Лучшее – враг хорошего. Кажется, именно эта поговорка нередко походит для характеристики новых инициатив СБУ в отношении пропускного режима на Донбассе. Пропуска в зону АТО были введены еще в январе этого года для контроля за передвижением жителей с/на оккупированных(е) территорий(и) и пресечения проникновения террористических и диверсионных групп внутрь Украины. Однако параллельно бюрократическая процедура дала толчок для нового витка коррупции – и непосредственно на блокпостах, и в координационных центрах при выдаче разрешительных документов.
С 7 июля в зоне АТО заработала система электронных пропусков. Неоднократно анонсированное нововведение представил секретарь СНБО Александр Турчинов. «Новая система пропускного режима в зоне проведения АТО призвана сократить сроки и улучшить качество проверок, а также преодолеть коррупцию при выдаче пропусков», - отметил он, добавив, что новые правила позволят избавиться и от очередей на пропускных пунктах. Однако по факту оказалось, что все не так радужно…
Введение электронной пропускной системы было запланировано еще на 25 марта. Однако тогда она так и не заработала – по техническим причинам. Наконец, в июле, было официально объявлено, что теперь документы для получения разрешения на пересечение линии соприкосновения на востоке действительно можно подавать в электронной форме – на специальном сайте СБУ urp.ssu.gov.ua.
В теории – система действительно упростилась.
Для начала, чтобы подать заявку, нужно зайти на страничку, зарегистрироваться и получить (на электронную почту) индивидуальный логин и пароль для доступа. Потом становится доступна к заполнению сама анкета. Она довольно простая. Нужно выбрать координационный пункт (с полным перечнем можно ознакомиться здесь). Можно выбрать два или даже четыре пункта (касается только Донецкой области, так как в Луганской пропускная система не работает). А также - указать ФИО, дату рождения, паспортные данные, место прописки, адрес фактического проживания и регистрации, идентификационный код (по желанию), номер телефона в формате «+38…», маршрут и цель визита. Обязательными для заполнения являются все поля, отмеченные звездочкой (*).
После заполнения анкеты приходит извещение, что документы в обработке и результат будет в течение 10 дней. Отправленные заявки обрабатываются в онлайн-режиме, благодаря чему граждане могут самостоятельно проверять ход их обработки, заходя на сайт под своим логином и паролем. С одного аккаунта можно подать 5 заявлений от разных лиц – то есть не обязательно делать регистрацию для каждого члена семьи, можно воспользоваться своей.
После получения разрешения (опять же на электронную почту) можно пересекать контрольные пункты въезда-выезда, показывая лишь документ, удостоверяющий личность.
Проблемы электронной версии
Однако уже на этапе регистрации и подачи заявки граждане, желающие получить пропуск, столкнулись с рядом проблем.
Система «глючила», работая еще в тестовом режиме (в течение двух дней до 7 июля): то выдавала ошибку при заполнении некоторых пунктов, то не с первого раза распознавала серию и номер паспорта. Исправить недочеты в СБУ обещали к концу тестирования. Однако в назначенную дату – с учетом того, что информация о ресурсе вызвала ажиотаж среди желающих обзавестись пропуском (только за три часа работы сайта на него поступило около 3 тысяч заявок) – система дала сбой.
Сайт и сейчас все еще время от времени «ложится», и желающим получить пропуск зачастую приходится начинать процедуру снова и снова.
Так, например, 10 июля – через три дня после официального запуска - корреспонденту «Главкома» удалось лишь зарегистрироваться на сайте СБУ, но заполнить анкетуне получилось – на этом этапе сайт все время «вис». 15 июля (вчера) в течение дня сайт выглядел так.
«Сайт то работает, то нет, работает не везде, - рассказал «Главкому» о недостатках системы член рабочей группы при СБУ по вопросам пропускной системы и лидер Донбасс SOS Александр Горбатко. – Большое количество желающих подать заявку «положили» систему, она не справляется с наплывом обращений. Это говорит о плохой подготовке людей, которые за это отвечали. Огромное количество заявок было ожидаемо».
Как известно, еще во время работы сайта в тестовом режиме на него поступило около 10 тысяч заявок. Однако при переводе в рабочий режим все эти данные обнулились. Так что, всем, кто поспешил и успел подать документы до 7 июля, предстоит сделать это еще раз.
Донбасс SOS подготовил детальную инструкцию заполнения онлайн-анкеты. Однако на некоторых моментах стоит остановиться подробнее.
