В конце минувшего года Нацбанк уверял украинцев, что выше означенного порога инфляция не пойдет. На практике же оказалось, что ценам плевать на прогнозы регулятора. Так что тому пришлось несколько раз пересматривать свои оценки. Под конец года НБУ озвучил новую цифру 12,2%.
Напомним, что уже по итогам 11 месяцев 2017 года инфляция составила 14,5%. Шансов же на дефляцию в оставшийся месяц немного. Мало того, украинская модель подсчета этого показателя загадочна и непостижима.
В начале Госстат «подрисовывает» показатель инфляции, а НБУ и Минэкономики, не способные озвучить правду, юлят и выкручиваются. Хотя любой украинец, пересчитав оставшиеся в кошельке деньги, может и без умных формул сказать, что в этом году инфляция выше 20%.
Цены тянутся за минималкой
Драйвером инфляции в нынешнем году прежде всего стало двукратное повышение минимальной заработной платы. В правительстве рассчитывали, что эта мера приведет к экономическому чуду. На деле же она обернулась ростом цен.
Согласно простому экономическому закону, увеличение заработной платы при одновременном росте выпускаемой продукции если и приводит к росту цен, то к очень небольшому. Но если зарплата растет опережающими рост производства темпами, увеличения цен не избежать. Ведь денег на руках оказывается больше, чем товара.
В 2017 году номинальная заработная плата выросла почти на 40%, а промышленное производство показало нулевой рост, сельское хозяйство и вовсе упало. Поэтому рост розничных продаж на 8% по сравнению с прошлым годом, это во многом и есть рост цен на товары. Плюс, частично, увеличение импорта.
Впрочем, это вовсе не означает, что поднимать минимальные зарплаты не нужно. Просто делать это следовало иначе, чтобы не стимулировать инфляцию.
Что произошло: бизнес поднял минималку, как того требовало правительство. А дополнительные расходы включил в цену товара. Выросла зарплата — выросли расходы — выросли налоговые сборы — выросли цены. Теперь снова нужно повышать зарплату, ведь взлетевшие цены съели предыдущий рост.
Энергетический обман
Вторым фактором, который повлиял на инфляцию в этом году, стали неадекватно высокие тарифы на энергию: как для населения, так и для бизнеса. В течение года Кабмин уверял, что росту цен на газ для населения не бывать. И не обманул.
Зато стоимость электроэнергии подскочила на 36%, а горячая вода прибавила сразу 64%.
Но и это еще не все. Проблема в том, что для промышленности цены на энергетические ресурсы растут весь 2017-й и с начала года прибавили уже порядка 30%. Что, конечно, выливается в увеличение себестоимости производства и росту цен на выпускаемую продукцию. Это ведет к росту себестоимости и цен.
Стоит отметить, что курс гривны в течение года в целом оставался стабильным. Так что в отличие от предыдущих лет, в 2017-м не было значительной импортной инфляции. Вот только Украина не смогла воспользоваться форой: необдуманный роста минимальной заработной платы и, особенно, неадекватное увеличение тарифов ЖКХ нивелировали преимущество. Теперь же время упущено.
Прежде НБУ частенько вспоминал о красивом и загадочном словосочетании «таргетирование инфляции». Им было очень удобно оправдывать галопирующие курсовые скачки. Дескать, приоритетом НБУ является вовсе не стабильные котировки национально валюты, а инфляционное третирование. Но сейчас регулятор старается не употреблять хитрый термин всуе. Ведь курс гривны существенно не менялся, а вот розничные цены взлетали до небес.
Впрочем, здесь следует сделать оговорку и даже заступиться за НБУ. А заодно объяснить руководству центробанка и простым украинцам, что в условиях экономики Украины «таргетирование инфляции» малоприменимо. Все равно как заколачивать микроскопом гвозди, удивляясь, почему так плохо получается.
Неуправляемый процесс
В теории Нацбанк должен за счет монетарных инструментов управлять количеством денег в стране и, главное, — влиять на их стоимость. Например, если регулятор полагает, что кредитование слишком скованно, он должен понизить учетную ставку. Если же объемы кредитования растут очень быстро НБУ обязан повысить учетную ставку. Есть и другие монетарные методы: операции с госооблигациями и депозитными сертификатами, нормативы резервирования, валютные интервенции и т.д.
Но беда в том, что все эти методы работают в экономике, где нет такого большого количества наличных денег, а наличной иностранной валюты — вообще нет на руках у населения. Доля теневой экономики не превышает 5%. Так что попытки Нацбанка таргетировать инфляцию монетарными методами обречены.
В 2018 году темпы роста инфляции могут еще ускориться. Во-первых, из-за девальвации гривны в конце года. Во-вторых, в госбюджете на 2018 год заложен курс доллара 31 грн., чтобы собрать побольше денег за счет импортного НДС. Что также приведет к удорожанию, причем не только импортных товаров. В-третьих, рост цен на нефть уже привел к увеличению стоимости топлива в Украине.
Источник: ubr.ua
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News