На Порошенко надевают "Кольчугу"

Чем закончится скандал с поставкой комплектующих для ракет в КНДР
2 276
КИЕВ. 15-08-2017, 10:20. Вєсті-UA || Новости Украины | Новини України

14 августа газета "The New York Times" опубликовала материал с заголовком "Северокорейский ракетный успех связан украинским заводом". В данной статье говорится, что последние успехи КНДР в испытаниях межконтинентальной баллистической ракеты "стали возможны благодаря покупкам мощных ракетных двигателей на черном рынке".

Что стоит за этим заявлением и каковы будут последствия, выясняла "Страна".

Статья в американской газете

"Успех Северной Кореи в испытаниях межконтинентальных баллистических ракет, как представляется, способных достичь США, стал возможен благодаря покупкам на черном рынке мощных ракетных двигателей, возможно, с украинского завода, исторически связанного с российской ракетной программой". Так пишет "The New York Times" со ссылкой на "данные экспертного анализа, опубликованного в понедельник, и засекреченные оценки американских разведслужб".

Далее издание отмечает: "исследования могут разрешить загадку того, как Северная Корея начала так внезапно делать успехи после серии провалов, связанных со взрывами ракет, которые отчасти могли быть вызваны американским саботажем ее каналов поставок и кибератаками в ходе запусков. После этих неудач Северная Корея сменила конструкции и поставщиков за последние два года, по данным нового исследования Майкла Эллмана, эксперта по ракетам в Международном институте стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies, Лондон).

Аналитики, изучавшие фотографии северокорейского лидера Ким Чен Ына, инспектирующего новые ракетные двигатели, пришли к заключению, что они восходят к конструкциям, когда-то приводившим в движение ракетный арсенал Советского Союза.

Эти двигатели связаны лишь с несколькими заводами бывшего Советского Союза. Исследования правительственных следователей и экспертов сосредоточились на ракетном заводе в украинском городе Днепре. Во времена холодной войны на заводе производились самые смертоносные ракеты в советском арсенале, в том числе гигантские Р-36М ("Сатана"). Он оставался одним из главных производителей российских ракет даже после получения Украиной независимости.

Однако с тех пор как пророссийский президент Украины Виктор Янукович был отстранен от власти в 2014 году, государственное предприятие "Южмаш" вступило в трудные времена. Россияне отказались от обновления своего ядерного арсенала. Мощности завода не используются в полную силу, он погряз в неоплаченных счетах, и моральный дух сотрудников упал. Эксперты считают завод наиболее вероятным источником двигателей, сделавших возможными два северокорейских испытания межконтинентальных баллистических ракет в июле", - пишет газета.

"Вероятно, эти двигатели поступили с Украины - возможно, незаконно, - сказал Эллман в интервью. - Серьезный вопрос состоит в том, сколько их у них и помогают ли им теперь украинцы. Меня это очень беспокоит".

Его вывод подтверждает, добавил он, обнаружение следователями ООН того, что Северная Корея пыталась шесть лет назад похитить связанную с ракетами секретную информацию с украинского комплекса. Были пойманы два гражданина Северной Кореи, а в докладе ООН говорится, что информация, которую они пытались похитить, касалась, в основном, передовых "ракетных систем, жидкостных двигателей, систем подачи топлива для космических кораблей и ракет".

"Следователи теперь полагают, что в условиях хаоса послереволюционной Украины Пхеньян предпринял новую попытку", - говорится в статье.

Впрочем, опрошенные американскими журналистами эксперты ставят под сомнение реалистичность такого сценария. Они отмечают, что технология ракетных двигателей настолько сложная, что КНДР не смогла бы очень быстро перестроиться на ее производство. То есть, в случае потенциальной кражи секретных разработок, реализовать их без содействия профильных специалистов, которые есть только на "Южмаше", у Пхеньяна не было бы никакой возможности.

Эллман не смог исключить возможность того, что крупное российское ракетное предприятие "Энергомаш", тесно связанное с украинским комплексом, сыграло свою роль в передаче технологии двигателей РД-250 Северной Корее.