Для избежания разного рода проблем и возможного отказа, члены рабочей группы при СБУ по вопросам пропускной системы и те, кто уже более-менее успешно протестировал систему, советуют заполнять анкету на украинском языке (хотя разрешено и на русском) и не прикреплять файлы размером более 1 мегабайта. Также нужно помнить: если вы выбрали неправильный скан или фото – они не удаляются. Нужно начинать процедуру заново.
«Изображения» (сканы или фото), в принципе, загружаются «по желанию». Однако чем больше документов – тем больше шансов получить позитивное решение.
Отдельное внимание стоит уделить цели и маршруту следования.
«Когда вы выбираете причину пересечения линии разграничения, то там просто поле – вы ее должны сами туда вписать, - говорит Александр Горбатко. – Можно написать все что угодно – вплоть до полить цветы или съездить на шашлыки. Но, в идеале, это должен был бы быть выпадающий список четких причин, чтобы человек, выбирая одну из них, был уверен, что пропуск он действительно получить».
Эксперты рекомендуют при заполнении анкеты воспользоваться временным порядком, опубликованным на сайте СБУ, и оттуда скопировать подходящую причину.
В идеале цель въезда/выезда нужно подтвердить документами.
Вескими причинами для пересечения линии соприкосновения являются:
- выезд на фактическое место проживания (прилагается копия страницы паспорта с указанием прописки или справка из ЖЭКа о месте проживания, справка временного переселенца);
- в связи с осуществлением трудовой деятельности (прилагается сканверсия справки с места работы, на фирменном бланке предприятия с указанием всех реквизитов, заверенная мокрой печатью);
- в связи с обучением (студенты должны приложить справку с места учебы, копию студенческого билета);
- для контроля и поддержания недвижимости (прилагается копия документа о праве владения – договор о купле-продаже, дарении и пр.);
- посещение близких родственников («подходят» родственники по первой линии – мать, отец, супруг/супруга, дети; прилагаются копии свидетельства о рождении, о заключении брака и пр. Если мотив – посещение ребенка, обучающегося на иной территории, опять-таки справка с места его учебы);
- если у вас есть ребенок возрастом до 16 лет, то в своей причине выезда/въезда можно указать именно его сопровождение;
- посещение мест захоронения родных и близких (здесь главная трудность – вы должны приложить копию документа, подтверждающего место захоронения);
- прохождение курса лечения (нужна справка или курсовка медучреждения, готового вас принять на лечение);
- выезд за границу (приложить копии билета, путевки, загранпаспорта);
- смерть или болезнь родственников, членов семьи (копия справки о смерти, в случае болезни – телеграмма, заверенная медучреждением).
Выбирая маршрут, нужно помнить, что на настоящий момент действует шесть коридоров, по которым можно осуществить въезд и выезд на неконтролируемые территории. Два из них – для Луганской области – не работают (собственно, там не работает пропускная система в целом).
Для Донецкой области действуют такие коридоры:
- Горловка - Артемовск (КПВВ «Зайцево») с оформлением разрешений в Координационной группе г. Артёмовск (сектор «С»);
- Донецк - Курахово (КПВВ «Курахово» и КПВВ «Георгиевка») (на данный момент не работает); для проезда нужно обращаться в координационную группу в Великой Новоселке (сектор «Б»);
- Донецк - Мариуполь (через Волноваху) (КПВВ «Бугас»); для проезда по которым необходимо обращаться в координационную группу в Великой Новосёлке (сектор «Б»);
- Новоазовск - Красноармейск - Талаковка - Мариуполь (КПВВ «Гнутово»); необходимо обращаться в Координационную группу в Мариуполе (сектор «М»).
Также после подачи заявки необходимо проследить, все ли с ней «в порядке».
«Некоторые люди, которые уже зарегистрировались и потом начали смотреть статус своей заявки, обнаружили, что к ним «прикрепились» дети, причем, дети совсем чужие, - рассказывает Горбатко. - Это сбой программы. На первый взгляд, это смешно. Однако, что, если человеку, которому программа приписала чужих детей, в итоге не дадут разрешение?».
Члены рабочей группы при СБУ по вопросам пропускной системы пока также сомневаются в том, что 10 дней – реальный срок, за который возможно обработать присланные за день анкеты. «По моим данным, по количеству анкет там уже пятизначное число, - говорит Вадим Хомаха. – Несколько десятков тысяч. Но первый результат мы увидим уже 17 июля».
