Второй тур президентских выборов — 2019 уже выглядит как самая необычная политическая кампания в современной истории Украины. Троллинга, провокаций, грязных технологий — тоже было вволю.
Во всем этом есть и положительная сторона: в такие моменты политики оказываются максимально доступными критике и влиянию со стороны избирателей-налогоплательщиков, пишет Валерий Литонинский в №7 Журнала Корреспондент.
Первый тур выборов президента Украины прошел в конкурентной борьбе, честно и свободно. Это единогласно признали как украинские, так и международные наблюдатели. Победителями голосования стали комик Владимир Зеленский и действующий Президент Петр Порошенко. Теперь именно эти двое и разыграют президентскую булаву. Такой состав финальной битвы во втором туре выборов мало кого удивил. Куда более удивительны результаты, которые показали Зеленский и Порошенко. За шоумена в первом туре отдали свои голоса 30,2% избирателей, а за действующего главу государства — 15,9%. Почти двукратный разрыв оставляет шансы на борьбу во втором туре, или все уже предрешено?
БОЛЬШОЙ РАЗРЫВ
Почти треть проголосовавших поддержала Зеленского — в осознании этого факта украинское общество за неделю после выборов прошло уже несколько этапов. Были и отрицание, и гнев (особенно в социальных сетях), и торг, все ближе депрессия и принятие. «Кто эти люди?», «Как за него вообще можно голосовать?» — наверняка в последнее время такие вопросы вам доводилось слышать. Но если отбросить эмоции, то можно найти вполне технологические и социологические объяснения результата Зеленского.
Комик собрал больше голосов, чем Порошенко во всех регионах Украины кроме Запада, где первым был действующий Президент. Но больше всего голосов Зеленскому принес Юг страны. Здесь же, в Днепропетровской, Запорожской, Николаевской и Одесской областях, зафиксирована самая большая явка избирателей на выборах. Особенно бросаются в глаза перемены по сравнению с голосованием 2014 года. Явка в южных и восточных областях выросла в среднем на 10%. И все это избиратели Зеленского. В то же время на Западе, где сконцентрировано основное ядро избирателей Порошенко, явка по сравнению с 2014 годом значительно сократилась. И чуть ли не впервые юго-восточные регионы страны голосовали активнее западных.
Перед выборами популярным было мнение, что потенциальный избиратель Зеленского просто не дойдет до избирательных участков, но получилось, что «не дошли» до них как раз сторонники действующего Президента. Это серьезный вызов и удивительная аномалия. Чем вызвано? Протестным голосованием.
В 2014 году после распада Партии регионов и Евромайдана у юго-восточных областей реально не было своего кандидата, и они просто игнорировали выборы. В Зеленском же они увидели своего: говорит на русском языке, обещает завершить войну, правда, не объясняет, как именно, не апеллирует к патриотизму. При этом пока часть сторонников лидера 95 Квартала видит в нем условно пророссийского кандидата — жители восточных регионов и малообеспеченные, другая часть уверена в его модерновости, в ориентации на Запад — это молодежь и креативный класс, которые были взбешены сигналами о реальной и мнимой коррупции в окружении действующего Президента. То есть каждый избиратель Зеленского наполняет его образ по-своему, сам допридумывает себе кандидата. А комик просто молчит и не развенчивает их представления о прекрасном.
Но кроме условно пророссийского избирателя поддержали шоумена и еще две группы украинцев — те, кто «против всех» и готов был голосовать за любого внесистемного кандидата, так называемое новое лицо — это базовый электорат Зеленского. А также те, кто главной задачей президентских выборов считает отстранение с должности Порошенко. Причем избиратель «кто угодно, но не Порошенко» переметнулся к шоумену от Юлии Тимошенко, окончательно похоронив ее шансы на выход во второй тур.
Вместе с тем результат Зеленского развенчал миф о том, что за него голосует только молодежь. Нет, конечно, в возрастной категории до 30 лет он абсолютный лидер. Но он победил и во всех других категориях кроме 60+. И тут сработала технологически правильное построение его кампании. По сути, у Зеленского получился симбиоз: с одной стороны, на его рейтинг в режиме нон-стоп работал один из самых рейтинговых национальных телеканалов — 1+1. Это охват более возрастной аудитории. С другой — Зеленский точно выиграл войну за интернет, его диджитал-стратегии, проникновению в социальные сети, YouTube, Telegram, Instagram не было равных. Это дало охват более молодой аудитории.