"По мнению аналитиков, очередные улики свидетельствуют не только о новых угрозах со стороны Северной Кореи, но и о новых опасностях распространения ракет в мире, поскольку украинский завод остается в затруднительном финансовом положении. Сейчас он производит троллейбусы и тракторы, ища новые контракты на производство ракет, чтобы вернуть себе часть былой славы", - говорится в статье.

В прошлом месяце "Южмаш" отрицал сообщения о том, что заводской комплекс борется за выживание и продает свои технологии за рубеж, в частности в Китай, отмечает издание.

"Американские следователи не доверяют этим опровержениям, хотя, по их словам, нет никаких доказательств того, что правительство президента Петра Порошенко что-либо знало или контролировало то, что происходило внутри комплекса", - пишут журналисты.

Речь идет о том, что в июле издание "Popular Mechanic" опубликовало материал "Long Abandoned Soviet Tech Might Help China Land on the Moon" ("Давно заброшенная советская техника может помочь Китаю приземлиться на Луне") где шла речь о переговорах украинского промышленного гиганта с Китаем о перестройке модуля приземления на Луне, а также передаче украинским предприятием технологий для организации производства ракетно-космической техники и ее отдельных узлов.

Тогда "Южмаш" официально опроверг сообщения о том, что переживая трудные времена и борясь за выживание, предприятие продает технологии в Китай. С деталями этого заявления можно ознакомиться на сайте компании и сегодня. 

Опровержения из Украины: провокация РФ и "сомнительный эксперт"

Первым на сенсационный материал американских журналистов из высокопоставленных чиновников отреагировал секретарь СНБО Александр Турчинов. Который опроверг возможный украинский след в скандале, и передачу КНДР технологий с "Южмаша".

По его словам, оборонный и авиакосмический комплексы Украины не поставляли оружия и военных технологий в Северную Корею. Информацию "The New York Times" Турчинов назвал ложной, инспирированной "рукой Кремля" и напомнил - с 2014 года Украина прекратила передачу каких-либо технологий России.

"Эта информация не имеет под собой никаких оснований, является провокационной по своему содержанию, и, скорее всего, спровоцирована российскими спецслужбами для прикрытия собственных преступлений. Украина никогда не поставляла ракетные двигатели и любые ракетные технологии в Северную Корею... Считаем, что эта антиукраинская кампания спровоцирована российскими спецслужбами для прикрытия своего участия в северокорейских ядерных и ракетных программах", - говорится в заявлении секретаря СНБО Украины.

Вслед за этим с опровержением официально выступили и на самом "Южмаше". Факты, изложенные в материале американских журналистов, пресс-служба предприятия назвала не соответствующим действительности.

"Южмаш" не только не является основным производителем ракет для РФ, но и вообще не поставляет в РФ ни ракеты, ни их детали и сборочные единицы, включая ракетные двигатели", - говорится в опровержении.

На предприятии также назвали предположение авторов "The New York Times" и Эллемана, увязавших прогресс КНДР в развитии ракетных технологий с "рукой помощи" из Украины "не имеющим отношения к реальности".

"Южмаш" никогда ранее не имел и не имеет сейчас никакого отношения к северокорейским ракетным программам космического или оборонного характера. Ракеты и ракетные комплексы военного назначения в годы независимости "Южмашем" не выпускались и не выпускаются", - подчеркнули на днепровском гиганте.

И добавили, что предприятие полностью соблюдает требования Режима контроля за ракетными технологиями, предусматривающего ряд ограничений на поставки технологий, используемых для производства оружия массового уничтожения.

Уже очевидно, что попытки "списать" скандал с поставкой ракетных двигателей в плоскость антироссийской пропаганды и "информационной диверсии", были не вполне грамотным шагом со стороны наших чиновников. Украинские политические комментаторы от власти принялись уличать "эксперта Эллемана" в работе "на Кремль". Впрочем, вряд ли это поможет остановить разрастание скандала.