Также он порекомендовал тем, кто получит от СБУ положительный ответ, подождать еще пару-тройку рабочих дней перед тем, как пересекать линию соприкосновения. Иначе могут не пропустить. «Передача данных пограничникам не работает. Окончательная работа системы анонсирована на 20 июля, когда пограничники будут иметь полный доступ к базам данных, плюс, будет организован спутниковый Интернет для проверки», - сказал Хомаха.
Тем, у кого уже есть бумажный пропуск, или кто был ранее внесен в базу (в электронном реестре тех, кто пересекает линию соприкосновения, «пробивают» со 2 апреля), подавать заявку на новом сайте не нужно – их данные должны были быть внесены в электронный реестр автоматически. Однако и тут, как оказалось, случаются сбои. Несколько жителей Донецкой области рассказали «Главкому», что получив «виртуальный» пропуск после 2 апреля, при пересечении блокпостов у них возникли проблемы – в списках их не оказалось.
«Эта проблема, действительно, есть, - соглашается Александр Горбатко. – Много есть нюансов. Тем, кто не получил бумажный пропуск, но подавал документы, мы, вообще, рекомендуем обратиться на сайт СБУ и повторно подать документы. Если бумажный пропуск есть, вы, по идее, должны были автоматически попасть в электронный реестр. Однако есть число людей, которые, например, получили бумажные пропуска, когда, вообще, не было еще никаких электронных реестров. Также есть люди, которые заплатили за пропуск, и они тоже «обошли» этот реестр».
Человек, который хочет покинуть оккупированные территории в связи с угрозой жизни – «во избежание негативных последствий вооруженного конфликта, временной оккупации, массовых проявлений насилия, нарушений прав человека и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера»- по идее, может выехать без подтверждающих документов. Для этого он должен прибыть на контрольный пункт и попросить помощи. Однако, как сообщают в Донбасс SOS, «скорее всего, такой человек будет задержан до выяснения обстоятельств». «В нашей практике еще не было случаев, когда кто-то смог воспользоваться данным пунктом», - отмечают в организации.
Куда «переехала» коррупция?
Цель запуска электронной пропускной системы заключалась в том, чтобы упростить процедуру и сократить срок выдачи разрешительных документов, а также избавиться от очередей (которые в связи с отменой автобусного сообщения растягиваются подчас на 10 и более часов) и коррупции при выдаче пропусков.
Однако очереди есть, и тенденции к их уменьшению нет. Напротив, время «простаивания» на контрольных пунктах выросло после того, как еще 2 апреля на сайте СБУ появилась информация о том, что въезд и выезд через линию соприкосновения производится при условии предъявления документов, удостоверяющих личность, непосредственно на контрольно-пропускных пунктах и данных, внесенных в электронный реестр. По словам экспертов, даже если новая система будет работать на «5+», очереди это не уменьшит.
«Я на днях побывал на КП Зайцево (ближе к Артемовску, - «Главком»), пообщался с руководителем, а также проехал в сторону Горловки к Майорскому блокпосту, - рассказал юрист Восток SOS и член рабочей группы при СБУ по вопросам пропускной системы Левон Азизян. – Большая часть очереди - люди, которые едут за продуктами питания и медикаментами. Есть идеи, как разгрузить этот поток – между нулевым блокпостом и контрольным пунктом въезда/выезда (КПВВ) поставить торговые ряды или что-то такое. Чтобы люди, которым нужно скупиться по нормальным ценам, не занимали очередь на КПВВ. Тех, кто едет дальше Артемовска или Мариуполя, на самом деле, не так уж и много».
Как известно, ранее губернатор Донецкой области Павел Жебривский уже говорил, что было получено «добро» на постройку логистических центров на КПВВ – где любой желающий сможет купить продукты питания и лекарства. Но пока нет ни компаний, которые смогут вести там торговую деятельность, ни понимания, какими будут здесь цены.
«Пока очереди не убывают, за исключением одного КПВВ – Гнутово, - прокомментировал ситуацию Вадим Хомаха. – Если работа организована как-нибудь, очереди выстраивается больше, чем на сутки. То же касается скорости проверки. В очередях, люди не могут получить медицинскую помощь, на улице +30, нет воды, отсутствуют туалеты, а вокруг все заминировано. Это вызывает недовольство. Но главное в том, что это нарушает основополагающие права человека». Рабочая группа при СБУ, по его словам, предложила варианты «улучшения» режима, однако пока в жизнь они не внедрены. Со своей стороны Хомаха считает, что к решению проблем нужно привлечь международные организации, которые сейчас работают в зоне боевых действий. Также, по его словам, никуда с введением новой системы не исчезла и коррупция.
