В Административном суде Киева 16 апреля допросили еще одного свидетеля по делу об убийстве Евгения Щербаня – экс-совладельца корпорации "ИСД" Виталия Гайдука. Его, как и предыдущего свидетеля Сергея Таруту, вызвали в суд по инициативе защиты экс-премьер-министра Юлии Тимошенко, которую Генпрокуратура подозревает в заказе и организации убийства Щербаня.
В 1995-1996 годах Гайдук работал заместителем губернатора Донецкой области, которым в то время был Владимир Щербань. Свидетель – также один из основателей корпорации "ИСД" и деловой партнер Евгения Щербаня. С последним его в 1994 году познакомил председатель Донецкого облисполкома Владимир Наконечный.
Со Щербанем Гайдука объединяли бизнес-интересы. По его словам, он и Владимир Щербань в 1995 году "сгенерировали" идею создания "ИСД", а Евгений Щербань стал одним из учредителей корпорации. Также Гайдук был знаком с экс-премьером Павлом Лазаренко и несколько раз общался с Юлией Тимошенко, которая в 1995-1996 годах возглавляла корпорацию "ЕЭСУ".
В суде Гайдук, как и его бывший партнер по "ИСД" Тарута, рассказал о схеме поставок газа в Донецкую область, основании "ИСД" и ее взаимоотношениях с "ЕЭСУ". Свидетель заявил, что не имеет каких-либо доказательств причастности или непричастности Тимошенко к убийству Щербаня, и не знает, кому было выгодно устранение известного бизнесмена и политика. Он также сообщил, что ему ничего не известно о конфликтах Щербаня с Лазаренко и Тимошенко на почве коммерческой деятельности.
Гораздо больше о деле и возможных заказчиках убийства Щербаня Гайдук рассказал в прошлом году на допросах в Генпрокуратуре. Ключевые факты, о которых Гайдук не рассказал в суде.
1. "ЕЭСУ" вытеснила "Итеру" с рынка поставок газа в Донецкую область
На допросе в ГПУ 24 апреля 2012 года Гайдук заявил, что в начале 1996 года по инициативе премьер-министра Павла Лазаренко было принято решение о поставках газа в Донецкую область компаниями "ЕЭСУ" и "Итера". В результате с газового рынка региона фактически были вытеснены все газовые трейдеры, кроме "Итеры". Но, со временем, потеснили и эту компанию, а вся промышленность Донецкой области попала в прямую зависимость от "ЕЭСУ", которая реализовала 1 тыс. куб м газа по цене 83 доллара плюс 20% НДС без учета стоимости транспортировки.
"Если любое предприятие-потребитель газа не могло вовремя рассчитаться с "ЕЭСУ" за поставленный газ, то у последнего были все возможности довести предприятие до банкротства и в конечном итоге приобрести право собственности на его активы", – сказано в показаниях Гайдука.
2. Лазаренко считал Евгения Щербаня политическим конкурентом
На том же допросе в ГПУ Гайдук заявил: он считает, что Лазаренко видел в Евгении Щербане серьезного конкурента на президентских выборах. "Щербань, прежде всего, был одним из лидеров мощной в то время Либеральной партии. В эту партию входили бывший премьер-министр Евгений Марчук, которого с должности сняли с формулировкой "за формирование собственного политического имиджа", поскольку серьезных претензий к его деятельности на посту главы правительства предъявить по сути нельзя было", – сказано в протоколе допроса Гайдука.
Он также показал, что еще одним серьезным конкурентом Лазаренко считал Владимира Щербаня. По словам Гайдука, Владимир Щербань и Марчук были очень близкими людьми Евгения Щербаня. "И физическое устранение последнего как финансового донора партии, как человека с очень большим авторитетом и популярностью в Донецком регионе существенно подрывало потенциал Либеральной партии и ее руководителей на будущих выборах, что, соответственно, увеличивало шансы Павла Лазаренко и его политической силы на победу в будущих как парламентских, так и президентских выборах", – сказано в показаниях Гайдука. Он отметил, что в итоге этот сценарий и был реализован. После убийства Евгения Щербаня Либеральная партия постепенно потеряла свое политическое значение и "вес на политической арене страны".
Отвечая на прямой вопрос о возможной причастности Лазаренко к убийству Евгения Щербаня, Гайдук заявил, что ничего об этом не знает. Однако на допросе 29 мая 2012 года свидетель предположил, что Щербаня убили из-за его политической деятельности.
3. Лазаренко и Тимошенко конфликтовали с Евгением и Владимиром Щербанями
Во время очной ставки с Владимиром Щербанем Гайдук изменил показания. Ранее он утверждал, что ему ничего не известно о существовании конфликтов между Евгением Щербанем и Лазаренко с Тимошенко. Он также говорил, что не знал о лоббировании интересов "ЕЭСУ" Лазаренко. Но 29 мая Гайдук сообщил, что в 1995-1996 гг. имели место "расхождения во взглядах" Владимира и Евгения Щербаней, с одной стороны, и Лазаренко с Тимошенко – с другой. Эти "расхождения" были связаны с вопросами организации поставок природного газа в Донецкую область. "Лазаренко продвигал и лоббировал деятельность корпорации "ЕЭСУ", в том числе в Донецком регионе", – сказано в протоколе очной ставки между Гайдуком и Владимиром Щербанем. Гайдук также заявил, что о желании "ЕЭСУ" контролировать поставки газа в Донецкий регион и о возникших по этому поводу "расхождениях во взглядах" было известно многим.
"Вышеуказанные расхождения во взглядах в вопросах поставки газа в Донецкий регион со временем переросли в конфликт, а потом – в прямое противостояние Лазаренко и Владимира Щербаня, итогом которого стало увольнение Владимира Щербаня с должности председателя Донецкой облгосадминистрации, а также его заместителей. В том числе и меня", – сказано в показаниях Гайдука.
Максим Каменев, Forbes.ua
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News