Во-первых, это связано с тем, что не только и не столько Эллеман выступает "застрельщиком" версии о том, что Пхеньян осуществляет успешные запуски вооружения с помощью двигателей, ранее производимых "Южмашем". Ведь его позиция, которую приводит в сегодняшней публикации "The New York Times", была заявлена еще 1 июня.

Еще в первый день лета Эллеман, помимо все тех же трех версий об источниках появления у КНДР ракетных двигателей, указал на недоверие украинской стороне. И напомнил о том, как в 2001 году Украина через посредников продала Китаю и Ирану по 6 и 12 крылатых ракет соответственно. Изначально этот факт всячески скрывали, и признали как факт лишь в 2005 году. Что явно не добавляет очков к репутации нашему государству с учетом нового "ракетного скандала".

Источник: 38north.org

Во-вторых, 9 августа на страницах DW вышло интервью инженера-ракетостроителя Роберта Шмукера, который сегодня является профессором Технического университета в Мюнхене. Он также изучает "северокорейский вопрос".

Шмукер, как и Эллеман, уверен - основные компоненты ракет, которые демонстрирует миру КНДР, прибыли в Пхеньян из-за границы. И также говорит о возможной поставке комплектующих от стран бывшего СССР. Прямо в тексте он не называет Украину и "Южмаш", но очевидно, что именно наше государство находится под подозрением у этого специалиста. Равно, впрочем, как и Россия.

"Предыдущие ракеты, которые северокорейцы то и дело запускают, являются ракетами типа "SCUD", "Нодон" и "Точка" - все это советские разработки. По фотографиям с военных парадов, с запусков видно, что подавляющее большинство из них - старые советские ракеты. Но новые ракеты, запуски которых состоялись в последние 12-14 месяцев, основываются на иной технологии, которая уже не имеет отношения к "SCUD" и другим. Они должны были создать эту технологию буквально из ничего. Но и здесь мы видим, что использованные в этих ракетах двигатели совершенно точно поступили из России", - заявил Шмукер.

Однако, уже на следующий уточняющий вопрос, "зачем Москве оказывать Пхеньяну такую помощь", инженер-ракетостроитель развивает свою мысль далее. И говорит, что "необязательно это были российские власти" и расширяет перечень территорий, откуда могло прийти режиму Ким Чен Ына оборудование. Фактически он говорит о все тех же трех версиях возможности осуществления поставок, которые названы в сегодняшней статье "The New York Times".

"Ракеты или их составные части поступают из России, а также, возможно, из стран бывшего СССР, в которых имелись такие ракеты. Я сознательно не утверждаю, что это дело какого-то правительства. Это могут быть негосударственные структуры, отдельные люди или организованная преступность. Но должны быть люди, которые перевозят в Северную Корею отдельные компоненты и затем помогают корейцам управлять этими ракетами", - сказал Шмукер.

Разведки КНР и КНДР проявляли предметный интерес к секретам Украины

С учетом вышеизложенного очевидно, что в США в качестве источника происхождения "движков" на прошедших успешное испытание ракетах КНДР Hwasong-14 рассматривают ранее выпускавшиеся на "Южмашах" РД-250. И на сегодняшний день пытаются установить каналы, по которым это оборудование заехало в Пхеньян.

В этой связи не лишним будет будет напомнить о том, что многие каналы КНДР с внешним миром заведены на Китай. Разведчики которого за последнюю четверть века развили серьезную активность в добывании украинских секретов. По данным собеседника "Страны" в силовых структурах, представители КНР пытались шпионить, привлекая наших граждан, на "Южмаше", ракетном КБ "Южное", Наземном испытательно-тренировочном комплексе авиации "НИТКА" в Саках.

"Вряд ли вам скажет об этом кто-то конкретно, но исключать того, что им удалось что-то добыть, нельзя. Или купить... Саму же поставку могли произвести через Китай, куда налажены каналы сбыта контрабанды через аэропорт "Жуляны", - допускает наш собеседник.