Она «переехала».
Еще совсем недавноэкс-губернатор Донецкой области Александр Кихтенко рассказывал «Главкому» о задержании полковника СБУ и полковника милиции в координационном центре в Великой Новоселке за то, что «они выдавали пропуска за деньги».
Теперь, как советуют те, кто уже опробовал новые правила на практике, правоохранителям пристальное внимание следует остановить непосредственно на КПВВ.
Так, например, 15 июля в СМИ прошло сообщение о задержании на взятке пограничника, который возле Артемовска организовывал беспрепятственное перемещение грузового транспорта на временно оккупированную территорию Донецкой области. «28-летний военнослужащий задержан на блокпосту сразу после получения части денег в сумме две тысячи гривен за беспрепятственный проезд микроавтобуса с грузом медикаментов», - говорилось в сообщении Службы безопасности.
Также, как отмечает Вадим Хомаха, «в связи с тем, что запрещен грузовой трафик, а люди нуждаются в еде и медикаментах, возникает так называемый «челночный» трафик, когда граждане малыми партиями перевозят через КПВВ то, что ранее шло крупными грузами». По словам эксперта, такие «челноки» составляет не менее половины очереди, которая стоит на КПВВ. «Одну проблему попытались решить запретом, и получили взамен вторую, более мощную», - считает он. По данным Хомахи, сейчас существуют площадки для перегрузки фур. «Челонки» берут на этих площадках груз и едут через КПВВ. «Это бизнес. Он никем не пресекается. Увеличивается коррупционная нагрузка КПВВ», - резюмирует он.
Как уже отмечалось, с 16 июня было полностью заблокировано автобусное движение через линию соприкосновения. В пункте 1.6 обновленного порядка СБУ указано, что «пересечение линии соприкосновения общественным пассажирским транспортом запрещается» за исключением нерегулярных перевозок вроде массовой эвакуации по согласованию с начальником Координационного центра. Под пассажирским транспортом, как выяснилось, подразумевается транспорт категории Д, имеющий более 8 пассажирских мест. По мнению членов группы Службы безопасности по вопросам пропускной системы, это только усложнило жизнь простым гражданам Украины, оставшимся на оккупированных территориях, и в дальнейшем усложнит их реинтеграцию в Украину. Однако дело еще и в том, что и данная «инициатива» также «породила» несколько видов «бизнеса».
В связи с автомобильными очередями на блокпостах появилось такое «явление» как «кочующий верблюд». «Человек с автомобилем с утра занимает очередь перед КПВВ, - рассказывает Александр Горбатко. – Потом ее продает. Возвращается в конец очереди, доходит до начала и снова продает. Цена зависит от того, насколько он близок в КПВВ».
Те, кто не имеет личного транспорта, вынуждены пересекать расстояние между нулевым блокпостом и контрольным пунктом въезда/выезда (которое, к слову, в среднем составляет около 15-20 километров) пешком или на «попутках». Однако в этот «отрезок маршрута» с раннего утра заезжают таксисты и курсируют «туда-обратно». Там же по такому же принципу работают и микроавтобусы. «Я лично видел два таких микроавтобуса», - рассказал «Главкому» Левон Азизян. Так что пешком идти не обязательно.
Как сообщают местные жители, проехать из городов, подконтрольных Украине, на оккупированные территории возможно даже без пересадок (но не дешевле) – на парочке курсирующих в течение дня автобусах, у которых техпаспорт «переоформлен» как на авто на 8 пассажирских мест. В очередях на блокпостах эти автобусы практически не стоят.
Минус в том, что все эти «нюансы», как говорят члены экспертной группы при СБУ, значительно увеличили стоимость за проезд. Так, например, самый дешевый «вариант добраться» из Мариуполя в Донецк составляет минимум 350 гривен. В среднем – в зависимости от направления – одному человеку, желающему пересечь линию соприкосновения, нужно быть готовым потратить 500 гривен. Что, как напоминает Хомаха, для многих людей, оставшихся на оккупированных территориях, является неподъемной суммой.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News