Около месяца в стране продолжаются массовые проверки в Территориальных центрах комплектования и социальной поддержки (ТЦК) или, говоря по-старому, военкоматах. Руководство и сотрудников ТЦК подозревают в массовых злоупотреблениях и коррупции. Проверки, в которых задействованы практически все правоохранительные структуры, привели к открытию по состоянию на сейчас 112 уголовных дел, из которых до суда дошли пока только 15. Президент Владимир Зеленский даже заявил об увольнении всех областных военкомов. Открытое вторжение РФ длится уже полтора года, но массовые облавы начались только сейчас в силу, в том числе, внешнеполитических причин. Почему кампания против коррумпированных военкомов рискует провалиться в судах, читайте в материале «Апострофа».
Торговля «белыми билетами»
В пятницу, 11 августа, Владимир Зеленский заявил о радикальном решении в отношении руководства Территориальных центрах комлектования по всей стране.
«Увольняем всех областных „военкомов“. Управлять этой системой должны люди, точно знающие, что такое война и почему цинизм и взяточничество во время войны — это государственная измена. Воины, которые прошли фронт или не могут быть в окопах, потому что потеряли здоровье, потеряли конечности, но сохранили свое достоинство и не имеют цинизма, — именно им можно доверить эту систему комплектования. Реализовать это решение должен Главком Залужный. Перед назначением новых руководителей ТЦК будет проверка СБУ», — отметил он.
«Уволенные военкомы и другие чиновники с погонами без подозрений, если хотят сохранить погоны и сохранить достоинство — на фронт», — отметил Зеленский. Также президент Украины сообщил, что через две недели состоится заседание СНБО по деятельности военно-врачебных комиссий.
Спектр коррупционных нарушений, которые правоохранители фиксируют в ТЦК, широкий — содействие в уклонении от мобилизации, продажи «белых билетов», вымогательство денег с мобилизованных, подделка документов, махинации с премиями и зарплатами, незаконное трудоустройство и прочее.
Читая новостную ленту, может сложиться впечатление, что с проверками и обысками можно приходить в каждый центр комплектования или домой к каждому военкому — везде найдутся недостатки в работе, нарушения разной степени тяжести, а также непонятно откуда взявшиеся солидные суммы денег в валюте.
В среду, 9 августа, полицейские выписали одному из военкомов районного ТЦК в Киеве протокол о нарушении антикоррупционного законодательства за незаконное трудоустройство родственника. Днем ранее стало известно, что Печерский суд столицы арестовал военкома Донецкого областного ТЦК, которого подозревают в махинациях с зарплатами в общей сумме на 1 млн гривен, а также в трудоустройстве в военкоматы представителей криминалитета, дабы помочь им избежать им суда по тяжким статьям.
За пару дней до этого решением Лычаковского суда Львова был арестован военком из Закарпатья, который подозревается в эксплуатации солдат, которые, согласно материалам следствия, построили ему дом.
Нынешняя «эпопея» с проверкой ТЦК началась еще в прошлом месяце, когда президент Владимир Зеленский, реагируя на факты массовых злоупотреблений Одесского областного ТЦК, заявил о необходимости начать проверки военкоматов по всей стране. Теперь уже бывший военком Одесской области Евгений Борисов «прославился» тем, что, будучи на должности, «нагрел руки» на 188 млн гривен. После скандала его сначала уволили с должности, а пару недель назад по решению суда арестовали.
После открытия дел по Одесскому областному ТЦК, в Национальной полиции сообщили о задержании сотрудников военкоматов в Волынской, Днепропетровской и Черновицкой областях. К началу текущего месяца обыски были проведены у руководства ТЦК Днепропетровской области по подозрению в незаконном обогащении, а также 1 августа в СБУ отчитались, что при вымогательстве взятки был задержан руководитель районного ТЦК в Полтавской области.
Из-за открытого вторжение возникла ситуация, что многие руководители военкоматов внезапно оказались на серьезных денежных «потоках». Учитывая отечественные коррупционные реалии, у общественности возникли подозрения, что первыми под горячую руку попали руководители ТЦК, которые в силу разных причин не имеют серьезной политической «крыши».
Картинка перед Западом?
Впрочем, согласно другой версии, Офис президента в силу разных причин, о которых будет сказано ниже, вынужденно пошел на наведение порядка в столь важной для обороны страны сфере.
«Крайне сомнительно, что такие персоны, как Борисов не имеют связей „наверху“. Информация о вопиющих нарушениях и злоупотреблениях в Одесской области циркулирует относительно давно. Регион прославился массовой продажей „белых билетов“. В СМИ и социальных сетях просачивалась информация, что людей просто хватали на улицах, выдавали повестки именно с целью вымогательства денег. В обороте оказались существенные суммы „грязных денег“, на которые можно купить лояльность, но делу все равно дали ход. Видимо, на Банковой решили, что пора с таким криминальным „бизнесом“ заканчивать, иначе будут серьезные последствия», — говорит «Апострофу» глава Центра правового анализа и исследований политических рисков Михаил Дяденко.