На Банковой явно не рассчитывали на почти двукратное отставание от Зеленского по итогам первого тура. Второе место — да, вполне прогнозируемо, тем более что главной задачей команды действующего Президента в первом туре было отцепить вечного оппонента Тимошенко. С этой задачей справились, но отрыв Зеленского оказался серьезным ударом. Не скрывал этого и сам Порошенко. Одним из самых очевидных способов догнать комика у действующего Президента изначально считали прямые дебаты между кандидатами перед вторым туром голосования. Сразу же после объявления первых результатов экзитполов Порошенко позвал Зеленского на дебаты. Тот вроде бы и не возражал. Но потом что-то пошло не так.
АНАЛИЗЫ ВМЕСТО ДЕБАТОВ
И что теперь? Кандидаты в президенты сдают анализы, обмениваются видеообращениями и попеременно вызывают друг друга подебатировать на крупнейшем стадионе страны. Дебаты перед вторым туром выборов — обязательное условие, прописанное в законодательстве. Сам Зеленский 31 марта заявил журналистам, что он точно будет участвовать в дебатах. Но потом, видимо, взвесив все риски, передумал. И его советники начали рассказывать, что дебаты не нужны, комику не о чем говорить с Порошенко и так далее. Тем временем у Президента настаивали на очной ставке и даже запускали соответствующий флешмоб в соцсетях.
Тактика Банковой понятна: действующий Президент гораздо более опытный политик и искусный оратор. Его прямая встреча с Зеленским показала бы всю разницу в компетенции, подготовке и знаниях между кандидатами на высший государственный пост. Не в пользу Зеленского, естественно. Для комика, конечно, целесообразнее было бы избежать любого серьезного политического разговора до второго тура выборов, что ему пока успешно удавалось.
Согласно социологическим опросам, избиратели Зеленского из всех кандидатов меньше всего знают о предложениях и планах своего фаворита. Грубо говоря, голосуют, не особо понимая, что будет дальше, а лишь придумав себе образ. В такой ситуации, когда значительное количество избирателей Зеленского имеет смутное представление о его идеях, но продолжает его поддерживать, дебаты способны открыть свет на его видение проблем и предложения их решения. В итоге может оказаться, что предложения комика противоречат мнению части его же избирателей. Оно ему надо? Нет, конечно.
СТРАТЕГИЯ ПОРОШЕНКО
Но только лишь дебатами нереально отыграть показанное в первом туре отставание. Поэтому Порошенко работает в трех направлениях. Одно мы уже увидели в истории с анализами и стадионом — команда Президента пытается перехватить инициативу у своих оппонентов в борьбе за молодую интернет-аудиторию. То есть Президент заходит на территорию Зеленского. Завел Telegram-канал, записывает видеоролики, активнее использует социальные сети. Но не поздно ли на Банковой спохватились? Такую Сеть, как у Зеленского, им точно уже не построить за оставшиеся дни.
Второе изменение в кампании Порошенко — это признание собственных ошибок и обещание обновлений. Сразу же после объявления первых результатов экзитполов Президент заявил, что услышал избирателей и это для него станет серьезным уроком. С тех пор Порошенко признал собственные кадровые просчеты, пообещал больше не назначать на государственные должности друзей и бизнес-партнеров, анонсировал масштабное обновление и омоложение команды. Порошенко встретился с гражданскими активистами, часто критикующими власть.
Действующий Президент отправил в отставку чиновников Херсонской ОГА, которых подозревали в причастности к убийству Екатерины Гандзюк, в том числе и губернатора области Андрея Гордеева. Пообещал уволить скандального заместителя руководителя Службы внешней разведки Сергея Семочко. Поддержал обновление антикоррупционной прокуратуры и Нацагентства по предотвращению коррупции, чего давно добиваются активисты и Запад. Объявил о скором внесении в парламент закона об импичменте президента — этого до него не делал ни один глава государства. Но возникает всего один резонный вопрос: а почему, собственно, Порошенко пришел к этому только сейчас? Где он был раньше, когда 30% Зеленского еще не материализовались? Без них были бы все эти инициативы? Все это больше похоже на отчаянные попытки удержаться при власти, а не систематическую политику.
Третья и неизменная ставка Порошенко в рамках предвыборной кампании — это напоминание о том, что он жестко и последовательно отстаивает интересы Украины во внешней политике. Условно «или Порошенко, или Путин», как это следует из развешанных по всей стране билбордов.
У Зеленского, конечно, обижаются на ассоциации с Путиным и обвинения в прокремлевскости. Ссылаются на то, что за него проголосовала треть избирателей, а значит, это Порошенко их всех обзывает путинистами. Но команда комика сама дает поводы для таких разговоров и ассоциаций. Взять хотя бы историю с анализами. Зачем вообще их сдавать? Фейк о том, что Порошенко якобы алкоголик, вбрасывали только российские СМИ, а теперь его взяли на вооружение и в команде Зеленского.
