституцию, парламентское табло не выдавало уже давно: 335 при необходимом конституционном большинстве в 300.
На Банковой еще на прошлой неделе уверенно говорили, что голоса под изменения Конституции будут. Сомневались только в Оппоблоке. Но в итоге даже фракция бывших регионалов не подвела и обеспечила 38 из 44 голосов. Видимо, неделю в АП потратили не зря.
Изменения в Конституцию и новый закон вступят в силу через три месяца после принятия - то есть, в первых числах сентября. На что они влияют и чем опасны? Редакция ЛІГА.net задала этот вопрос экспертам в области права.
Плюсы
Шанс на обновление судейского корпуса. Возможно, последний. Предыдущие два - закон об очищении судебной власти и закон о люстрации - против судей не сработали. Фактически система законсервирована в том виде, в каком была при Януковиче.
"Создаются возможности для обновления судейского корпуса. В отличие от существующего закона, когда судей, которые не прошли квалификационное оценивание, просто отправляют в школу судей, теперь их должны сразу увольнять. Если судья не может доказать легальность своего состояния - это тоже основание для увольнения", - пояснил в комментарии эксперт Центра политико-правовых реформ Роман Куйбида.
Создание Верховного суда с нуля. Этот суд будет наивысшей инстанцией в судебной системе страны. Ожидается, что в его состав войдут не более двухсот судей - то есть вдвое меньше, чем в судах кассационной инстанции и ВСУ сейчас. "Это большой плюс, большая возможность. Вместо кассационных инстанций, к качеству и справедливости работы которых есть очень большие вопросы, создается один Верховный суд, полностью с нуля. На конкурсной основе, на новых условиях. В конкурсе смогут принимать участие не только бывшие судьи, но и другие специалисты из области права", - рассказал эксперт по судебной реформе Реанимационного пакета реформ Михаил Жернаков.
Но здесь же, по его словам, заложен и риск: процедура отбора кандидатов на должность судьи находится в руках Высшей квалификационной комиссии судей, в которую будут доназначены еще два члена: от омбудсмена и от главы Государственной судебной администрации. "Не исключаю, что эти органы назначат туда людей, подконтрольных президенту или другим политическим силам со всеми последствиями", - сказал он.
Декларация судьями родственных связей. Эксперты надеются, что эта новация позволит вскрыть и прекратить деятельность судебных кланов в Украине. Теперь все судьи обязаны декларировать свои родственные связи "до пятого колена" с теми лицами, которые работают в судебной системе, прокуратуре, адвокатуре, на госслужбе на высоких должностях.
"Чтобы можно было предотвращать конфликт интересов, да и вообще выявить судейские кланы. Они достаточно тайные, но, к сожалению, работают слажено", - говорит Куйбида.
Публичное досье на судей и больше контроля. Электронные документы и досье на судей будут размещаться на официальном сайте Высшей квалификационной комиссии судей в открытом доступе. Среди прочего, туда попадут и выводы Общественного совета добропорядочности, независимо от того, примут ли эти выводы к сведению в самой ВККС. "Это позволит узнать максимум о судье", - считает Куйбида.
Михаил Жернаков подтверждает, что принятый закон о судоустройстве в теории дает механизмы более публичного контроля: "Вводится декларация добропорядочности судьи, это такая анкета, в которой он должен поставить галочки: брал - не брал, имел - не имел. И за ложь его можно привлечь к ответственности. На больший публичный контроль направлено и открытие судейского досье. Оно будет в электронной форме, онлайн".
Повышение зарплат судьям. Закон устанавливает зарплату в местных судах на уровне 30 минимальных, в апелляционных - 50, в Верховном суде Украины - 75. И это только голый оклад. Как подсчитал бывший министр финансов, народный депутат Виктор Пинзеник, оклад судьи Верховного суда с 1 января 2017 года составит 120 тыс.грн. С надбавками и дополнительными коэффициентами зарплатный максимум судьи суда высшей инстанции может достичь 315 тыс грн в месяц.
