Женевский центр гуманитарного разминирования (GICHD) и Стокгольмский институт мира (SIPRI) опубликовали отчет, из которого следует, что в прошлом году Украина вошла в первую пятерку стран по количеству жертв от мин. Виной этому являются боевые действия на Донбассе. По информации Генштаба, с начала войны на Востоке от мин пострадали более 1800 человек, среди которых как военные, так и гражданские лица. А разминирование территорий может занять от 15 до 20 лет.
ПЕЧАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО. Женевский центр гуманитарного разминирования является одной из международных организаций, которая помогает Украине избавляться от смертельных опасностей войны. Недавно GICHD совместно с SIPRI обнародовали отчет, из которого следует, что Афганистан, Камбоджа, Мали, Пакистан и Украина в прошлом году стали лидерами по количеству людей, погибших от мин.
В Мали в 2015 году произошел самый крупный "минный" инцидент, когда вследствие подрыва микроавтобуса погибли четверо и получили ранения 28 человек. А в 2016 году, по данным GICHD, схожая ситуация случилась уже в Донецкой области, когда на мине подорвался микроавтобус, из-за чего пострадали 15 мирных жителей (видимо, речь идет об инциденте под Марьинкой 10 февраля 2016 года; по официальным данным, тогда погибли три человека. — Авт.)
Специалисты Женевского и Стокгольмского центров подсчитали, что в 2016 году в Украине произошло 37 случаев подрыва на минах (на 48% больше, чем в 2015-м), в результате которых 43 человека погибли и 58 получили ранения (на 4% больше, чем годом ранее). Всего же в мире в прошлом году зафиксирован 181 случай подрыва на минах. В результате пострадали 423 человека, из которых 195 погибли. То есть на долю нашей страны приходится 20% всех зарегистрированных "минных" инцидентов и 24% всех людей, пострадавших от разрывов мин в прошлом году на планете.
Как уточнил спикер Генштаба по вопросам АТО полковник Влад Волошин, с 2014 года в зоне боевых действий произошло 500 различных подрывов. В 350 случаях взрывались самодельные устройства. Пострадали более 1000 гражданских лиц и свыше 800 военнослужащих. 170 бойцов погибли и около 650 получили ранения. Повреждено более 100 единиц военной техники.
ПРОБЛЕМА НА ДЕСЯТИЛЕТИЯ. Проблема разминирования территорий на Донбассе возникла с самого начала военного конфликта, в 2014 году. Совсем недавно, 11 мая, по сообщению пресс-центра штаба АТО, во время разминирования подорвалась группа саперов одной из механизированных бригад, действующей на донецком направлении. Один военнослужащий погиб, а второй был госпитализирован. Еще раньше, 23 апреля, на территории, подконтрольной боевикам так называемой "ЛНР" в Луганской области, на мине подорвался автомобильный патруль наблюдателей ОБСЕ. В результате один представитель миссии погиб и двое получили ранения.
Апрельский инцидент с представителями ОБСЕ вызвал международный скандал. Первый заместитель главы Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ в Украине Александр Хуг призвал немедленно начать разминирование территорий, чтобы не допустить гибели людей, которые живут вдоль линии разграничения. "Мины и неразорвавшиеся снаряды должны быть извлечены. Кроме того, стороны должны предоставить карты, где они (мины и снаряды. — Авт.) должны быть четко обозначены", — заявил Александр Хуг.
Впрочем, по оценкам специалистов, гуманитарное разминирование (по сути почти не отличается от военного, но ведется специалистами служб по вопросам чрезвычайных ситуаций) может занять десятки лет. Заместитель координатора проектов ОБСЕ в Украине Джеффри Эрлих привел опыт Хорватии, где и спустя 20 лет после войны разминирование продолжается. А замминистра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука назвал срок приблизительно в 15 лет. "Сколько для этого понадобится средств — трудно даже прогнозировать. Той же Хорватии на это потребовалось $550 млн", — уточнил Тука.
Различные международные организации оказывают Украине финансовую помощь в вопросах разминирования. К примеру, месяц назад стало известно, что НАТО выделяет более миллиона евро на развитие службы разминирования Госслужбы по вопросам чрезвычайных ситуаций (ГСЧС). Как уже сообщала "Сегодня", НАТО помогает ГСЧС в рамках гражданской программы "Наука ради мира и безопасности". Из-за своих высоких потребностей Украина является приоритетным партнером Альянса в этом отношении.
МИННАЯ ВОЙНА. Потребности Украины действительно очень велики. Как сообщил полковник Влад Волошин, с начала боевых действий группы разминирования ВСУ, ГСЧС и Госспецслужбы транспорта обезвредили на Донбассе более 250 тысяч взрывоопасных предметов, очистили более 1000 км дорог, 650 км железнодорожных путей и почти полторы тысячи различных объектов.
"В 2016 году начался этап так называемого нетехнического обследования, которое является обязательной составляющей гуманитарного разминирования. Обследование проводится с участием некоммерческих организаций и охватывает более 12,5 тыс. квадратных километров освобожденных от боевиков территорий Донецкой и Луганской областей. Мы пришли к выводу, что 7 тысяч гектаров действительно загрязнены взрывоопасными предметами", — рассказал Влад Волошин.
Представитель одной из таких некоммерческих организаций, британской HALO Trust, Юрий Шаграманян отмечает, что больше всего мин заложено возле Мариуполя, Краматорска, Славянска и Станицы Луганской. "Кроме того, там очень много неразорвавшихся снарядов", — добавил Шаграманян.
Ситуацию же в так называемой серой зоне, то есть между позициями воюющих сторон, Влад Волошин называет "минной войной". "Идет война растяжек и различных минно-взрывных устройств. В основном Россия использует различные противопехотные пластиковые мины", — уточнил полковник Волошин. По его словам, использование российской стороной противопехотных мин связано с тем, что РФ не присоединилась к Оттавской конвенции о запрещении применения подобного вида оружия.
Среди прочего украинским военным приходится иметь дело с противопехотными осколочными заградительными минами ОЗМ-72, которые при срабатывании подскакивают на 70—80 см над землей, разрываясь на сотни поражающих элементов. Но и обычные растяжки, по словам Влада Волошина, также "эволюционировали". Если обычно их следует искать под ногами, то на Донбассе боевики научились устанавливать их прямо над головой. Особенно внимательным нужно быть в городской застройке. Офицер вспомнил случай в Майорске, где в помещениях железнодорожной станции саперы обнаружили гранату РГД, подвешенную примерно в двух метрах над полом. Из нее свисали рыболовные крючки. "Эти крючки цеплялись за одежду проходящего под ней человека, после чего граната должна была свалиться человеку прямо за шиворот и взорваться", — пояснил Волошин.
По его словам, довольно много и мин-ловушек. К примеру, следует быть очень осторожным, когда видишь лежащую на земле книгу, пустую пластиковую бутылку или какой-либо другой предмет. При попытке его взять либо просто отбросить ногой может произойти взрыв. "Адская машина" может сработать и совершенно неожиданно, например, если человек, обследуя помещение, случайно наступит на какую-нибудь доску.
Впрочем, и украинские военные устанавливают свои растяжки. По словам Влада Волошина, одна из них, смонтированная из гранаты Ф-1, сработала в том же Майорске.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News