Во вторник, 18 июля, главарь боевиков Александр Захарченко озвучил внезапный план по созданию на территории Украины «государства Малороссия» с флагом Богдана Хмельницкого. Это считают идеей его полуофициального советника, русского писателя Захара Прилепина. В Киеве назвали заявления «извращенным бредом, свидетельствующим о желании продвигать вооруженную агрессию на запад».
Вести выяснили, что стоит за словами сепаратистов и чему они могут предшествовать.
Под флагом Хмельницкого
«Раз Киев не может остановить войну, мы предлагаем основать новое государство Малороссия и таким образом выйти к миру», — заявил вчера главарь самопровозглашенной ДНР. По его задумке, столицей образования должен стать Донецк, флагом — исторический стяг Богдана Хмельницкого. Захарченко заявил, что запланирован переходный период на срок до трех лет, и на это время хотят ввести режим чрезвычайного положения и запретить деятельность всех партий.
В обсуждении плана якобы принимали участие представители различных 19 регионов Украины — вплоть до Львова. Но спустя пару часов даже представители т.н. ЛНР опровергли Захарченко: своих людей не направляли и о планах не слышали. Тем более непонятно, о каких участниках из других регионов идет речь. Отреагировали и в Киеве. Петр Порошенко во время брифинга в Грузии сказал, что Захарченко не политик, чтобы к нему прислушивались. А секретарь СНБО Александр Турчинов увидел в словах Захарченко желание расширить зону вооруженной агрессии на все регионы Украины.
Переговорные позиции
Впрочем, заявление Захарченко может существенно осложнить диалог на всех переговорных площадках. Такие прогнозы уже прозвучали со стороны минских переговорщиков. Очередное заседание трехсторонней контактной группы намечено на сегодня.
По словам представителя Украины в подгруппе по безопасности Евгения Марчука, оно начнется с обсуждения «Малороссии» и может так случиться, что больше говорить будет не о чем. «Это и было основной целью Захарченко, — уверяет политэксперт Руслан Бортник. — Он хочет усложнить переговоры, разогреть ситуацию вокруг Донбасса. Сегодня конфликт замораживается, Минские соглашения в тупике, территория изолируется, финансирование лежит на России. Вторая цель — попытка шантажа Киева, намек для украинского руководства и западных партнеров, что если не будет найдено решение, то Донецк и Луганск продолжат быть политическим и военным экспериментом».
Но главным адресатом этого заявления могут быть американцы. Так, в июле Госсекретарь США Рекс Тиллерсон представил в Киеве спецпредставителя Курта Волкера — своеобразного чиновника по особым поручениям. Его цель — вывести стороны к мирному урегулированию. Он говорил, что ради этого будет проводить переговоры в Киеве и Москве.
«Он ведет параллельную линию переговоров, основным форматом остаются минский и нормандский. Уже в июле «нормандская четверка» президентов проведет телефонный разговор с перспективой личной встречи», — говорит политолог Владимир Фесенко.
Но после слов Захарченко стало понятно, что Россия намеревается переформатировать позицию по Минску в более выгодную для себя. «Россия использует желание американцев и европейцев решить украинский конфликт в ускоренном темпе. Они сделали заявку на укрупнение региона и на будущую автомизацию в составе Украины. Возможно, в федеральном статусе. Но американские и европейские партнеры этого не воспримут. Для них важно идти в формате Минска: там речь идет только об особом режиме местного самоуправления, а они пытаются повысить ставки», — добавил политолог Вадим Карасев.
Подтверждение его слов уже прозвучало из Берлина, где заявление Захарченко назвали неприемлемым.
«Формат второстепенен»
Политологи относятся к заявлению скептично и говорят, что последствий не будет. «Создание каких-либо новых гособразований на территории Донбасса невозможно», — уверен политолог Сергей Быков. Но, по словам Бортника, основная масса местных жителей позитивно отреагирует на любые перемены, если они помогут достичь определенности и стабильности: «Людям важно понимать, как они будут жить в ближайшие 10–20 лет, а название или формат — дело второстепенное».
А вот волонтер, дончанин Энрик Менендес отметил важный нюанс в заявлении Захарченко: будущее Донбасса перестали связывать с РФ и ищут ему место в составе Украины. «Захарченко говорит, что эти территории ассоциируют с Украиной, — прокомментировал он. — Значит, в Москве руководству «ДНР» дали понять, что в состав России их включать не будут. А в качестве самостоятельных субъектов они нежизнеспособны. Так что обсуждают идеи по новому формату — как оставить Донбасс в составе Украины».
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News