Потоки контрабанды через украинский кордон обеспечивают целые фабрики и заводы, расположенные по обе стороны границы Украины со смежными странами. Бенефициарами нелегального бизнеса выступают руководители региональных силовых структур – МВД и СБУ – за которыми стоят видные украинские политики. К таким скандальным выводам пришла временная следственная комиссия Верховной Рады, расследующая обстоятельства трагедии в Мукачево, где четыре месяца назад во время перестрелки между «Правым сектором» и милицией погибло несколько человек.
Временная следственная комиссия Верховной Рады по вопросам расследования обстоятельств конфликта в Закарпатской области (ВСК) накануне завершила работу. Ее итоги неутешительны: расследуя кровавую драму, произошедшую в Мукачево 11 июля, депутаты выявили аховые масштабы контрабанды на западной границе страны. По их убеждению, именно борьба за пограничную брешь стала поводом для нашумевшей на всю Европу перестрелки в Закарпатье. Более того, парламентарии пришли к выводу: крышевание нелегальных трансграничных потоков осуществляется местными структурами силовых ведомств и политиками. Противостояние между СБУ и МВД в этом деле настолько велико, что в парламенте даже сомневаются в успехе расследования – каждый правоохранительный орган имеет свою версию событий.
Напомним, 11 июля в Мукачево произошло вооруженное столкновение с применением огнестрельного оружия, гранат и гранатометов между представителями «Правого сектора» и сотрудниками милиции. Пострадали свыше десяти человек, в том числе гражданские лица и сотрудники милиции. Трагический инцидент расследуют СБУ, МВД и прокуратура, благодаря которым депутаты ВСК смогли восстановить картину событий.
11 июля 2015 около 13:00 более свыше десятка человек Закарпатского «Правого сектора» перекрыли джипами дорогу у спортивно-оздоровительного комплекса «Антарес» в Мукачево. На одном из четырех внедорожников был установлен держатель для пулемета.
Тем временем в спорткомплексе проходила встреча представителей «Правого сектора» с народным депутатом Украины Михаилом Ланьо, во время которой один из представителей «Правого сектора» выстрелил в охранника заведения (впоследствии он умер).
В течение получаса со стороны заблокированной дороги раздались несколько предупредительных выстрелов в воздух, а часть воруженных мужчин из «Правого сектора» зашла на территорию «Антарес».
В это время на место прибыли сотрудники местной милиции во главе с ее начальником Виталием Шимоняком, которые загородили пути отъезда «Правому сектору» служебными автомобилями.
Шимоняк попытался вступить в переговоры, но представители ПС сделали предупредительные выстрелы, потребовав от милиционеров сложить оружие. В конце концов, им удалось скрыться – протаранив джипами милицейские машины, они направились в стороны Ужгорода.
Был объявлен план «Перехват». Для задержания руководитель местной милиции направил оперативную группу из двух десятков сотрудников к АЗС «Народная» на автодороге «Киев-Чоп», где милиционеры выставили усиленный блок-пост.
Дорогу преградили служебными автомобилями. Через несколько минут «гости» прибыли и, остановившись за 100 метров совершили предупредительные выстрелы из пулемета. Сотрудники милиции ответили тем же.
После этого состоялись переговоры между замначальника УМВД Украины в Закарпатской области Василием Русином и руководителем закарпатского «Правого сектора» Романом Стойко. Во время короткого разговора последний отказался сдаться.
Впоследствии прибыло подкрепление – рота милиции общественной безопасности особого назначения.
Начался бой, причем по данным Генпрокуратуры, именно сотрудники УМВД первыми открыли огонь на поражение, убив двух человек и ранив четырех из числа бойцов «Правого сектора».
Как уточняется в выводах ВСК, тогда возникла реальная угроза пожара и взрыва на АЗС, при этом сотрудники МВД даже не перекрыли доступ к месту событий гражданским лицам и автомобилям. Огнестрельные и осколочные ранения на блок-посту получили семь милиционеров и пять человек, оказавшихся на месте происшествия совершенно случайно.
Выжившим участникам бойни из числа «Правого сектора» удалось скрыться. Их машины позже найдут возле села Лавки – они бросили их там, скрывшись в лесу.
В операции по задержанию МВД задействовала 250 своих сотрудников.
Вслед за беглецами были направлены поисковые группы из подразделений по борьбе организованной преступностью. Милиция также выставила пять блок-постов на въездах в Закарпатскую область, а 12 групп блокирования дежурили на выходах из лесных массивов. Еще 11 заградительных постов проверяли автотранспорт на дорогах.
Ключевой вывод депутатов в расследовании этого конфликта, к которому пришла временная следственная комиссия: «Генпрокуратура, МВД и СБУ по-разному оценивают события, которые произошли 11 июля 2015 года в Мукачево. По сути, каждое из правоохранительных ведомств имеет свою версию относительно этого вооруженного конфликта».