Кстати, пророссийские СМИ там не перестают нахваливать лидера 95 Квартала, все пропагандистские мощности задействовали, даже бывшего так называемого прокурора Крыма Наталью Поклонскую с ее рассказами об актерском таланте Зеленского подключили. А среди украинских симпатиков комика обнаружились такие пророссийские деятели, находящиеся у власти во времена Виктора Януковича, как экс-министр юстиции Елена Лукаш и экс-замглавы администрации президента Андрей Портнов. Они тоже нахваливают Зеленского, рассказывают о реванше, а Портнов даже собрался в случае победы Зеленского формировать черные списки сторонников Порошенко.
На отношениях Зеленского с Портновым вообще стоит остановиться отдельно. Ведь среди людей, оформлявших взносы в избирательный фонд Зеленского, были обнаружены сотрудники юридических фирм, которые связывают с Портновым. Значит ли, что связь беглого экс-чиновника с компанией кандидата в президента может быть куда более плотной, чем публичная поддержка? Пока не известно. Но наверняка конкурирующая команда в этом направлении уже роет.
ЭЛИТЫ СЛЕГКА ПУТЧИТ
Но не только вопросы с перетягиванием голосов приходиться решать Порошенко. Также на Банковой отбиваются от попыток правящего класса списать действующего Президента со счетов раньше времени. Например, перед вторым туром Порошенко решил сменить главу Одесской ОГА Максима Степанова. Но чиновник отказался уходить с поста, начал рассказывать о давлении из-за выборов и незаконности своего отстранения. Такой бунт может быть показательным. А если удастся, он станет сигналом для остальной части политической элиты к бегству в направлении конкурента действующего Президента.
Случаются уже и откровенные казусы: «говорящая голова» министра внутренних дел, народный депутат Антон Геращенко заявил в телеинтервью, что перед вторым туром выборов якобы именно Аваков, является де-факто гарантом Конституции Украины. И призывает все тех же губернаторов не выполнять решения Президента. Опасная тенденция, между прочим, для системы госуправления в целом.
ФИГУРА УМОЛЧАНИЯ
Зеленскому в сложившейся ситуации остается делать только то, что у него последние месяцы получается лучше всего. Прятаться. Избегать каких-либо публичных выступлений, интервью, встреч и серьезных разговоров о своих планах в случае избрания президентом. Заменить это все видеоклипами.
Его команде удалось создать виртуальную оболочку вместо живого кандидата. Все вроде как знают, что она есть, но что она будет делать, не может сказать никто. Пока Порошенко не сходит с экранов телеканалов, объясняя свое видение будущего страны, Зеленский публикует видео из бассейна.
Вместо обнародования конкретного плана действий и представления кандидатов на ключевые государственные посты, заполнение которых лежит в компетенции президента, Зеленский продолжает набирать всевозможных экспертов. Они комментируют что-то в медиа от имени кандидата, часто вразнобой. Собрать все в единую картину с каким-то планом действий не получается. Кстати, часть этих экспертов представляет Украинский институт будущего — аналитический центр, одним из основателей которого является все тот же Антон Геращенко.
Нет ответов у Зеленского и на многочисленные факты связей его штаба с бизнесменом Игорем Коломойским. Ну кроме одного — «я ничья не марионетка». То, что Зеленского охраняют структуры Коломойского, он передвигается на автомобилях, принадлежащих компаниям Коломойского, в его штабе работает юрист Коломойского — Андрей Богдан, который раз в неделю летает к самому Коломойскому в Тель-Авив, комментируется, как простое совпадение.
Остаются у Зеленского и еще не решенные технические задачи. Например, заполнение своими представителями участковых и окружных избирательных комиссий. В первом туре Зеленский был представлен в 83,7% участковых комиссий. Для этого было задействовано почти 25 тыс. человек. Но перед вторым туром комиссии полностью переформатируются, и претендентам на президентское кресло необходимо завести в них более 200 тыс. человек каждому. Где Зеленский возьмет столько людей? Коломойский поможет? Например, бизнес-партнер Коломойского, кандидат в президенты Александр Шевченко уже заявил, что поделиться своими членами комиссий с Зеленским.
Когда будут дебаты? Где и как они пройдут?
О чем будет говорить с «нормандской четверкой» молодой кандидат?
Что будет с ПриватБанком, если его изберут?
Кого поддержит в качестве премьера осенью?
Гарантирует ли несмещение главы НБУ?
Где обещанные 8 апреля и готовые к реализации шаги действующего Президента?
Что уже понятно с делом Укроборонпрома?
Почему нет внятной реакции действующего Президента на бунт уволенных со своих должностей региональных начальников?
Как раз на неделю дел.
Источник: korrespondent.net
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News