В разгар решения вопроса о предоставлении православной церкви в Украине автокефалии глава Украинской православной церкви Киевского патриархата патриарх Филарет сделал ряд ярких заявлений.
Одно из них было адресовано Украинской православной церкви Московского патриархата. В частности, он заявил о том, что в случае получения Украиной томоса у УПЦ МП будет два пути: либо присоединиться к единой церкви, либо перерегистрироваться в украинский экзархат Русской православной церкви.
"Часть Русской церкви останется в Украине. Но влияния она не будет иметь на украинское общество. И все будут знать, что это русская церковь, и относиться к ней как к русской церкви", - подчеркнул патриарх.
С просьбой прокомментировать это заявление OBOZREVATEL.UA обратился к народному депутату Украины (фракция "Народный фронт"), президенту Украинской ассоциации религиозной свободы Виктору Еленскому и главе Информационно-просветительского отдела УПЦ, архиепископу Клименту.
ВИКТОР ЕЛЕНСКИЙ: В Раде готов законопроект о переименовании
- В Верховной Раде зарегистрирован законопроект, согласно которого религиозные организации, чей центр находится в стране-агрессоре, должны отображать в своем названии в том числе и название этого зарубежного центра.
Этот законопроект был рассмотрен на заседании профильного комитета и был рекомендован для принятия Верховной Радой.
Таким образом, Украинская православная церковь будет обязана отображать в своем названии, что она является частью Русской православной церкви, что она является частью Московского патриархата.
Кстати, чтобы обезопасить себя в конце прошлого года в устав РПЦ были внесены изменения. Была добавлена глава, в которой самоуправление УПЦ в рамках РПЦ было ограничено, но было зафиксировано, что центр УПЦ находится в Киеве, а не в Москве.
Но если этот законопроект будет принят, УПЦ будет вынуждена сменить название.
- Как будет звучать новое название УПЦ?
- Украинская православная церковь (Московский патриархат).
- Какова дальнейшая судьба законопроекта?
- Он уже в повестке дня этой сессии. Но в любом случае, если будет признана автокефальная церковь в Украине, будет две канонических юрисдикции – Православная церковь украинского народа и структура Московского патриархата.
- Выполнит ли УПЦ этот закон, если он будет принят?
- Я думаю, что они будут его оспаривать, начнется судебная волокита. Но разумеется, если будет закон, его надо будет выполнять.
- Какой может быть реакция РПЦ на автокефалию украинской православной церкви? Может ли за этим решением последовать активизация боевых действий на Донбассе?
- Не обязательно будут задействованы "Грады", но обязательно будут задействованы спецслужбы во всех столицах православной культуры. Если автокефалия будет признана, будет давление по всем странам: Сербия, Грузия, Греция, Румыния – чтобы их православные церкви не признавали ее.
Уже сейчас речь идет о том, чтобы заблокировать это решение. Российские спецслужбы постоянно над этим работают. Это целое направления в российском МИДе.
АРХИЕПИСКОП КЛИМЕНТ: Президент не обманет нас
- Как вы расцениваете такое предложение? Насколько это реально, на ваш взгляд?
- Церковью руководит Господь, а не люди. Поэтому все в церкви совершается по воле Божьей, а не так, как хотят политики или даже патриарх Филарет.
То, что сегодня заявляют политику, напоминает историю о том, как делили шкуру неубитого медведя.
Патриарх Варфоломей еще ничего не сказал о предоставлении кому-то автокефалии, ни разу не произнес слова "Томос", Но зато наши политики самого высокого уровня очень активно выступают в роли его пресс-службы.
Раздавать обещания и говорить о том, чего не существует – этодля нашей страны стало обычным. Похоже, что Филарет в очередной раз учавствует в политтехнологии по отвлечению внимания от существенных политических проблем. У него на этот счет имеется большой опыт.
- Допускаете ли вы в принципе возможность переименования церкви?
- Мы имеем название, которое зарегистрировано государством, и указывает, что наша церковь независима в своем управлении. Эту независимость мы получили даже раньше, чем Украина стала независимым государством. Никаких законных предпосылок для смены этого названия не существует.
Киевский патриархат хочет отобрать наше название лишь потому, что это не исконная церковь украинского народа от времен Крещения Руси, а новосозданная религиозная организация. В свое время Киевский патриархат присвоил всю материальную структуру Киевской митрополии, украл церковные деньги, но ему не удалось присвоить название.