Также, как рассказали «Апострофу» информированные источники, в Одессе до последнего времени работала схема с разрешениями на выезд моряков за границу для работы. «По сути, речь шла об огромных суммах, так как такие разрешения нужны были на постоянной основе», — рассказал источник.
Судя по всему, уголовных дел, обысков, подозрений и задержаний в отношении руководителей и работников ТЦК будет еще больше. В массированных «облавах» по военкоматам, которые продолжаются каждый день, задействованы практически все силовые и антикоррупционные ведомства — СБУ, полиция, Госбюро расследований, Нацагенство противодействия коррупции и прокуратура.
Открытое вторжение РФ продолжается больше года, но громить «военкоматовскую мафию» начали только сейчас. Почему?
«Происходящее сейчас с ТЦК — это попытка создать картину „решительного наведения порядка“ перед западными партнерами и во вторую очередь перед нашим обществом, так как власти думают о рейтингах и выборах. В условиях открытой войны, такие просчеты, связанные с мобилизаций и не только с ней, бросают тень на Банковую и президента как Верховного главкома. Насколько власти будут готовы к реальному наведению порядка, мы увидим в ходе судебных разбирательств. Если увидим приговоры и, что немаловажно, конфискацию имущества, то только в таком случае можно будет говорить об искренности намерений», — говорит «Апострофу» политический аналитик Александр Кочетков.
Убедиться с искренности намерений, увы, получится нескоро. Основную «бумажную» работу тут ведет Госбюро расследований. Как сообщили в ведомстве, из имеющихся 112 дел по фактам злоупотреблений и коррупции в ТЦК, только в 15 завершены досудебные расследования и обвинительные акты направлены в суд.
«Нельзя сказать, что никакого результата от таких „облав“ вообще не будет. Если широко смотреть на ситуацию, то идет системная работа по военкомам, депутатам и чиновникам, которые в условиях открытой войны решили „пожить для себя“. Насколько это будет иметь перспективу в суде, зависит от многих факторов, включая и профессионализм следствий, но тенденция налицо — Банковая пытается тут наводить порядок и дисциплину, в том числе, и в провластной фракции в парламенте», — говорит «Апострофу» военный эксперт Иван Ступак.
Меры без последствий
Далеко не все военкомы, пойманные на «горячем», ждут приговора суда. Часть из них после разоблачения получают перевод в регионы, на территории которых идут боевые действия.
На прошлой неделе в Тернопольской области полицейские сообщили о разоблачении военкома, который вместе с подчиненными подделывал документы для уклонения от мобилизации с целью выезда за границу. Его уволили из ТЦК, отправив на фронт.
Также военком города Южное Одесской области Егор Смирнов, который за время «нелегкой» службы, как сообщают в СМИ, стал долларовым миллионером, был переведен в одной из бригад, выполняющую боевые задачи на «передке».
«Отправка на фронт — весьма сомнительное решение, даже если этих „героев“ разжалуют в звании до солдата. Такие персоны, имея деньги и неформальное влияние, будут отравлять обстановка и моральную атмосферу даже там, что может сказаться на боевых результатах. Как бы „наказывая“ таких военкомов, можно на ровном наказать тех, кто с ними рядом будет воевать», — говорит Александр Кочетков.
Далее, не стоит забывать, что у коррупционеров всегда есть как бы легальные возможности «пропетлять»: профессиональная работа адвокатов, способных нивелировать аргументы стороны обвинения, особенности процессуального законодательства и юридической казуистики, ошибки и просчеты со стороны прокуроров, а также «вечная» коррупция в судах.
И хотя член Комитета Верховной Рады по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки, представитель президента в парламенте Федор Вениславский заявил, что процесс увольнения военкомов пройдет очень быстро, так как людей, которые могут стать на их место — много и списки уже составлены, увы, как показала практика, фигуранты громких дел, имеющие деньги и влияние, могут находить лазейки, как в ходе суда, так и после вынесенного решения.
«Каждый кейс следует рассматривать отдельно. В целом, если в ходе досудебного расследования были допущены процессуальные нарушения (неправильное оформление протоколов, просроченные даты в документах, например), которые суд счел существенными и, в том числе, на этом основании оправдал подсудимого, то „просто взять“ и уволить такого военкома с должности будет сложно. Даже если вышестоящее начальство будет точно знать, что на нем „клейма ставить негде“. Уже были прецеденты, когда разные опальные полицейские или прокурорские чины через суды восстанавливались в должности и еще с материальной компенсацией. Есть риск, что с оскандалившимся военкомами может быть так», — резюмировал Иван Ступак.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News