Ниже мы приводим ключевые факты, на которых акцентирует внимание каждое из силовых ведомств, тем самым, противопоставляя свою версию версиям коллег из других правоохранительных органов.
Версия МВД
В Закарпатской области с марта 2013 года по июль 2015 года действовала преступная организация под руководством Романа Стойки (руководитель закарпатского «Правого сектора»). Якобы, это «преступная группировка» совершала особо тяжкие преступления, в том числе, похищение людей, удержание заложников, занималась рэкетом.
Среди прочего уточняется, что год назад во Львовской области был задержан автомобиль с представителями «Правого сектора», незаконно перевозившего оружие и боеприпасы из зоны АТО. В автомобиле было найдено оружие сотрудника УСБУ в Закарпатской области Василия Щадея.
Вывод МВД: это указывает на тесные связи между представителями «Правого сектора» и сотрудниками СБУ.
Якобы, есть и другие доказательства связей эсбэушника Щадея с «Правым сектором». В милиции уточнили, что причастные к событиям в Мукачево, ранее также «отметились» в пяти других уголовных преступлениях в 2014-2015 годах.
Более того, родной брат Романа Стойки – Богдан Стойка – является сотрудником Центрального аппарата Службы безопасности Украины. По мнению МВД, он мог информировать «Правый сектор» о действиях СБУ во время поиска причастных к стрельбе в Мукачево. Это, по мнению милиции, может свидетельствовать об уклонении СБУ от проведении всестороннего объективного расследования.
Версия СБУ
По информации спецслужбы, встреча в спортивном клубе «Антарес» между народным депутатом Михаилом Ланьо и закарпатским «Правым сектором» была результатом договоренностей между представителем ПС Артуром Керимовым и помощником Ланьо – Артуром Пашкуляком. (Уточняется, что номер телефона Керимова Пашкуляку дал упомянутый выше Щадей. Последний знаком с помощником нардепа около трех лет – они вместе занимались в мукачевской школе боевого самбо. С Керимовым Щадей познакомился в конце 2014-го в зоне АТО).
Как утверждает СБУ, случившемуся в Мукачево предшествовало обострение отношений между местным «Правым сектором» и руководством МВД в Закарпатской области в лице Сергея Шаранича.
Якобы, за три дня до конфликта между тремя активистами «Правого сектора» и сотрудниками патрульно-постовой службы произошла ссора, во время которой милиционеры угрожали бойцам «физическим уничтожением».
Пока разгорался конфликт, один из представителей милиции вызвал следственно-оперативную группу и позвонил лицам, «входящим в состав преступной группировки, подконтрольного народному депутату Украины Ланьо», - разоткровенничались в СБУ.
Согласно версии Службы безопасности, вскоре «одному из лидеров ПС позвонил неизвестный по имени «Артур» («правая рука» Ланьо - СБУ) и в угрожающей форме назначил встречу на 11 июля 2015 в ресторане «Красный дракон» (территория спорткомплекса «Антарес» в Мукачево).
«Правый сектор» начал готовиться к «стрелке» (именно так называют эту встречу в СБУ - ред.), в том числе, к применению физической силы, а результатом этой встречи стали известные события, имевшие трагические последствия», - говорится в материалах СБУ.
Версия Генпрокуратуры
Согласно информации ГПУ, досудебное расследование «находится на личном контроле Виктора Шокина».
Одним из наиболее важных фактов, установленных ГПУ, - первыми стрельбу на поражение открыли именно сотрудники МВД, убив двух человек и ранив четырех из числа бойцов «Правого сектора».
В то же время о причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений, Генпрокуратура пока не готова отчитываться – об этом «будет проинформировано по результатам досудебного расследования указанных уголовных производств».
При этом в Генпрокуратуре проинформировали о том, что после побега в карпатском лесу было найдено тело одного умершего и двух раненых представителей «Правого сектора». Впоследствии были задержаны еще двое, которые добровольно сложили оружие и сдались правоохранительным органам. Позже в лесном массиве задержали еще двоих.
Выводы Временной следственной комиссии Верховной Рады
После анализа информации от правоохранительных органов, временная следственная комиссия заключила: после Революции Достоинства госорганы Закарпатской области «продолжили работу в обычном для себя режиме, характерные признаки которого: клановость, коррумпированность, круговая порука, кумовство, несовершенна кадровая политика, низкий уровень расследования уголовных преступлений, сокрытие преступной деятельности».
Руководство прокуратуры, УМВД и УСБУ области в течение 2014-2015 годов не уделяло внимания мерам по ликвидации вооруженных преступных групп, опутанных коррумпированными связями в органах власти, занимались контрабандой подакцизных товаров, наркотиков. Соответствующие расследования преждевременно закрывались без необходимых следственных действий и по надуманным мотивам.