Тем более, что в Украине уже имеются прецеденты ловли на шпионаже наших граждан в пользу Поднебесной. В 2011 году пять лет за шпионаж получили харьковчане Сергей Чичотка и Алексей Рудь. О последнем ранее писала "Страна" - после событий Евромайдана мужчина вышел на свободу и сегодня является помощником близкого к главе МВД парламентария от "Народного фронта" Антона Геращенко. Но еще несколько лет назад считался "крупной рыбой", пойманной украинскими "чекистами" в плане охраны секретов государства.

Как писала "Сегодня", ключевую роль в шпионской истории Рудя и Чичотки следствие отводило ученому Владимиру Чумакову. В комментарии журналистам два года назад он заявил, что много лет работал над темой электродинамического ускорителя массивных тел (так называемого "рельсотрона"). Результатом его изысканий стало пособие для студентов "Импульсные процессы и системы", в котором сотрудниками СБУ были обнаружены секретные сведения.

Харьковские чекисты обвинили Чумакова в госизмене в форме шпионажа, указав на его незаконное сотрудничество с украинско-китайской фирмой Top Science Ukraine, к которой имели отношение Чичотка и Рудь. Якобы эта структура предложила ученому сотрудничество в плане продвижения его разработок. Тот согласился, и подготовил некий отчет о работе своей лаборатории, который передал Рудю. В содержащихся в нем материалах правоохранители усмотрели факт шпионажа и выдачу гостайны. Продолжает ли сегодня работать Рудь на ниве сотрудничества с Китаем, или сосредоточился на помощи своему другу Антону Геращенко - неизвестно.

Зато интерес к разработкам украинских ученых, и конкретно - ракетостроителей Днепра, причем со стороны северокорейцев подтверждает "Стране" один из бывших сотрудников КБ "Южное". По его словам, после развала Советского Союза к украинским технологиям проявляли интерес различные государства. Но больше всего активности в этом направлении проявляли как раз КНДР и Китай.

"Вы представляете, какие деньги здесь могут быть замешаны и какие чины? А тут вам будет инженер о таком рассказывать. Да меня, как муху прихлопнут", - рассказал нам один из бывших сотрудников КБ "Южное".

Он уточнил, что Северная Корея в свое время интересовалась именно ракетными двигателями легендарной "Сатаны". И вспомнил, как несколько лет назад возник грандиозный скандал, связанный с тем, что северокорейские инженеры пытались выкрасть в КБ конструкторскую документацию.

"Это вскрылось и инженеров тогда задержали, документацию вернули. Но я не исключаю, что интересующая их документация вполне могла позже оказаться в КНДР. В КНДР нет таких огромных денег на собственные разработки, потому им гораздо дешевле было найти подход к украинской стороне, естественно неофициальный", - резюмирует наш собеседник.

Скорее всего, рассказанная им история касается событий, имевших место в 2011 году. Тогда под личиной сотрудников торгового представительства Северной Кореи в Беларуси в Днепр прибыли Рю Сонгчель и Ли Тхэкиль. В судебных материалах указано, что во время контактов с сотрудниками украинских предприятий корейцы неоднократно интересовались ракетными технологиями и просили украинских ученых провести ряд лекций "для граждан Северной Кореи".

Среди прочего их интересовали материалы, касающиеся таких тем, как баллистические ракеты и их строение, двигатели космических аппаратов, пороховой аккумулятор и военные ГОСТы. Также северокорейцев интересовала информация о двигателе межконтинентальной баллистической ракеты РТ-22, которая в классификации НАТО проходит как СС-22 "Скальпель". Сонгчеля и Тхэкиля тогда взяли с поличным в ходе передачи им совсекретной документации, приговором Красногвардейского райсуда Днепра шпионы были осуждены в восьми годам тюрьмы.

Какими могут быть последствия оружейного скандала для Украины

Впрочем, "шпионский след" - лишь одна из версий источника происхождения ракетных двигателей советской эпохи в Северной Корее. Тем более, что официально заявляется - РД-250 уже несколько лет не производятся на "Южмаше". Тем более, что без привлечения специалистов, которые должны находиться на особом счету у спецслужб, сами по себе секретные разработки вряд ли помогли бы КНДР достичь резкого прогресса в программе повышения обороноспособности.

