Кадровые изменения в высшем военном руководстве продолжаются. Речь снова идет о теперь уже бывшем главнокомандующем ВСУ Валерии Залужном, который перед назначением послом в Великобританию, прошел ВВК и был признан непригодным для службы в армии, а также о генералах из его команды. В политических и не только аспектах этой истории разбирался "Апостроф".
Источники "Апострофа" подтверждают, что зимой теперь уже бывший главком ВСУ Валерий Залужный и экс-начальник Генштаба Сергей Шаптала прошли военно-врачебную комиссию (ВВК) и были признаны непригодными для службы в армии. Кроме того, Валерий Залужный уволился с военной службы. Однако, по данным редакции, тогда ВВК прошли еще по меньшей мере семь генералов из команды экс-главкома.
Возможно, эту историю следует списать на отсутствие политического опыта Валерия Залужного и непонимание того, как подобный шаг может быть воспринят украинским обществом. Ведь тысячи других раненых военнослужащих пока не могут так легко уволиться со службы.
"Одно дело - списывать рядового бойца, которому наматывают кишки на руку и не могут доказать, что у него оторвана нога именно во время боевых действий. Другой вопрос – списать по ВВК человека, занимавшего высшую военную должность в стране. Конечно, я не говорю о какой-либо коррупционной составляющей в отношении Валерия Залужного. Возможно, действительно состояние здоровья не позволяет ему продолжать свою деятельность в армии. Возможно и такое", – говорит Апострофу политический аналитик Александр Кондратенко.
Но волна негатива уже всколыхнула украинское общество.
Юридические механизмы
Закон определяет четкий перечень причин, по которым возможно увольнение из рядов ВСУ в военное время. Помимо признания непригодным к службе, это демобилизация (ее ждать в ближайшее время не стоит); по достижению 60-летнего возраста или 65-летнего возраста – для высшего офицерского состава. Также это наличие обвинительного приговора суда. И по "семейным обстоятельствам".
"Если говорить об увольнении по состоянию здоровья, то здесь есть еще один нормативно-правовой акт - приказ Минобороны №402, который регулирует вопрос проведения военно-врачебной экспертизы и, собственно, определяет по каким диагнозам человек может быть признан непригодным или ограниченно пригодным", - объясняет "Апострофу" соучредитель общественной организации "Принцип" Любовь Галан.
Часто само признание непригодным к военной службе является способом обойти юридические формальности.
“Я думаю, там не было других процедурных моментов, чтобы назначить его (Валерия Залужного, - "Апостроф") на дипломатическую службу. Он до этого момента был военнослужащим и юридические тонкости не давали ему других возможностей перевестись на дипслужбу с военной в условиях войны", – объясняет "Апострофу" политолог Петр Олещук.
“Возможно и для них (для других генералов - "Апостроф" ) также найдены внешнеполитические должности. Надо будет следить за этими генералами. Просто им нет смысла проходить ВВК и терять рейтинг, если у них нет определенного разумного продолжения карьеры”, - не исключает эксперт по вопросам безопасности Алексей Ижак в разговоре с “Апострофом”.
Другое дело, что далеко не все готовы к такому шагу. По данным редакции, нередко военнослужащие отказывались от должностей, в частности дипломатических, из-за нежелания комиссоваться.
Последствия
Почему Валерию Залужному, человеку с огромным военным опытом не нашлось места в системе внутри Украины, вполне понятно. Прежде всего, это осознание того, что, находясь внутри Украины, Залужный так или иначе будет создавать конкуренцию президенту Владимиру Зеленскому.
"Если смотреть на рейтинги Залужного и Зеленского, то бывший главком - это его первый конкурент, хотя он лично не проявлял президентских амбиций", - подчеркивает Александр Кондратенко. - Но, будучи в Украине, он мог встречаться и общаться с людьми, которые могли бы его поддержать. Или привлечь к какому-нибудь своему проекту. Политический проект под флагом Валерия Залужного – это не то чтобы 100% успех, но 75% успеха только за бренд. За ним люди уже пойдут. Таким образом, избавились от будущего конкурента или проблемы, которая могла бы возникнуть”.
В этом плане увольнение генералитета, с одной стороны, имеет свои репутационные последствия, а с другой - открывает новые возможности.
Если ты списан и становишься гражданским, то спокойно можешь участвовать в любых политических баталиях, конечно, не сейчас, а впоследствии. И, возможно, для будущего такой ход был бы нужен”, - добавляет политический аналитик Александр Кондратенко.
Проблема ВВК остается
Способ, которым Валерия Залужного и, возможно, других членов его команды уволили с военной службы, привлек бы меньше внимания, если бы проблема ВВК не была столь болезненной для военных. Еще недавно было много жалоб на бюрократию, низкую скорость и плохое качество прохождения комиссии. Изменения в этой сфере продолжаются, но ряд проблем еще остаются.
Сейчас, пожалуй, больше всего на слуху – отмена вывода ВВК об ограниченной пригодности. Эта норма находится в большом законопроекте о мобилизации, который народные депутаты рассматривают уже второй месяц.
“Других законодательных инициатив не было, но в целом кардинальных изменений военно-врачебная экспертиза не претерпела. И это самая большая проблема, - объясняет “Апострофу” соучредитель общественной организации “Принцип” Любовь Галан, - “Приказ №402 (который регулирует деятельность ВВК - "Апостроф") очень несовершенен, военно-врачебная экспертиза неэффективна в ряде случаев. Есть очень большая дискреция врача, членов комиссии по определению статуса человека. Как следствие, это приводит к действительно людоедским историям, когда люди, имеющие нарушение функциональности организма, признаются пригодными и мобилизуются. Поэтому должна быть переосмыслена система определения пригодности к службе".
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News