Депутаты отметили, что чрезвычайно остро стоит проблема коррупции в органах таможенной и пограничной служб, особенно вокруг табачной контрабанды. Ее масштабы свидетельствуют о выстроенную и разветвленную сеть обеспечения с обеих сторон госграницы. В заключении ВСК приводятся показательные факты, предоставленные правоохорннительными органами. Например, нередки случаи, когда контрабандисты пересекали границу на малых самолетах. Последний случай был зафиксирован в марте 2015 года.
В свою очередь, депутаты, проанализировав статистику правоохранительных органов по борьбе с контрабандой, пришли к выводу, что результаты противодействия не отражают ее истинных масштабов.
Ведь согласно информации, которой обладают депутаты, на территориях сопредельных государств существуют специально построенные фабрики и заводы по производству соответствующих товаров (в частности, табачных изделий). Эти товары перемещаются в Украине и по ее территории, маркируются, как произведенные в Украине, с последующей легальной переправкой за границу. Есть основания полагать, что подобные схемы разработаны для многих видов товаров и их объем исчисляется миллиардами гривен.
По данным экспертов в 2013 году рынок нелегальных сигарет в Украине оценивался в 44-47 млрд. гривен. В 2014 году убытки государства только от недополучения акцизного сбора с нелегального табака составили более 2 млрд. гривен.
Роль СБУ и МВД в контрабанде
ВСК обратила внимание на информацию МВД о том, что родной брат подозреваемого Романа Стойки – Богдан Стойка - является сотрудником Центрального аппарата СБУ. Это вызывает подозрение в том, что он мог информировать преступников о ходе расследования Службой безопасности перестрелки в Мукачево.
В выводах временной следственной комиссии отмечается, что руководитель Антитеррористического центра СБУ Виталий Маликов не увидел оснований для служебного расследования о возможном участии подчиненного – Богдана Стойко – в деятельности закарпатской преступной группы. «Такая позиция одного из топ-руководителей Службы безопасности Украины «может свидетельствовать об уклонении СБУ от проведения всестороннего расследования», говорится в выводах ВСК.
В материалах парламентского расследования всплывает имя нардепа Виктора Балоги. Якобы, есть показания, что он находились в месте, где после вооруженного конфликта скрывались беглые представители «Правого сектора». Депутты подозревают, что этот парламентарий мог иметь и другие несанкционированные контакты с подозреваемыми лицами.
Подводя итог, депутаты заключили: последние два года из-за неэффективной деятельности СБУ относительно противоправных действий с участием «Правого сектора», внеслужебных неформальных и семейных связей подозреваемого Романа Стойко с сотрудниками Службы безопасности, преступники «чувствовали безнаказанность и вседозволенность».
Они настаивают также на проверке действий Владимира Гелетея, руководившего неудачной поисковой операцией беглецов.
Одновременно, по мнению нардепов, следует подтвердить или опровергнуть информацию о том, что бывший начальник УМВД в Закарпатской области Сергей Шаранич «обвинил СБУ в «крышевании» «Правого сектора», поставке ему оружия, выполнении заказных акций», при этом, используя конфликт активистов «Правого сектора» с прокурором Закарпатской области, якобы, сам склонял последнего к совместным действиям по нейтрализации ячейки «Правого сектора» в регионе.
У депутатов накопилось много вопросов к правоохранительным органам. Например, они хотят еще установить, почему местная милиция не смогла предотвратить конфликт в Мукачево, в то время как на протяжении длительного периода вела следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по «Правому сектору» в области.
Более того, на тот момент мэр города Золтан Лендьел сообщил парламентариям, что лично предупреждал начальника мукачевской милиции о намеченной разборке между Ланьо и «Правым сектором».
Выводы следственной комиссии
- Вооруженный конфликт в значительной мере был спровоцирован действиями руководства УМВД и УСБУ в Закарпатской области. Правоохранительные структуры области боролись за установление контроля за контрабандными потоками.
- Необходимо выяснить роль в конфликте народных депутатов Виктора Балоги, Михаила Ланьо, Дмитрия Яроша, экс-руководителей УМВД в Закарпатской области Сергея Шаранича и УСБУ в Закарпатской области Владимира Гелетея.
- В безрезультатном поиске участников конфликта могут быть лично заинтересованы представители силовых структур, некоторые из них остаются на своих должностях (в частности, первый замначальника УСБУ в Закарпатской области Владимир Гелетей и замначальника УМВД в Закарпатской области Василий Русин).
- Главной причиной конфликта стало выяснение отношений между представителями основных политико-бизнесовых группировок Закарпатской области по контролю над контрабандными потоками через государственную границу.
- Контрабанда была и остается одним из ключевых факторов, определяющих не только состояние коррупции и организованной преступности, но и экономическую, политическую и социальную ситуацию в Закарпатской области.
- Неотложными мерами является установление «политических кураторов» контрабанды.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News