В Администрации президента считают, что иного варианта минимизировать коррупционные риски, кроме как в разы поднять денежное обеспечение судей, нет. Судья Верховного Суда должен зарабатывать не меньше, чем детектив Национального антикоррупционного бюро, уверен замглавы АП Алексей Филатов. "Мы очень существенно будем повышать оклады... Или мы поднимем зарплаты и получим шанс, хоть и не гарантию, на то, что судьи не будут смотреть налево и направо в поисках дополнительного заработка, или не поднимем - и тогда они гарантированно будут это делать", - сказал он журналистам.
Эксперты отмечают повышение зарплат судьям как хорошую новость. "Большой плюс - повышение зарплат судьям, которые прошли успешно оценивание или конкурс на получение должности", - считает Жернаков. Вместе с большей открытостью судебной системы, публичными досье и прозрачным конкурсом это может стать неплохим антикоррупционным предохранителем.
Риски и угрозы
Затягивание с созданием Антикоррупционного суда. Как пояснили собеседники в Администрации президента, этот суд будет заниматься только одной, исключительной категорией дел - слушать дела от детективов НАБУ. "Решение о создании такого суда принципиально принято", - сказали на Банковой за несколько дней до голосования.
В законе действительно предусмотрено создание Антикоррупционного суда, но ни сроков, ни четко прописанных полномочий этого органа пока нет. Центр противодействия коррупции несколько недель бил в набат, провел под Верховной Радой акцию "когда рак свиснет" с требованием неотложно запустить антикоррупционные суды - безрезультатно. "Хорошо уже то, что заложили в закон возможность создания. Но не прописано вообще, когда должно быть создано, как, какая процедура избрания, а это ключевое. Если в этом суде будут судьи, которые на лэндкрузерах ездят, то такой Антикоррупционный суд не будет работать. Чтобы вы понимали, для сравнения, был прописан патентный суд, и четко указано, что он создается с момента вступления закона в силу. А тут никакой конкретики", - рассказала представитель Центра противодействия коррупции Александра Устинова.
В ЦПК эту ситуацию рассматривают как затягивание процесса, поскольку теперь потребуется дополнительный закон об Антикоррупционном суде, и когда он будет принят - непонятно.
"И мы хотели, чтобы как минимум на этапе отбора были привлечены международники, чтобы были нормальные зарплаты и полная независимость. Это очень важно. Мы создали НАБУ, антикоррупционную прокуратуру, а теперь начинаем упираться в суды. Все должно идти шаг за шагом. И сейчас, к сожалению, хоть закон и представили как суперпродвинутый, но на самом деле в нем многое не предусмотрено. Единственное: зафиксировали, что Антикоррупционный суд может быть создан. А это как Госбюро расследований. Давным-давно приняли, тоже не прописали, как создается, когда создается. И где наше ГБР?" - добавила Устинова.
Саботаж общественного влияния. Закон предусматривает создание Общественного совета добропорядочности, который сможет подавать свои выводы в ВККС во время квалификационного оценивания судьи или кандидата на должность судьи. Эти выводы будут попадать в судейское досье. Однако реальная роль совета, пояснил Роман Куйбида, законодателем нивелирована. ВККС не обязан принимать информацию Общественного совета добропорядочности к сведению, может ее даже не комментировать и игнорировать.
"Мы предлагали создать независимый общественный орган, который контролировал бы добропорядочность судей, - продолжает Михаил Жернаков. - Он создается, но его полномочия нивелированы. Мы хотели, чтобы у него было фактически право вето на судейскую карьеру. Как красная карточка для судьи. С этого начиналась наша дискуссия с Администрацией президента и другими участниками политического процесса. А закончилась она тем, что выводы совета носят только рекомендационный характер. Это саботаж".
Эксперты считают, что правильным было бы обязать ВККС рассматривать выводы совета, и только при единогласном решении членов ВККС отклонять их, причем с мотивацией.