Гораздо более серьезными выглядят обвинения в возможной продаже комплектующих на "черном рынке" или через посредников. Как показывает практика абсолютно всех оружейных скандалов современной Украины, без участия видных политиков и бизнесменов, подобного рода аферы никогда не обходились.

Поэтому вряд ли стоит ожидать, что те же американцы поверят на слово нашим официальным чиновникам. Недоверие к ним сквозит как в публикации "The New York Times", так и комментариях профильных экспертов по теме. Сложившееся положение во многом дублирует нашумевшую историю с продажей Ираку "Кольчуг" в обход санкций начала "нулевых", когда каждый следующий ход украинской власти лишь ухудшал ее положение.

"Кольчужные" аналогии

Напомним, на так называемых "пленках Мельниченко" Кучма в 2001 году якобы обсуждал с главой государственной компании "Укрспецэкспорт" Валерием Малевым, позже погибшем в автокатастрофе, продажу Ираку в обход санкций ООН радарных комплексов "Кольчуга". Это произошло перед вторжением США в Ирак. Скандал ударил по самому Кучме и по международному имиджу Украины в целом, а "Кольчуг" американцы впоследствии в Ираке не нашли.

Как вспоминает Андрей Мишин, руководитель Киевского института мирных исследований, который тогда работал при СНБО и участвовал в переговорах с Западом по скандалу с "Кольчугами", американцы тогда поставили ультиматум.

"Сенатор Брюс Джексон, тогдашний председатель комитета НАТО в Сенате США, сказал так: если вы отправляете две дивизии в Ирак и заявляете о вступлении в НАТО, все вопросы с "Кольчугами" снимаются. То есть скандал хотели использовать для давления на Киев. Сегодняшний скандал тоже может быть формой давления на Украину. Косвенно это может быть также наезд на "днепропетровских", кураторов "Южмаша" — главу СНБО Турчинова, который в начале 2014 года был и.о. президента", — сказал "Стране" Мишин.

По его мнению, Украина вряд ли могла продать Северной Корее ракетные двигатели или компоненты к ним. "Это было возможно в 90-х, но уже в нулевых вся оборонка контролировалась западными партнерами", — говорит политолог.

Станет ли Порошенко вторым Кучмой

Константин Бондаренко, руководитель фонда "Украинская политика", солидарен с мнением о попытки повторить сценарий с "Кольчугами".

"Кучма был стратегическим партнером Запада при демократе Билле Клинтон, а как только пришел республиканец Буш, его обвинили в убийстве Гонгадзе, коррупции и продаже оружия в Ирак. Конечно, нельзя говорить, что Вашингтон хочет сделать Порошенко вторым Кучмой. Ситуация очень разная тогда и сейчас. Тем более, что "The New York Times" оппозиционно настроена к Трампу. Но это может быть попытка подставить Украину и украинское руководство. Также этот скандал добавляет очков тем, кто выступает против поставок Украине летального оружия. Дескать, "посмотрите - украинцы даже ракетные двигатели умудряются корейцам продавать, как им можно продавать оружие?!" - такой аргумент может транслироваться после выхода статьи в "The New York Times", — говорит эксперт "Стране".

Политолог Вадим Карасев считает, что целью "ракетного скандала" могут быть попытки определенных сил в Вашингтоне ударить по украинской власти. Продвигается тезис, что хоть руководство Украины напрямую и не виновато в сбыте ракет КНДР, но не контролирует ситуацию в стране.

"На уровне Пентагона и Госдепа поддержка у Киева существует, но у Трампа до сих пор недовольны тем, что Украина во время президентских выборов поддерживала его соперницу Хиллари Клинтон. Поэтому часть команды президента ищет обходные пути, чтобы ударить по репутации украинской власти в глазах вашингтонского истеблишмента", — считает Карасев.

Источник: Виталий Губин, Виктория Венк, strana.ua