Теперь они хотят украсть даже наименование. Но есть такая заповедь: "Не укради". Я думаю, Филарету следовало бы перечитать Закон Божий и еще раз напомнить себе эту заповедь.
- Как вы оцениваете перспективы присоединения УПЦ к единой церкви?
- В такой последовательности вопрос стоит некорректно. Это неверно ни с формальной логики, ни с духовной.
УПЦ и есть единой признанной всеми церковью Украины. Когда-то от нее откололись несколько частей, которые в несколько раз меньше ее.
Целое к частям не присоединяют – все происходит наоборот. Это нонсенс: признавать меньше трети православных приходов, находящихся в расколе с сомнительной историей, да еще и требовать присоеденить к ним две трети канонических православных приходов.
Когда речь идет об объединении украинского Православия, нужно не забывать, что многие годы главным ступором в этом благом деле был и остается сам Филарет. Какая проблема объединиться Киевскому патриархату и УАПЦ? Они почти 30 лет ссорятся между собой, проклинают друг друга.
Они не могут объединиться уже десятки лет, и никакой томос им не поможет. Мы этому никогда не мешали. Наоборот, мы всегда призывали к единству украинского православия. В самом Киевском патриархате, да и светская власть, прекрасно понимают, что пока у руля Филарет, никакой единой церкви в Украине не будет. Он ее разделил в 1992 году теми же методами, которыми теперь цинично призывает объединить.
- Допускаете ли вы опасность того, что УПЦ может быть изгнана из Украины?
- Мы живем в такое время, когда удивить чем-то сложно. Дело в том, что УПЦ – не какая-то административная структура и даже не юридическое лицо. УПЦ – это миллионы украинских граждан. Те, кто заявляют, что УПЦ следует дискриминировать, либо изгнать, либо как-тоиначе ущемить в правах, на самом деле высказывают откровенно ксенофобские лозунги.
В Украине существует уголовное законодательство, которое определяет конкретное наказание для людей, которые призывают к таким вещам.
Даже согласно последних социологических опросов, насколько бы они ни были субъективны, очевидно, что миллионы украинцев сегодня поддерживают УПЦ, которая находится в каноническом единстве со всем вселенским православием.
Называть миллионы верующих украинцев людьми второго сорта да еще и призывать к их дискриминации – это неприкрытый фашизм.
- Вы знаете, что УПЦ часто называют агентами ФСБ. Как вы думаете, в чем состоит главная причина того, что в адрес церкви звучат такие обвинения?
- Как говорится, на воре и шапка горит. Как правило, те, кто и являются агентами, пытаются спихнуть с себя вину и переложить проблему с больной головы на здоровую.
Но глава Службы безопасности Украины Василий Грицак неоднократно заявлял, что у его службы никаких претензий к Украинской православной церкви как наибольшей религиозной организации нет.
- По словам патриарха Филарета, в случае создания единой церкви в Украине количество ее прихожан будет превышать количество верующих, принадлежащих к УПЦ. Согласны ли вы с такими оценками?
- Филарет – человек в возрасте, а все время говорит в сослагательном наклонении и убеждает в том, чего не существует.
Сегодня у Киевского патриархата не то, что прихожан меньше – там в несколько раз меньше священства. У УПЦ КП и УАПЦ только епископов и патриархов много. А священников вместе взятых – в несколько раз меньше, чем в УПЦ. Монастырей там практически совсем нет. Даже если они бы захватили хоть одну Лавру – там жить бы некому было. В одном Почаеве монахов больше, чем в расколе по всей Украине.
Они хотят отобрать у нас лавры. А кто будет служить в тех лаврах, если у них всех вместе священников столько не найдется, сколько монахов в УПЦ? А священство само по себе не появится. Какие бы соцопросы не проводили – нет благодати в Киевском патриархате, а потому и нет реальных прихожан, по тому и нет священников и монахов. Политика и админресурс им никак в этом не помогут.
- Если УПЦ придется сменить название, в том числе в случае принятия соответствующего закона Верховной Радой Украины, какой может быть реакция РПЦ?
- Я не могу отвечать за РПЦ, но хочу напомнить, что Президент Украины неоднократно заявлял, что не допустит дискриминации украинских граждан по религиозным убеждениям.
Не может же так быть, чтобы после этих слов он свой народ обманул и подписал подобного рода законы.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News