Доверие к ВККС и ее роль в судебной реформе. "Многое зависит от того, насколько ВККС будет работать не в угоду своим бывшим коллегам. А в ВККС большинство составляют судьи, избранные самими судьями. Все покажет практика", - говорит Куйбида.
Адвокат Автомайдана Роман Маселко хорошо знаком с работой ВККС: через этот механизм он пытается привлечь к ответственности судей, которые принимали незаконные решения против участников акций протеста зимой 2013-14 года. "К сожалению, практика показывает, что определенные решения в рамках квалификационного оценивания, которое сейчас проходит... Люди, которые запрещали Майдан, прошли и Высший совет юстиции, претензий нет, и ВККС. Идеальные честные судьи", - отметил он в комментарии.
Теперь в этом же составе ВККС будет проводить конкурсы на должность судьи. "У меня очень скептическое отношение к текущему составу ВККС, несмотря на то, что есть и положительные моменты. Он лучше, чем предыдущие, но тем не менее. Возникнут проблемы с доверием к ВККС... И я вижу, что сейчас это будет самая большая угроза. Если тут ничего не изменить, то система сама себя законсервирует", - пояснил Маселко.
Адвокат считает, что состав ВККС должен быть хотя бы частично обновлен. И ВККС, и Высший совет юстиции избирались без конкурса, и люди, которые туда попали, больше ассоциируются со старой системой, чем с прогрессивной реформой.
Главы судов получат новые сроки полномочий. По словам Романа Куйбиды, судебная реформа позволит остаться при должностях председателям судов, многие из которых держатся за кресла еще со времен Януковича. Попытка очистить судебную верхушку, предпринятая с принятием закона об очищении судебной власти весной 2014 года, провалились: в большинстве случаев судьи просто переизбрали действующих председателей.
"К сожалению, главы судов времен Януковича получили возможность продлить свои полномочия. Раньше их избирали на два года, теперь - на три года с возможностью повторного избрания. Совет судей уже дал толкование, что новый закон перечеркивает все предыдущие сроки, они больше не считаются. Есть опасение, что главы судов скажут: это новый закон, а значит, это первое избрание. И смогут еще шесть лет возглавлять суды. А система влияний будет дальше успешно работать через таких глав судов", - пояснил он.
В Центре политико-правовых реформ также негативно оценивают полномочие президента подписывать удостоверения глав судов и их заместителей. Это не предусмотрено изменениями в Конституцию, но прокралось в текст закона: "Продолжение системы неформальных влияний. Каждого главу суда будут приглашать в Администрацию президента, чтобы вручить удостоверение. При этом могут возникать какие-то договоренности".
Нет законов, внедряющих и регулирующих новации. Сегодня Верховная Рада приняла только изменения в Конституцию и один имплементационный закон - о судоустройстве и статусе судей. При этом Верховный суд должен работать в условиях нового процессуального законодательства, а его на рассмотрении парламента нет. Вопросы дисциплинарной ответственности судей в перспективе будет решать Высший совет правосудия, а по нему закон тоже не принят. Отсутствует закон об Антикоррупционном суде. "Если Верховная Рада не примет их своевременно, то многие конституционные изменения могут просто зависнуть в воздухе", - предупреждает Роман Куйбида.
Куда идет судебная реформа
Принятые второго июня изменения в Конституцию и профильный закон, с которыми и так власти тянули два года, - это только дорожная карта. Как показала реформа прокуратуры, одних деклараций недостаточно, и любые новации могут быть с легкостью перечеркнуты очередной "группировкой Шокина". "Все это - только возможности. Ничего из этих новаций не гарантировано. И это самое интересное", - пояснил эксперт Реанимационного пакета реформ Михаил Жернаков.
Нынешняя судебная власть в Украине завязана в тугой узел клановых связей, коррупционных практик, политических влияний и сделок. Удастся ли команде Порошенко изменить эту систему и хотят ли этого на Банковой так, как декларируют, будет понятно уже через три месяца.
Валерия Кондратова
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News