При этом каримовский Узбекистан в своих внешнеполитических шатаниях еще более непредсказуемый, чем Украина. Узбекистан в 90-е был главным противовесом влияния России в Средней Азии. После андижанской резни 2005 года, когда по разным данным погибло от 300 до 1100 мирных жителей, Узбекистан буквально за пару лет превратился в главного союзника Москвы в регионе. Однако с 2008 года, со снятием международных санкций против высших чиновников страны, Узбекистан еще быстрее сблизился с Вашингтоном. И за всеми этими внешнеполитическими метаниями стоит одна фигура, принимающая единолично все решения в государстве – Ислам Каримов.
Внешне Узбекистан после 2005 года выглядит достаточно монолитной. Однако стабильность в стране держится исключительно на силовиках, отлажено действующих «под Каримова». Об этом специально для «Вести UA» говорит и бывший сотрудник торгового представительства РФ в Узбекистане Константин Евсеев, работавший в Узбекистане в начале 2000-х годов.
Какие угрозы существуют у современного Узбекистана?
Главная угроза – это исламский фактор. Массовые аресты исламистов при Каримове начались еще в конце 90-х. Тогда существовала большая вероятность появления в стране талибов из соседнего Афганистана. Сейчас, со скорым уходом американцев из Афганистана, исламисты могут вновь активизироваться. К тому же, за последние 10 лет их позиции в стране очень сильно укрепились. Узбекские мечети переполнены молодежью, которая за неимением работы, обращается к радикальному исламизму. Поэтому с уходом Каримова я не исключаю, что Узбекистан может вспыхнуть, а вместе с ним и соседние страны – Таджикистан, Киргизия, юг Казахстана.
А что происходит в верхах? Преемник Каримова уже назван?
Это очень тонкий вопрос. Будь у Ислама Каримова сын, все произошло бы по азербайджанскому варианту – его бы подтянули и он с огромной вероятностью стал бы следующим президентом. Но у Каримова есть только дочь Гульнара. Политически очень активная женщина, сейчас посол Узбекистана в Испании. Видно, что ее продвигают на верха, но у нее есть один существенный недостаток как для исламской страны – она женщина.
Интересно, что на Западе Гульнару Каримову рассматривают как одного из вероятных претендентов на замещение должности своего отца. Аналитик Foreign Policy Филипп Шишкин в статье «Листья чая в Ташкенте» проводит аналогию между Исламом Каримовым с одной стороны и Леонидом Брежневым и Хосни Мубараком, с другой. Брежнев умер в своем кабинете в таком же возрасте, какой сегодня у Каримова. А с Мубараком сходство у Каримова в том, что оба объявили войну воинствующему исламизму. Как это все закончилось в Египте, уже известно – новым президентом страны стал исламист. Кроме того Шишкин упоминает об интервью Гульнары Каримовой американскому продюсеру Питеру Оллману, которая заявила, что не исключает возможности стать следующим президентом Узбекистана.
Однако кроме самой Гульнары Каримовой, в узких кругах известно, что мощную кулуарную борьбу за пост главы государства ведут еще два претендента – Шавкат Мирзияев и Рустам Азимов.
Более выгодные позиции имеет Мирзияев, который максимально близок к семье Каримова и возглавляет бессменно правительство Узбекистана с 2003 года. Мирзияев известен крутым нравом (неоднократно сообщалось, что он избивал своих подчиненных), а также привязкой к самаркандскому клану. В случае если внутриполитическая элита категорически не воспримет в качестве преемника гламурную 40-летню певицу/фотографа/поэтессу/модельера Гульнару, то именно 56-летний Мирзияев имеет все шансы стать следующим президентом Узбекистана.
Помешать ему в этом может разве что действующий вице-премьер Рустам Азимов, который в стране считается этакой разновидностью Виктора Ющенко образца «до 2005 года». Успешный банкир, неоднократно был министром финансов, закончил магистратуру в Оксфорде… Бэкграунд Азимова – перспективный политик новой формации с максимально либеральными (как для реалий Средней Азии) ценностями. На фоне «селюка» Мирзияева, который развернул в стране настоящую продразверстку (хлопок и зерно у узбекских крестьян покупается по фиксированным госценам), интеллигент Азимов для Запада выглядит максимально приемлемой кандидатурой.
Однако сразу же после того, как в международные СМИ просочилась информация о том, что у президента страны случился сердечный приступ, против Азимова началась компания травли. В частности, в финансовых махинациях вице-премьера публично обвинила Гульнара Каримова. С учетом ее статуса неприкосновенной особы и одной из фавориток «президентской гонки», можно предположить, что шансы Азимова из тройки конкурентов выглядят наименее предпочтительными.
Впрочем, главной проблемой для Узбекистана остается даже не диктатура режима, и не исламизация страны, а полное отсутствие гражданского общества. «Арабская весна» показала, что зажечь заскорузлое клерикальное общество под лозунгами мнимых ценностей не так уж и сложно.
Иван Летов, специально для Вести UA
Популярное сейчас:
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News