Все добровольческие соединения, задействованные в Донбассе на стороне Киева, теперь являются частью украинской армии или Нацгвардии. Об этом недавно заявил украинский министр обороны Степан Полторак. Он также сообщил, что в зоне конфликта больше нет «добровольческих или других вооруженных сил». Правительство хочет показать, что наконец-то решило проблему тяжело контролируемых батальонов, до этого вызвавшую шквал критики.
Формально Полторак прав. С момента назначения Дмитрия Яроша советником Главнокомандующего ВСУ и официального присоединения его сторонников к украинской армии, в зоне конфликта нет больше соединений, не подчиняющихся напрямую киевскому правительству. Кроме того, 10-го апреля от линии фронта отступили все бойцы Правого сектора.
Но реальность выглядит иначе, чем посылы министерства обороны. Об этом свидетельствуют два события в зоне боевых действий, произошедших всего через несколько дней после отхода Правого сектора. В расположенном неподалеку от портового города Мариуполь населенном пункте Широкино должна пройти демилитаризация. С таким предложением выступили украинское правительство и ОБСЕ, проводящая мониторинг режима прекращения огня. Широкино находится непосредственно на линии фронта. Цель демилитаризации — защита населения.
Отказ от выполнения приказа
Но когда это предложение было сделано пророссийским сепаратистам, тут же началась волна сопротивления со стороны украинских добровольческих соединений, ведущих в этом регионе бои с противником. Так, батальон «Азов» отказался покинуть Широкино. Украинский депутат и бывший командир батальона «Донбасс» Семен Семенченко заявил, что это смешно, ожидать от сепаратистов соблюдения подобного соглашения.
Хотя батальоны «Азов» и «Донбасс» уже долгое время относятся к Нацгвардии, их не так легко взять под контроль, когда их командиры расценивают военную ситуацию иначе, чем армейское руководство. Они не только противятся выполнению приказов, но и открыто и публично высказывают критику.
Данный эпизод показывает, где заканчивается власть киевского правительства над добровольческими соединениями. Это таит в себе опасность.
Несмотря на то, что с момента заключения минских соглашений режим прекращения огня относительно стабильно соблюдается, украинские военные неустанно предупреждают, что пророссийские повстанцы с поддержкой со стороны России в любой момент могут начать новое наступление. Несговорчивость добровольческих батальонов может теперь стать идеальной почвой для российской пропаганды, чтобы обосновать новую волну эскалации. Для Мариуполя упрямство батальонов «Азов» и «Донбасс» в Широкино представляет большой риск, потому что там уже давно ожидают наступления сепаратистов. Мариуполь расположен на Азовском море и является важным стратегическим пунктом.
Киев должен контролировать соединения, не настраивая их против себя
С добровольческими соединениями есть и другие проблемы. У многих бойцов «Азова» неонацисткое прошлое. Членов батальона «Айдар» вновь обвиняют в мародерстве. Имидж у соединений, а значит и у украинского правительства, не самый лучший.
На украинское правительство оказывается также внутриполитическое давление — оно должно взять батальоны под свой контроль, поскольку те могут подорвать стабильность в стране. С начала конфликта многие прославляют бойцов. Они также играют важную роль и в политической жизни. Некоторые, как уже упомянутый Семенченко, воспользовались своей популярностью, чтобы попасть в парламент.
Недавний конфликт между украинским президентом Петром Порошенко и олигархом Игорем Коломойским показал, что богатые украинцы оказывают огромное влияние на добровольческие батальоны. Игорь Коломойский, бывший губернатор Днепропетровской области, с точки зрения правительства, заслужил свое положение благодаря финансированию батальонов, воевавших на востоке Украины. Однако когда на пике своей борьбы за власть с Порошенко вооруженные соединения заняли здание государственной нефтегазовой компании в Киеве, возросли опасения, что добровольческие батальоны могут превратиться в угрозу для правительства.
Героев не критикуют
Киев вряд ли может себе позволить жесткие действия по отношению к батальонам. Для многих украинцев эти бойцы окружены ореолом героев. Чрезмерное давление на них может стать бумерангом для правительства. Радикальные украинские политики, такие как Олег Ляшко, уже пытались использовать эту проблему. Они говорят, что правительство слишком нерешительно действует против России и не хочет бороться за мир, а прибегает к капитуляции. По их мнению, это сродни национальному предательству — не прислушиваться к мнению добровольцев.
То есть Киев вынужден идти по среднему пути. Он должен контролировать соединения, не настраивая их против себя. Иначе может возникнуть серьезная угроза для единства страны.
inosmi.ru
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News